Омская энциклопедия дружбы
Аварцы
Аварцы. Самоназвание — маарулал. Коренное население Дагестана. Численность в России составляет 912 тысяч человек, в том числе в Дагестане 758,4 тысяч человек. Включенных в их состав андо-цезских народов — 57,5 тысяч человек, арчинцев — 89 человек.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 188 человек. Городское население – 169 человек. Сельское население – 19 человек.
Аварский язык относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Аварцы [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/avartsy (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Бытует мнение, что этноним «авар» является иранским по происхождению. Из иранских языков этот термин попал и в некоторые тюркские языки, где означает «скиталец, бродяга». Самоназвание аварцев маарулал часто связывают с аварским словом «ме'ер» (гора). Обе гипотезы критикуются исследователями. Таким образом, происхождение этнонимов пока считается невыясненным.
Основой формирования аварской народности предположительно служили племена легов, гелов, албанов, которые упоминаются в письменных источниках V–I вв. до н.э. Они входили в состав Кавказской Албании – древнейшего государства на Восточном Кавказе, возникшего во второй половине I тыс. до н. э. Территория, населенная аварцами, с V–VI вв. известна как царство Серир (так ее называли арабские авторы) – крупнейшее политическое образование в раннесредневековом Дагестане. Серир в X–XI вв. играл активную роль в политической жизни Кавказа.
Вся территория, на которой жили аварцы, не называлась Аварией, и аварцы не назывались «аварцами». В науке принято считать, что слово «авар» связано с именем царя Серира Авар, который правил в V в. (об этом сообщает арабский источник Xв. ибн-Руста), и со временем стали употреблять его в письменных текстах для обозначения царства в целом и народа, который когда-то подчинялся царю. Установлено, что термин «авар» не связан с кочевыми аварами (VI–IX вв.) или савирами (саварами). Позднее и русскоязычные документы стали называть хунзахское ханство «аварским», а жителей его «аварами». Каждое общество имело собственное название, которое иногда выступало и как субэтноним. Челове ктаки представлялся: хунзахец, гидатлинец, келебец, хиндалалец, лъебелав, карахец. Объединительным названием для всего народа, говорящего на данном языке, было маарулал. Ни один человек из этого народа до начала XX в. не сказал бы, что он – «аварец», а в 1950-е гг. многие пожилые люди даже не знали, кто такие «аварцы».
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию аварцы – мусульмане-сунниты шафиитского толка. Наряду с ортодоксальным исламом среди аварцев утвердился и суфизм накшбандийского толка, с так называемым спокойным или тихим зикром (многократное произнесение молитвенной формулы, содержащей прославление Бога, медитативная практика суфизма), без танцев.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Традиционные занятия – скотоводство (главным образом отгонное овцеводство), пашенное земледелие, а также садоводство (в горно-долинных районах). Ремёсла: ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, ювелирное и кузнечное.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Традиционные поселения аварцев на Кавказе в высокогорье небольшие (30–50 домов), чаще близ речек, в горных районах — довольно крупные (300–500 домов) на склонах, по краю обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. Многие селения имели боевые башни. Традиционные жилища каменные с плоской земляной крышей 1–3-этажные, 4–5-этажные башнеобразные с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого. Характерен опорный центральный столб, украшенный резьбой.
В Омской области аварцы проживают преимущественно в городах, в многоквартирных домах.
Источник:
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет-источников
Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк (туфель) из сыромятной кожи. Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды – кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина.
Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани, длинный пояс (кушак). Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов.
В конце XIX – начале XX вв. мужская одежда постепенно меняется: начали носить белье, появилась фабричная одежда, получили распространение гимнастерка и галифе, которые вышли из моды в послевоенные годы и в конце 1950-х гг. были заменены современной одеждой. Сейчас полутрадиционную мужскую одежду (шубы, папахи, вязаные сапоги и носки, галифе и гимнастерка, хромовые сапоги) носят пожилые люди. Замена традиционной женской одежды современной фабричной также происходила постепенно. Сегодня отдельные элементы ее (чухта (головной убор замужней женщины), платье-рубаха, платье на кокетке, длинные штаны, вязаные носки и сапоги, чувяки, шуба, платок) встречаются лишь в костюме старшего поколения.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Шамиль с сыновьями и русскими офицерами. Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Традиционное питание основывалось на продуктах земледелия (мука и крупа пшеничная, ячменная, ржаная, кукурузная) и животноводства (мясо, масло, молоко, сыр, творог). Широко использовались культурные растения (бобы, фасоль, горох, чечевица, чеснок, лук, тыква), дикорастущие травы, а в горных долинах – фрукты, овощи, виноград. С начала XX в. в быт входит картофель, капуста, помидоры.
Современная кухня аварцев представлена традиционными и заимствованными блюдами. Некоторые виды пищи забыты, а основными блюдами, как и прежде, являются хинкал, хлеб (часто из пекарни), супы (их стало больше), каши из покупных круп, пельмени, пироги – нуду (с разными начинками). Для многих аварцев повседневной едой стали яичница, борщ, картофель и разные блюда из него.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
В каждый сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками.
Фото из открытых интернет-источников
Семья и семейные обряды
Традиционная социальная организация – сельская община, включавшая патриархальные кровнородственные объединения — тухумы. Семья главным образом малая, двухпоколенная. Семейные отношения определяли нормы шариата. Основная форма брака — сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной солидарности. Существовали мужские союзы. Общественную жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения — уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета.
Источник:
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет-источников