Омская энциклопедия дружбы
Чуваши
Чуваши – один из народов Поволжья и Приуралья. Самоназвание чувашей – чăваш, чăвашсем, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных булгарам племён – сувар, или суваз, суас. Существуют и альтернативные точки зрения. Традиционно принято выделять основные этнографические группы чувашей– верховые (вирьял, тури, кай енчи) на севере и северо-западе, средненизовые (анатенчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые (анатри, мал енчи) на юге Чувашии и за её пределами.
Чувашский язык является единственным живым языком булгарско-хазарской (огурской) группы тюркских языков алтайской языковой семьи. Выделяются два слабо различающихся диалекта: низовой (анатри, «укающий») в южных районах республики,на основе которого сформировался литературный язык, и верховой (тури, «окающий») — в северных, выше по течению Волги. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X–XV вв. арабским. В XVIII в. у чувашей появляется письменность на основе кириллицы (старочувашское письмо). Новочувашская письменность и литература создаются в 1870-х г., в период формирования чувашского литературного языка.
Большинство чувашей владеют русским, часть — татарским языком. В настоящее время чуваши Омской области в большинстве своем свободно владеют (99,8 % по данным переписи 2010 г.) русским языком, хотя около 29,17 % от общего числа чувашей Омской области, учтенных в переписи 2010 г., владеют и чувашским языком.
Общая численность чувашей в России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 1435872 человек. Большая половина из них проживает в Чувашии (в 2010 г. – 814750 человек, или 67,7 % населения региона), Татарстане (116252 человека, 3,1 %), Башкортостане (107450 человек, 2,7 %), Ульяновской (94270 человек, 7,7 %) и Самарской (84105 человек, 2,7 %) областях. Значительные диаспоры сформировались также на Украине и в Казахстане. Чувашские национально-культурные центры открыты также в Прибалтике и в Белоруссии. Несмотря на высокие темпы урбанизации, у современных чувашей сельское население преобладает, хоть и незначительно, над городским (731 648 против 704 224 человека).
В Омской области по данным переписи населения 2010 года проживает 3065 чувашей, из которых в городах – 1792 человека, на селе – 1273 человека. Районами относительно компактного проживания чувашей на территории региона являются: Кормиловский, Муромцевский, Омский и Тарский. В области насчитывается ряд населенных пунктов, где в числе жителей более половины составляют чуваши: д. Казанка Муромцевского района, д. Уваровка Знаменского района (разъехалась в 1970-е гг.), д. Машканка Тарского района, д. Чебачиха Большеуковского района (в 2010 г. ее население состояло из 16 чувашей), д. Белотуровка Полтавского района, д. Екатериновка Усть-Ишимского района.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Чуваши [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/chuvashi (дата обращения 10.09.2021).
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Чуваши. Фото из открытых интернет-источников
Национальные чувашские костюмы. 2015 г. Фото из открытых интернет-источников
В VII–VIII вв. с Северного Кавказа и из приазовских степей в бассейн Волги и Камы пришли тюркские племена булгар и сувар. В IX–X вв. начался процесс ассимиляции ими местного финно-угорского населения. Вторая волна булгар пришла из-за Волги во время монгольского нашествия. В результате смешения этих двух булгарских групп с местным финно-угорским населением сформировался чувашский этнос. Развитие народа протекает сначала в рамках Волжской Булгарии (X–XIII вв.), затем Золотой Орды, Казанского ханства и Русского государства.
В 1551 г. чувашские земли вошли в состав Русского государства. Сведения о чувашах в Сибирском ханстве известны с периода правления династии Тайбугидов. Чувашские переселенцы упоминаются в Тобольской губернии в документах XVII в. В архивных материалах XVIII в. встречаются данные о поездке чувашских торговцев в Зауралье.
Массовая миграция чувашей в Сибирь (в основном по причине малоземелья) началась в конце XIX в. На данный процесс оказали влияние переселенческое движение в 1892–1904 гг., отходничество и столыпинская аграрная реформа.
По переписи 1897 г., в Тобольской и Томской губерниях насчитывалось 3 447 чувашей обоего пола. Они проживали в Ишимском, Курганском, Тарском, Тобольском, Тюкалинском, Тюменском и Ялуторовском округах Тобольской губернии, а также в ряде округов Томской губернии.
В Акмолинской области численность чувашей была крайне незначительной – 165 чел., расселенных, в основном, в Кокчетаевском уезде (129 человек). Чуваши, зафиксированные в составе населения Омского уезда (21 человек, все мужчины), проживали в г. Омске.
На территории Омской области чуваши проживали как совместно с русскими, мордвой и марийцами, так и однонациональными селениями. В конце ХIХ в. это были деревни, расположенные в Тарском округе.
Чуть позднее – в 1912 г., на территории округа образовалось несколько хуторов, на которых, судя по численности, проживало по 1–2 семьи чувашских переселенцев (Ватрушкина, Давыдова, Кондратьева, Кузьмина, Кулака, Толбаева, Томчука). Более крупные населенные пункты появляются здесь в 1906–1919 гг. – деревни Любинка (1907 г.), Ново-Ермаковка (1909 г.), Ново-Екатерининская (1913 г.) и Казанка (1913 г.), поселки Сергиевский (1906 г.), Ново-Казанский (1906 г.), Евгеньевка (1909 г.), Чистяки (1911 г.) и Казанский (1919 г.). Большая часть из них на современных картах уже встречается лишь в качестве названий. В Омском округе единственным поселком с преобладающим чувашским населением, по данным переписи 1926 г., оказался Выборненовский (1903 г.).
Второй массовый поток миграций чувашей в Сибирь пришёлся на 1921–1929 гг. Со второй половины 1920-х гг. переселения из Чувашии в Сибирь связаны с освоением новых земель. Большинство переселенцев из Чувашии должны были водворяться в Енисейскую губернию. Помимо этого, им предоставляли участки и в Омской губернии – на территории современных Любинского, Муромцевского и Тарского районов Омской области. В этот период на территории современного Тарского района в 1927 г. чувашами, переселенцами из Красночетайского района Чувашии, была основана деревня Машканка.
Следующие волны переселений чувашей в Сибирь связаны с индустриализацией, раскулачиванием крестьянства и массовыми репрессиями в 1930-х гг., плановыми переселениями и организованным набором в 1950–1970-х гг. Однако Омскую область указанные миграции затронули не так сильно, как, например, соседнюю Тюменскую.
В смешанных сельских населённых пунктах чуваши расселялись компактно, нередкими были «чувашские» улицы. В связи с ликвидацией так называемых «неперспективных деревень» в 1960–1970-х гг. немало чувашских селений исчезло. В Омской области в данное время чуваши проживают более чем в 60 населенных пунктах. Экономические неурядицы привели к тому, что несколько деревень с чисто чувашским населением в Крутинском и Большеуковском районах прекратили свое существование.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Чуваши [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/chuvashi (дата обращения 10.09.2021).
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888 г. Фото из открытых интернет-источников
Чуваши. Фрагмент фото Г.Ф. Локке. 1869 г. Фото из открытых интернет-источников
Мордва, чуваши, черемисы. Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877. Фото из открытых интернет-источников
Чувашские певцы. Фото из открытых интернет-источников
Чувашские женщины. Фото из открытых интернет-источников
Чуваши. Фото из открытых интернет-источников
Основу чувашского хозяйства составляло земледелие. Основной зерновой культурой в чувашских хозяйствах долгое время являлась не рожь, как у чувашей Поволжья, а пшеница. Помимо пшеницы, занимавшей большую часть, в сопоставимых с ней масштабах возделывались овес и ячмень. В незначительных количествах высевались просо, гречиха и горох, т.к. их было сложно культивировать в сибирских условиях. Огромное значение для чувашей в Сибири приобрел картофель, дававший стабильные урожаи. В музейных собраниях сохранились орудия труда, связанные с возделыванием зерновых культур – серпы (çурла) и цепы (тăпач).
Кроме перечисленных выше зерновых культур, чуваши растили лен, хмель и коноплю. Их использовали не только для собственных нужд, но и продавали. Именно поэтому в структуре домашних промыслов и хозяйственных занятий чувашей Западной Сибири прочное место заняли обработка льна и дерева. До настоящего времени в музеях и на некоторых подворьях сохранились большие ступы (килĕ) для вымачивания льна, песты для того, чтобы толочь льняные стебли (кисĕп), трепала (кижи), щети (шăрт), толкушки (кизит), вьюшки для намотки ниток (тюрик).
Из льняного полотна изготовляли одежду, а также предметы утвари и внутреннего убранства – полотенца (щабущ и ал шăллй), рушники (ажилы), накидки-дорожки на мебель. Помимо холстов, изготовляли и пестряди из ниток домашней окраски и «шабурные» ткани (холст или полушерстяная ткань, используемая при изготовлении верхней рабочей одежды домашнего производства) из конопляной пряжи. В основном же конопля шла на выделку кулей и рогож.
Развитое использование льна и конопли обусловило достаточно масштабное развитие бичевого (веревочного) ремесла. Сучильные (канатные) станы имелись во многих хозяйствах сибирских чувашей. Очень широко было распространено и лаптеплетение. Практически в каждой чувашской семье плели лыковые или черемуховые лапти. Плетение из корней, прутьев и бересты было востребовано и при изготовлении домашней утвари. Распространены были также бондарный и кожевенный промыслы. В конце XIX в., например, в деревне Уваровка Тарского округа проживало 3 плотника, 2 мастера по плетению лаптей, один из которых также плел корзины, 3 ткачихи, 2 бондаря и 2 портных.
Помимо земледелия, у сибирских чувашей в различной степени были развиты животноводство и рыболовство. Охота же, несмотря на обилие дичи, никогда не играла сколько-нибудь значимой роли и существовала лишь на любительском уровне. Животноводство у чувашей развивалось по двум основным направлениям: разведение крупного рогатого скота и свиноводство. В силу природно- географических особенностей и структуры питания более востребованным было разведение свиней.
Таким образом, на новом месте чуваши довольно успешно адаптировались, опираясь на собственный хозяйственный опыт. Однако, под влиянием экономических и политических событий, многие домашние ремесла оказались невостребованными. Исключение составляет лишь обработка дерева, которая плавно перекочевала в строительную сферу.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Экспозиция Музея Хузангая, село Хузангаево. Фото из открытых интернет-источников
Чувашская вышивка. Фото из открытых интернет-источников
Чувашская вышивка. Фото из открытых интернет-источников
Особенности проживания чувашей в Сибири сказались и на их поселениях и жилище. Несмотря на то, что в одном поселке могли жить переселенцы из различных районов Чувашии, практически все деревни чувашей- сибиряков относятся к типу поселения низовых чувашей. Их отличает линейное расположение чаще всего вдоль небольших речек, что объясняется их поздним (относительно северо-западных районов Чувашии) возникновением.
Для возведения домов часто использовался так называемый красный лес. Чаще всего на эти цели шла сосна. Ель, а тем более лиственница, применялись в строительстве гораздо реже. Сруб дома, как правило, состоял из двух частей, с последовательным расположением комнат. Крыша могла быть двускатной или четырехскатной. В основном дома крыли тесом, реже – долгой дранью, еще реже – железом. Практически не встречаются соломенные крыши. Однако в конце XIX в. в чувашских деревнях региона можно было встретить дома, крытые дерном, берестой или соломой. Это наглядно показывают материалы переписи 1897 г.
Снаружи избу обшивали тесом и иногда окрашивали масляной краской. Внутренние поверхности стен жилищ обмазывали глиной и белили. Непременным элементом жилища была печь (кăмака), сочетавшая в себе элементы русской печи и традиционного чувашского очага.
Жилые и хозяйственные постройки располагались в Г-образном или замкнутом П-образном дворе с глухими воротами, ставившимися вплотную к дому.
Баню, в отличие от других построек, выполненных преимущественно из краснолесья, чаще рубили из осины. Топили ее, за редкими исключениями, «по-черному». Многие чуваши и сегодня предпочитают этот вариант ее устройства всем остальным.
Таким образом, к настоящему времени наблюдается соединение двух локальных вариантов, присущих двум группам чувашского населения.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Экспозиция музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева». Фото из открытых интернет-источников
Чувашская крестьянская усадьба середины XIX века. Фото из открытых интернет-источников
Чувашский дом на территории городского Центра национальных культур г. Нефтеюганска. Фото из открытых интернет-источников
Самым неустойчивым элементом традиционной культуры является, пожалуй, одежда. Чаще всего выделяются ее повседневный, праздничный и обрядовый варианты. Более знаковой была женская одежда.
Основу повседневного гардероба чувашской женщины в конце ХIХ – первой трети ХХ вв. составляла глухая полотняная рубаха-платье (кĕпе). Шили ее, как правило, из беленого льняного холста. Украшалась такая рубаха цветной тесьмой или вышивкой, выполненной нитками красного и черного цветов. Наиболее богато расшивали подол платья, к которому часто пришивали кружево домашней выделки. Надо сказать, что мастерицам приходилось сильно потрудиться, ведь чувашская вышивка – это вышивка счетная. Орнамент вышивки традиционно был геометрическим с большим количеством элементов, символизирующих солнце и отражающих представления чувашей о мироустройстве, но в конце 1920-х – начале 1930-х гг. его дополнили и стали вытеснять реалистично выполненные растительные мотивы.
Поверх рубахи (кĕпе) надевался отрезной фартук (сапан), сшитый из яркой (красной, розовой, зеленой) ткани. Края передника, обшивались домотанной тесьмой (чиндыр). На ногах чувашки носили вязаные чулки или толстые шерстяные носки. Чувашские лапти отличал маленький, чуть-чуть прикрывающий ногу, пятиугольный носок. Они использовались в быту сибирских чувашей до начала 1950-х гг., лишь в праздники вместо них надевали сапоги.
Начиная с первой трети XX в. женский гардероб пополняется блузками (кофтами) и домоткаными юбками, которые шили из пестряди (чаще всего клетчатой).
Праздничная женская одежда не обходилась без украшений. В праздничном варианте этот костюм дополнял шарф (сурбан), укрепленный на спине с помощью специального украшения из серебряных монет (пущхощ).
Грудь женщины украшали мониста. В советский период серебряные дореволюционные монеты в украшениях нередко заменялись на новые – серебряные (до 1931 г.) или выполненные из сплавов (после 1931 г.). Те, кто не мог себе позволить использовать монеты, для украшений применяли бляшки из разных металлов, часто – оловянные.
На голове чувашки нередко носили повязку с вышивкой – масмак. Распространенные в Чувашии головные уборы тухья и хушпу местным чувашам были известны, но встречались очень редко. Точно также обстояло дело и в самой Чувашии – головные уборы хранились в семьях, но уже почти не использовались. Их могли одалживать, например, для проведения свадебного обряда «по традиции».
Зимой женщины носили теплые отрезные платья из пестряди, поверх которых надевали верхнее распашное платье – сăхман. В холодную погоду и женщины и мужчины носили меховые отрезные распашные шубы из овчины (мехом внутрь) – кĕрĕк.
Мужской костюм чувашей состоял из короткой полотняной рубахи, штанов из пестряди, онучей и лаптей. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая тонким поясом с небольшими кистями на концах. Воротник, рукава и низ рубахи, как правило, украшали вышивкой. Вариант отделки зависел от назначения одежды.
Традиционный комплекс одежды сибирских чувашей бытовал до конца 1940-х гг., когда из обихода исчезли ткани домашней выделки, традиционная обувь и мужские рубахи. В быт прочно вошли валенки, фабричные рубахи и платья, шерстяные платки. Сейчас наблюдается всплеск интереса к национальному костюму.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники региональной выставки «Омская культура: мир без границ». 2010 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники региональной выставки «Омская культура: мир без границ». 2010 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Чувашский национальный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами — сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Фото из открытых интернет-источников
Чувашский национальный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Вышивка в народной одежде чувашей. Фото из открытых интернет-источников
Чувашский национальный костюм. 30-е годы ХХ века. Фото из открытых интернет-источников
Головной убор чувашской девушки Тухъя 19 век. Фото из открытых интернет-источников
Из всех компонентов материальной культуры пища сохраняется лучше всего. Основой пищевого рациона сибирских чувашей в конце ХIХ – первой трети ХХ вв. являлись крупяные и молочные продукты, а также картофель. Пища носила ярко выраженный сезонный характер.
Летом готовили в основном молочные блюда, крупяные каши и супы, на этот же сезон падало и основное потребление зелени – лука, огурцов. Из блюд летней чувашской кухни следует отметить крупяные супы, приготовленные чаще всего без мясного бульона: летний суп из картофеля, палочек теста и зелени, суп с пресными лепешками. Из летних молочных блюд следует назвать запеканку из муки, пахты и яиц, вареное молоко с молозивом. В летний период употребляли и кисломолочные напитки, чаще всего кислое молоко.
Осенью часто готовили тыквенные оладьи и луковое пюре. Из напитков потребляли слабое, практически безалкогольное пиво, пахту, хлебный квас. До настоящего времени чуваши сохраняют традиции домашнего пивоварения, например, в д. Машканка Тарского района Омской области во время празднования многих календарных праздников можно продегустировать домашнее чувашское пиво. Чувашское пиво можно пить даже детям — потому что варят его таким образом, чтобы оно позволяло утолить жажду и насытиться, но не захмелеть.
Основой зимнего рациона были изделия из теста и мясо в различных видах. Часто готовили пирог из свинины и картофеля (хуплу), вареники и печеные пирожки с творогом, луком, картофелем (хуран кукли, ума кукли), мясом (аш кукли). «Хуплу» мог именоваться любой закрытый пирог с мясом. Часто такие пироги пекли в качестве праздничного блюда, например, на свадьбу. Любили чуваши также и печеные закрытые пироги с капустой (кукăль). В незначительных количествах в рацион входил пчелиный мёд.
Из мясных блюд традиционно томлено-сушеное мясо, набитое в бараний желудок (шартан), которое часто использовали в путешествиях, т.к. он мог храниться довольно долго. Сейчас шартан – это деликатес, который можно отведать в чувашских ресторанах. Достаточно часто на столах появлялись запеченная сырная масса (чокот/чăкăт) и жареный картофель (шарик). В 1950-х гг. чуваши стали коптить свиное сало. Для его приготовления свиней кормили то скудно, то обильно, чтобы в сале было больше мясных прослоек.
Праздничные блюда чувашей отличались разнообразием. Их готовили из животного масла, свежего мяса – говядины, свинины, баранины, а также куриных яиц. В праздничное меню обязательно включали ягоды и ягодные блюда – сушеную малину и моченую бруснику, консервированную жиром смородину. Обязательным атрибутом праздничного стола были алкогольные напитки – крепкое пиво и ячменная водка (эрех или эрехе).
Пища чувашей испытывает сегодня огромное воздействие русской культуры. Так, в рацион чувашей вошли крепкие мясные бульоны, на основе которых готовят супы из картофеля, капусты и овощей (типа русских щей, борща), новые мясные блюда – пельмени, холодец, жаркое. Однако такие ее традиционные элементы, как пиво и пироги, остаются востребованными и сохраняются у современного чувашского населения Омской области.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники Межнационального кулинарного фестиваля. 2015 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Чувашское национальное блюдо «Хуплу». Фото из открытых интернет-источников
Чувашское национальное блюдо «Хуплу». Фото из открытых интернет-источников
Чувашское национальное блюдо «Шартан». Фото из открытых интернет-источников
Чувашское пиво. Фото из открытых интернет-источников
Духовная культура чувашей разнообразна, включая в себя как архаичные – языческие, – элементы, так и современные явления. На содержание культуры большое влияние оказывают контакты с родственниками из Европейской части России. Основу календарной обрядности составляют праздники, связанные с хозяйственным циклом и семейной обрядностью.
В календарной обрядности чувашей можно выделить несколько основных кульминационных моментов, многие из которых сохраняются до настоящего времени. Новогодний цикл обрядов по чувашской традиции включал целую неделю празднеств, совпадая по времени с христианским Рождеством (раштав), и продолжался до Крещения (кĕçерни). В это время проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Следующим ярким событием был масленичный цикл (çăварни). Этот праздник соответствует русской масленице и включает в себя похожие элементы – молодежные катания на лошадях, детские забавы, ряжение. Завершался праздник сжиганием чучела «масленичной бабы». В череде весенних праздников важное место занимал пасхальный цикл, включающий обряды изгнания злых духов.
По окончании весенних полевых работ проводился праздник Акатуй (свадьба плуга). В прошлом он имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.
У современных чувашей самый востребованный, пожалуй, семицко-троицкий цикл обрядов (çимĕк). Это праздники, тесно связанные с поминальной обрядностью. В çимĕк поминают всех умерших, в том числе умерших не своей смертью. Принято ходить на кладбище, наводить порядок на могилах и поминать усопших за общим столом. Нередко собираются не только семьей, но и даже селом.
Чуваши ходят на кладбище, на могилах бывают в разные дни, начиная с четверга и заканчивая днём самой Троицы – воскресеньем. Хотя по церковным канонам положено ходить на кладбище в Троицкую поминальную субботу. Сам праздник Троицы в народе широко не отмечается, главное – сходить на кладбище, помянуть усопших. Именно на Троицу чуваши, проживающие далеко от родины, стараются ее посетить, встретиться с друзьями, родственниками, земляками.
Интересен и цикл осенней обрядности, тесно связанный с важной отраслью хозяйства чувашей – пивоварением. Праздник осеннего пива обычно сопровождал обход круга родственников с угощением и дегустацией пива из нового урожая. Он был совмещен с благодарственным молением за новый урожай. Обычно праздник пива приходился на октябрь. С молениями и трапезой в честь предков совершался обход родни. В Омской области символом чувашского гостеприимства и традиций являются праздники, проводимые в деревне Машканка Тарского района.
Как видно из календарного цикла, чувашей отличают крепкие семейные и общинные связи. Это нашло отражение и в бытовании до настоящего времени традиций коллективной помощи, устраиваемой односельчанами при выполнении трудоемких и хлопотных работ. Чаще всего такая помощь оказывалась в период сенокоса, жатвы, лесозаготовок и конечно же тогда, когда строили новый дом.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Областной чувашский национальный праздник «Акатуй». Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Чувашский праздник «Уяв». Фото из открытых интернет-источников
Чувашский праздник «Уяв». Фото из открытых интернет-источников
Танец «Сувар» на чувашском празднике «Уяв». Фото из открытых интернет-источников
Семейная обрядность чувашей включает в себя три основных элемента, из которых самым ярким является свадьба. К настоящему времени свадьбы играют на современный лад. Уже не встретишь сватовства, которое непременно предписывало жениху и сватовщикам перейти матицу «для удачи в сватовстве». Невесты не дарят жениху в знак окончательного согласия вышитую рубаху и полотенце, а сваты не надевают украшенный бляшками нагрудник (теньге).
У чувашей, как и у других народов, обязательным атрибутом предсвадебных обрядов был девичник – время приготовления приданого и подарков родителям и родственникам жениха. Не сохранился в чувашской свадьбе и предсвадебный обычай посещения невестой родни и угощения родственников пивом. Для этого она обязательно надевала традиционное покрывало невесты. Подобные покрывала теперь можно встретить лишь в музеях или во время проведения стилизованных свадебных обрядов.
Свадьбу гуляли как в доме жениха, так и в доме невесты. Но «сначала гуляли у невесты, потом у жениха». До приезда жениха невеста должна была нараспев причитать. Собственно свадебное гуляние включало в себя стандартный набор элементов, очень похожих на другие народы. Своеобразием отличается утварь, используемая на свадьбе. В музеях сохранились образцы свадебных плетеных коробов, в которые складывали небольшие вещи из приданого невесты.
Важным ритуалом в доме жениха было надевание женского головного убора. У чувашей в этих целях женщины со стороны жениха заплетали волосы невесты в две косы (вместо одной). Затем, сняв покрывало, снимали с нее девичью шапочку и обряжали в женский головной убор: сурпан/сорпан или хушпу. Кроме этого, на нее надевали украшения, но теперь только женские.
В Сибири на культуру чувашей повлияла культура окружающих народов, особенно славянских групп. В настоящее время в обрядности чувашей становится все больше черт, характерных для современной массовой культуры, однако, нельзя не отметить активную работу по сохранению наиболее колоритных черт традиционной культуры.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Свадебный обряд чувашей. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Чувашская семья. Фото из открытых интернет-источников
Организация создана в 2008 году
Председатель: ФЕДОРОВ Григорий Титович
Руководитель творческой группы: Таранова Валентина Аркадьевна
ОГНКА чувашей «Юлташ» осуществляет работу по сохранению национальной культуры, языка, популяризации традиций чувашского народа, развивают конструктивное сотрудничество с национально-культурными объединениями Омской области, регионами России, Республиками - Чувашией, Татарстан. Активно участвует в реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на территории Омской области. С 2008 года входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений при Омском Доме Дружбы.
Творческая группа, созданная при Омской городской национально - культурной автономии чувашей «Юлташ» является активным участником этнокультурных мероприятий Областного фестиваля национальных культур «Единение»: Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», Форум «Россия - это мы!», областной фестиваль «Детства яркая палитра», областная профильная смена «Многоликое Прииртышье».