Омская энциклопедия дружбы
Эстонцы
Численность эстонцев в России – 17875 чел., городское население составляет 65,33 %, сельское – 34,67 %. Основными регионами проживания являются: Республика Коми, Ленинградская, Новосибирская, Омская области, Красноярский край и другие субъекты Российской Федерации.
Эстонский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно- угорской группы уральской семьи. В языке есть несколько диалектов: северный (средне-северный, островной, восточный и западный говоры), южный (мулькский, тартуский и выруский говоры) и северо-восточный прибрежный. Сету говорят на выруском диалекте эстонского, который сами считают самостоятельным языком.
Литературный язык был создан на основе северного диалекта. Письменность основана на латинском алфавите. Единый национальный литературный язык сложился в третьей четверти XIX в.
В 1890-х гг. в эстонских колониях Омского Прииртышья существовали национальные школы, где преподавание велось на трех языках – эстонском, финском и латышском. Особенностью эстонских переселенцев была почти всеобщая грамотность. Из Эстонии выписывали газеты, календари, книги, чтобы быть в курсе жизни в европейской части России и во всем мире.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 2082 чел., из которых 1 чел. обозначил себя как сету (сето). Здесь наблюдается диспропорция в соотношении городского и сельского населения в пользу сельского. Городское население насчитывает 962 чел., включая сету (сето), сельское – 1121 чел. Районами относительно компактного проживания эстонцев на территории региона являются: Калачинский, Оконешниковский, Седельниковский и Тарский.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы и религии мира / гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.
Эстонцы. Фото из открытых интернет-источников
Переселение же прибалтов в Сибирь и обратная миграция проходила в несколько этапов: 1) 1802 г. – середина 1880-х гг. – ссылка и образование в Сибири моноконфессиональных лютеранских колоний, в которых оказались эстонцы, финны, немцы и корлаки (самоназвание ингерманландских финнов). На территории современной Омской области в XIX в. существовало две таких колонии: Рыжково (время основания, согласно разным документам, колеблется между 1799 и 1802 гг.) и колония на реке Омь (основана в 1864 г.).
Ухудшение социально-экономического и хозяйственного состояния Рыжковской колонии в 1860-х гг. повлекло за собой организацию дочерней колонии в 1864 г. на реке Оми, получившей название «Лютеранская колония». В рамках «Новой лютеранской колонии» на реке Оми было образовано четыре моноэтничных поселения, из которых эстонцы образовали деревню Ревель. Появились здесь и ссыльные. Это были в большинстве своем эстонские крестьяне, участники антикрепостнических выступлений 1858 г. Наибольшим размахом и ожесточенностью отличалось выступление крестьян в местечке Махтра, в Северной Эстонии. По распоряжению царя Александра II участники восстания были преданы военному суду. По приговору, 33 крестьянина были направлены на поселение в Сибирь.
2) В конце XIX в. начинается период добровольных крестьянских миграций. Однако, сибирское направление не было особенно привлекательным у эстонских переселенцев, несмотря даже на содействие процессу переселения со стороны имперской администрации и строительство Сибирской железной дороги. К 1897 г. в Сибири проживало 4082 эстонца, из которых примерно 50,1 % приходилось на Тобольскую губернию (здесь осело 2047 эстонцев). Крупнейшими эстонскими (как однонациональными, так и смешаными) населенными пунктами были деревни: Золотая Нива Покровской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии (432 эстонца) и КовалевоЛоктинской волости Тюкалинского уезда (380 эстонцев и 112 латышей) и оправившаяся от эпидемии и пожара Рыжковская колония (519 латышей и 381 эстонец). Кроме того, в этот период возникают такие населенные пункты, как Эстонка, Лилейка, Юрьевка. Только в Тарском и Тюкалинском уездах проживало 1947 эстонцев.
В первое десятилетие XX в. переселение эстонцев в Сибирь достигло своего апогея. Всего в России в этот период возникло 75 эстонских колоний, 44 из которых (58,7 %) было в Сибири. В Тобольской губернии в 1907 г. появились деревни: Березовка, Розенталь и Нарва, в 1908 г. – Семеново, Поливановка и поселок Калачевский, в 1909 г. – Васюган, Арукюла и Высокогривенск, Лифляндка. Кроме того, в этот период существовало большое число хуторов, где чаще всего проживало по одной семье из 4–7 человек.
В 1910–1914 гг., несмотря на возникновение новых поселений в Сибири, увеличился удельный вес обратного переселения. В указанный период из Сибири в Прибалтийские губернии выехало около 1/3 от числа прибывших переселенцев. Причинами, по которым прибалтийские переселенцы покидали Сибирь, были неразвитая инфраструктура края, удаленность переселенческих участков от крупных населенных пунктов.
С 1930 г. эстонские населенные пункты постепенно исчезают с карты Омской области. Немалую роль в этом играло раскулачивание. Например, более 70 % раскулаченных по Новоуйскому и Бакляновскому сельским советам были эстонцами.
3) На 1930–1940-х гг. приходится вторая волна переселений латышей и эстонцев в Сибирь, связанная с депортацией «неблагонадежных» элементов. В 1940–1941 гг. и 1944 г. – конце 1950-х гг. активизируются двухсторонние миграции (возвращение в Прибалтику латышей и эстонцев из других районов СССР после вхождения Прибалтики в состав Советского Союза в 1940 г., депортации 14 июня 1941 г., эвакуация латышских и эстонских граждан с частями Красной Армии летом 1941 г. и их возвращение после изгнания оккупантов, а также высылка лиц, боровшихся против Советской власти или обвиненных в этом в 1944 г. – начале 1950-х гг., с их последующим возвращением).
4) С 1970-х гг. в Сибири в целом наблюдается сокращение эстонского населения.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы и религии мира / гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.
Эстонцы. Фото из открытых интернет-источников
Эстонские крестьяне. 1862 г. Фото из открытых интернет-источников
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Вместе с тем эстонские колонисты знакомили соседей с методами ведения интенсивного сельского хозяйства – травосеянием, винокурением из зерна, товарным производством новых сельскохозяйственных культур (например, льна), новыми сельскохозяйственными орудиями (железный плуг, конные грабли и др.), новыми приемами животноводства (теплый хлев). Наряду с этим у некоторых групп эстонских поселенцев долго сохранялись архаичные методы ведения хозяйства (посадка картофеля под лопату, открытое держание скота зимой под навесом, примитивная снопосушильня – шиш), а также русская сельскохозяйственная терминология.
Главными занятиями эстонцев были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лен, бобовые) и скотоводство (молочный скот, лошади, свиньи, овцы). В середине ХIХ в. распространяется товарное производство картофеля, льна, молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность, главным образом текстильная (сукноделие). Уровень хозяйственного развития эстонцев в Сибири во многом определялся природно-географическими условиями, в которых находилось поселение, наличием плодородной земли, пастбищ для скота, а также первоначальным уровнем благосостояния переселенцев. В наилучших условиях для ведения хозяйства находились эстонские поселения в степной полосе Тобольской губернии и Акмолинской области.
Из ремесел сегодня у эстонцев распространено вязание на продажу шерстяных носков, варежек, перчаток. В частности, у сету вязаные рукавицы являются традиционным подарком во время похорон. Предпочтение отдается белому, красному и коричневому цвету. При обработке шерсти до сих пор применяются старинные технологии и прялки.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Эстонское рукоделие: вязание традиционного узора виккеля. Фото из открытых интернет-источников
При мызном устройстве в пользовании всего общества оставлялась только некоторая часть леса (обычно от 4 до 6 дес. на душу мужского пола), все же остальные угодья разбивались на сплошные подворные участки по числу душ мужского пола в каждом отдельном дворе. При этом, поскольку в состав участков включались и неудобные земли, кроме совершенно негодных, то оставались некоторые излишки свободных земель, которые образовывали особый земельный фонд, поступавший в распоряжение общества на непредвиденные надобности, для таких случаев как, например, семейные разделы, увеличение народонаселения и т. п.
Отличие подворных поселков от селений с общинным землепользованием заключалось в том, что в них в мирское пользование выделялись только леса, поскотина, выгон и излишние свободные земли, усадьбы же, пахоты и сенокосы поступали в подворное наследственное пользование отдельных домохозяев с соблюдением строгой уравнительности в распределении угодий.
Основой хозяйства до начала коллективизации оставался хутор. В Сибири хутора и заимки обычно располагались вокруг деревни, зачастую в деревнях проживали совместно эстонцы, финны, латыши, немцы, иногда русские. В 1920-е гг. в среде прибалтийских групп широко развивалась кооперация.
Традиции домостроительства у эстонцев были очень похожи на латышские, – с одной стороны, и русские, – с другой. Среди жилых построек более востребованными были пятистенки с сенями (прямогольный в плане, разделённый пятой стеной на жилую комнату и сени). Они имели вытянутую форму и располагались торцом к улице, сени размещали вдоль длинной или короткой тыльной стороны здания. В семьях, где русский язык был принят в качестве внутрисемейного (основного или второго, дополнительного), для комнат дома были усвоены названия, бытовавшие в этом селе. Так, в эстонско-русских семьях комната с печью называлась избой, прихожкой, хатой, парадная комната без печи или с голландской печью («галанкой») – горницей. Печи, как правило, были глинобитными, лишь иногда их делали из кирпича.
Многие эстонцы имели ремесленную специальность, были сапожниками, кузнецами, печниками, суконщиками, сыроварами, что давало им дополнительный доход.
В усадьбах, кроме жилых домов и бань, возводили постройки для хранения зерновых и содержания скота. По составу построек усадьбы эстонцев мало отличались от тех, что принадлежали старожилам. В Сибири у эстонцев могла встречаться жилая рига – срубная трехкамерная постройка с высокой соломенной крышей. Центральное жилое помещение, отапливаемое по-черному (рига), использовалось также для просушки снопов; к нему примыкали кладовая-камора и гумно. Другие постройки усадьбы – клеть (айт), хлев (лаут), летняя кухня (кода), баня (саун). С конца ХIХ в. появляются печи с дымоходом, жилье начинают строить отдельно, оставляя за ригой только хозяйственное назначение.
В настоящее время в жилище сибирских эстонцев произошли серьезные изменения. После коллективизации на смену рассеянной планировке поселений пришла уличная. Если раньше в таежной и лесостепной полосе эстонцы строили деревянные дома, а в степной зоне иногда встречались и глинобитные здания, то в последнее время на центральных усадьбах колхозов (ныне акционерных обществ) с эстонским населением все чаще возводят одно- или двухквартирные каменные, или шлакоблочные дома. Эстонцы заимствовали у русских замкнутую нераздельную усадьбу, причем у эстонцев практически не сохранилось риг, а хлеб они обмолачивают на току акционерного общества.
Кардинально изменился интерьер жилища. Раньше во внутреннем убранстве жилищ было много своеобразных черт, например, деревянные резные кровати, шкафы, сундуки для белья, домотканые одеяла и дорожки. Стол обычно располагался у окна напротив печи. В настоящее время в интерьере жилищ преобладает унифицированная фабричная мебель массового производства. Но по- прежнему эстонские дома отличаются ярким декором – ворота и наличники украшают цветочные орнаменты, исполненные яркими красками.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Жилой дом. Часть экспозиции Вярска хутор-музея. Эстония. Фото из открытых интернет-источников
Интерьеры жилого дома. Часть экспозиции Вярска хутор-музея. Эстония. Фото из открытых интернет-источников
Наиболее типичный национальный костюм сибирских эстонцев – у фольклорного ансамбля с. Золотая Нива Оконешниковского района Омской области.
Он состоит из белой блузки, украшенной металлической брошью, и серой клетчатой юбки. У участников этого ансамбля сохранилась эстонская национальная обувь – кожаные постолы. В качестве головного убора использовался матерчатый венок красного цвета с белым геометрическим орнаментом.
Однако, до начала XXI в. сохранилось узорное вязание, содержащее традиционный орнамент. В настоящее времяи в Прибалтике, и в Сибири наиболее длительное и полноеразвитие старинные традиции получили в вязаных частях одежды: носки, чулки, варежки.
Главное отличие от аналогичных русских изделий и латыши и эстонцы, живущие в Сибири, видят в стилизованном цветочном орнаменте. Для эстонских вязаных изделий характерны зеленые и красные цветочные узоры на черном фоне.
И у латышей, и у эстонцев пожилые женщины иногда вяжут юбки, пуловеры, платки и т. д. В целом же у латышей и эстонцев Западной Сибири бытует «общероссийская» (европейская) одежда массового пошива.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фотоателье И.М. Шпона. Эстонская семья Уйбо, Тара.1911 г. Фото из открытых интернет-источников
Эстонский народный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Эстонская коническая брошка. Фото из открытых интернет-источников
Молочные продукты в рационе эстонцев играли меньшую роль, чем у латышей. Помимо каш, готовили много блюд из капусты (как правило, ее тушили), различные мучные или крупяные супы. Эстонцы, как и латыши, пекли небольшие пироги с разнообразной начинкой, ватрушки с творогом и булочки. Распространенным было использование жареных семян конопли или конопляного жмыха.
В Сибири в рацион эстонских переселенцев вошел широко используемый окружающим населением чай, лишь немного потеснивший традиционные напитки – квас, слабоалкогольное пиво, тыквенный компот и различные кисели.
В силу незначительной развитости у сибирских эстонцев огородничества, не получили большого распространения русские и украинские традиции консервирования на зиму овощей и фруктов. Традиционно квасили капусту, варили варенье, заготавливали грибы.
Следует отметить значительное увеличение места и роли мясных продуктов в повседневном рационе эстонцев, что в целом нехарактерно для прибалтийской кухни. Данная новация, несомненно, связана с адаптацией к более жесткому климату районов расселения. В обиход сибирских латышей и эстонцев быстро и прочно вошли блюда окружающего их русского населения.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Эстонское блюдо «Картулипорсс». Фото из открытых интернет-источников
Эстонское блюдо «Марципан». Фото из открытых интернет-источников
Эстонское блюдо «Мульгикапсад». Фото из открытых интернет-источников
Так, в зимний период основным праздником считалось Рождество, которое под влиянием славянского окружения, все чаще празднуют 25 декабря и 7 января. Обязательным элементом Рождества была установка и украшение сосны/елки (иногда ее заменяли березой). Эстонцы переняли от славянского населения также коляду и новогодние балы-маскарады.
Русские традиции оказали большое влияние и на праздничные обряды конца зимнего цикла, что проявляется в праздновании Масленицы. Весенний цикл праздников во многом схож с немецкими традициями.
Наибольший интерес представляет весенне-летний цикл праздников, который включает в том числе и Янов день.
В череде осенних праздников важную роль играет праздник, посвященный урожаю. Обычно он совпадает с Михайловым днем – 13 октября. В качестве завершающего этапа перехода от осени к зиме у эстонцев отмечался Мартов день. Мартовскими пирами заканчивались все осенние работы, накануне рождественского поста. Празднование включало в себя и ряжение.
Не менее интересной традицией было празднование Мардипяев (11 ноября), с этого дня начинались ярмарки народного творчества «Mardilaat», которые продолжаются теперь и до дня Кадри (25 ноября), и до самого Рождества.
В настоящее время сохранение календарной обрядности в основном сосредоточено в рамках творческих коллективов.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Эстонский праздник песни и танца. Фото из открытых интернет-источников
Танцы во дворе Музея под открытым небом возле Таллинна. Фото: Тоомас Тууль. Фото из открытых интернет-источников.
Эстонский праздник песни и танца. Фото из открытых интернет-источников
Традиционная эстонская семья Сихвре. Фото из открытых интернет-источников.
Региональная общественная организация «Общество эстонцев и ингерманландских финнов Омской области».
Дата образования: август 2021 год.Председатель общества Убалехт Иван Павлович.
Основной целью деятельности организации является развитие и сохранение культурного наследия эстонского народа ингерманландских финнов, поддержка народных промыслов, возрождение фольклорных традиций.
Эстонские традиции в регионе сохраняются во многом благодаря деятельности Региональной общественной организации «Омский областной финно-угорский культурный центр».
В Тарском районе на с 2005 года базе Объединения национальных культур «Дом дружбы» в структуре Тарского культурно-досугового центра «Север», действует Центр культуры прибалтийских народов. Основная цель создания центра - сохранение и развитие традиционной эстонской и латышской культуры в современных условиях. На базе центра работает эстонский вокальный ансамбль «Рымус» («Радостный»), ставший в 2013 году дипломантом Омского межрегионального фестиваля культур финно-угорских народов «Финоугория Сибирская – 2013. Сплетение корней», участником IV международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной».
Одной из самых популярных мероприятий Центра культуры прибалтийских народов является «Интерактивная экскурсия – «Традиции сибирских латышей и эстонцев». В программе, которой, знакомство с историей и бытом сибирских латышей и эстонцев.
Региональная общественная организация «Омский областной финно-угорский культурный центр»
Президент КАРТЕЛАЙНЕН Данил Викторович
Омский областной финно-угорский культурный центр создан в 2009 году
Основной целью деятельности организации является развитие и сохранение культур финно-угорских народов, поддержка народных промыслов, возрождение фольклорных традиций, формирование бережного и уважительного отношения к традициям финно-угорских и других народов.
Омский областной финно-угорский культурный центр в своей работе имеет ярко выраженную социальную направленность. При партнерском взаимодействии с другими организациями центр оказывает методические и юридические консультации для граждан, поддерживает культурные связи с национально-культурными объединениями Омской области, регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Региональная общественная организация «Омский областной финно-угорский культурный центр» является региональным представителем «Ассоциации финно-угорских народов РФ», расположенной в городе Саранске (Республика Мордовия). Ассоциация объединяет в своем составе 19 регионов страны, в которых проживают представители финно-угорских народов.
Картелайнен Д.В., в качестве руководителя Омского областного финно-угорского культурный центра, стал инициатором инновационного для региона проекта, сочетающего в деятельности общественной организации несколько актуальных направлений: культурное, экономическое, социальное развитие. Под его руководством финно-угорский культурный центр реализует уникальный для Омского региона «Многоступенчатый социально-интегрированный проект «Финноугория Сибирская», который включает в себя подпроекты: «Фестиваль финно - угорской культуры в городе Омске «Финноугория Сибирская»; «Финно-угорские ярмарки» в районах Омской области; «Nordic Walking» (финская ходьба с палками), как современный вид физической активности доступный всем; магистральный проект «Пансионат для пожилых людей «Гармония».
Основная идея фестиваля финно-угорской культуры «Финноугория Сибирская» - популяризация народной финно-угорской культуры, ознакомление населения с самобытным творчеством танцевальных и песенных коллективов, работающих на материале финно-угорской культуры, выстраивание дружественного межнационального взаимодействия, воспитание в молодежи чувства патриотизма и уважения к традициям разных народов, осуществление связи между поколениями.
Фестиваль и финно-угорские ярмарки в отдаленных сельских поселениях Омского региона формируют культуру межнационального общения, интерес к изучению национальных традиций, обычаев, культуры финно-угорских народов у жителей города и области. Проведение ярмарок способствует реализации творческого потенциала национальных творческих коллективов.
В рамках проекта «Nordic Walking» (ходьба с палками) проходит обучение преподавателей физической культуры общеобразовательных учреждений технике ходьбы с палками. Созданы группы для всех желающих, проводятся походы и обучающие семинары.
В 2014 году Омский областной финно-угорский культурный центр запустил магистральный проект по созданию на территории Омского региона сети частных пансионатов для пожилых людей «Гармония» на основе государственно-частного партнерства. Лозунг пансионатов «Гармония» – «С любовью и заботой о тех, кто нуждается в помощи».
Плодотворное сотрудничество Омского областного финно-угорского культурного центра и образцового ансамбля танца «Карамель» (руководитель Гнатышина Е.М.), занимающегося на базе Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» позволило его участникам больше узнать о традициях и быте народа, репертуар коллектива пополнился интересными национальными танцами: «Вепские тройки», «Удмуртский танец с браслетами», «Мордовские перетопы», «Тейтерькат».
Участники Омского областного финно-угорского культурного центра принимают активное участие в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение», проводимого БУК «Омский Дом Дружбы»: Форум «Россия – это мы!», областная профильная смена «Многоликое Прииртышье», межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра».
Картелайнен Данил Викторович
Президент Региональной общественной организации "Омский областной финно-угорский культурный центр" с 2009 года
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
Д.В.: В моей жизни был хороший пример работы Финского культурного центра. Я видел, когда люди, объединённые одной идеей, сообща могли решать нелегкие задачи. Омск всегда был территорией больших возможностей с присущим национально-культурному объединению устоем доброты и многонационального согласия! Так, в 2009 году, объединившись вместе с единомышленниками, нами была создана некоммерческая организация "Омский областной финно-угорский культурный центр". Были определены задачи организации, поставлены цели. И вот уже на протяжении более 10 лет мы осуществляем важную, по нашему мнению, работу.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
Д.В.: Горжусь созданным культурным центром, а также нашим дружным, созданным годами коллективом. Нашей команде удалось реализовать социально значимые направления, важные для нашего общества. Основным достижением для нас является факт создания и реализации многоступенчатого социально интегрированного проекта «Финноугория Сибирская», который объединил в своём составе комплекс важных подпроектов:
- создание проектной сети «Пансионаты для пожилых людей и инвалидов «Гармония»;
- создание и успешное развитие клуба здорового образа жизни по скандинавской ходьбе, который во всем мире только сейчас приобретает колоссальную популярность, а в Омске работает уже с 2010 года!
- проведение ежегодного фестиваля «Финноугория Сибирская» и финно-угорских ярмарок.
Таким образом, на сегодняшний день мы стали полноценными участниками процесса развития государственно-частного партнёрства в социальной и культурных сферах как нашего региона, так и нашей страны, что позволяет говорить о нашей самодостаточности.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
Д.В.: Вдохновение для меня - достигнутые нами на сегодняшний день результаты нашей деятельности, которые приносят пользу нашему гражданскому обществу. Та благодарность людей, которую мы ощущаем в результате нашей деятельности. Дальнейшие планы - продолжить проектную деятельность, направленную на сохранение и развитие культуры финно-угорских народов Омского Прииртышья, на воспитание подрастающего поколения, продолжение действий, направленных на заботу о старшем поколении, и, конечно же, развитие международной деятельности, которое будет позволять представлять и отстаивать интересы нашего Омского региона, нашей страны России на уровне международного сотрудничества.