Омская энциклопедия дружбы
Якуты
Общая информация
Общая информация
Якуты – тюркский народ, проживающий в основном в Республике Саха (Якутия), а также в Хабаровском и Красноярском краях, Иркутской и Магаданской областях. Более половины называют себя якуты, остальные – саха. Общая численность в Российской Федерации – 478 тыс. чел.
Якуты (от эвенкийского якольцы), саха (самоназвание). «Йуко», «йако» (эвенкийские названия якута), «йака», «hака», «hакка» (верхоянский говор). По мнению С. И. Николаева-Сомоготто, не только «якут», но и «саха» – этноним собирательный, указывающий лишь на общность языка, «не желая разбираться кто на этом языке говорит».
Говорят на якутском языке северо-восточной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. Письменность на основе кириллицы.
Общая численность в Омской области – 136 чел. Городское население – 129 чел. Сельское население – 7 чел.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Якуты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/yakuty (дата обращения 10.09.2021).
Участники мероприятий празднования национального праздника встречи лета Ысыах. Фото из открытых интернет-источников
Якуты (от эвенкийского якольцы), саха (самоназвание). «Йуко», «йако» (эвенкийские названия якута), «йака», «hака», «hакка» (верхоянский говор). По мнению С. И. Николаева-Сомоготто, не только «якут», но и «саха» – этноним собирательный, указывающий лишь на общность языка, «не желая разбираться кто на этом языке говорит».
Говорят на якутском языке северо-восточной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. Письменность на основе кириллицы.
Общая численность в Омской области – 136 чел. Городское население – 129 чел. Сельское население – 7 чел.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Якуты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/yakuty (дата обращения 10.09.2021).
Участники мероприятий празднования национального праздника встречи лета Ысыах. Фото из открытых интернет-источников
Этническая история
Этническая история
В этногенезе якутов участвовали как тунгусское население таежной Сибири, так и тюрко-монгольские племена, расселившиеся в Сибири в X–XIII вв. и ассимилировавшие местное население.
Этногенез якутов завершился к XVII в. К началу контактов с русскими (1620-е гг.) якуты делились на 35–40 экзогамных племен (дьон, аймах, русские волости), крупнейшие – кангаласцы и намцы на левобережье Лены, мегинцы, борогонцы, бетунцы, батурусцы – между Леной и Амгой, насчитывавшие до 2–5 тыс. чел. Племена часто враждовали между собой, делились на более мелкие родовые группы – отцовские роды (ага-ууса) и материнские роды (ийэ-ууса), то есть, по-видимому, восходящие к разным женам прародителя.
Якуты традиционно проживали восточнее Омской области, и их переселения в Западную Сибирь связано преимущественно с общими внутрироссийскими миграциями из менее крупных населенных пунктов в более крупные.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Праздник ысыах в якутском селении Чурапча. Фото В.Иохельсона. Архив АМЕИ. (АМЕИ — Американский музей естественной истории.) Фото из открытых интернет-источников
Этногенез якутов завершился к XVII в. К началу контактов с русскими (1620-е гг.) якуты делились на 35–40 экзогамных племен (дьон, аймах, русские волости), крупнейшие – кангаласцы и намцы на левобережье Лены, мегинцы, борогонцы, бетунцы, батурусцы – между Леной и Амгой, насчитывавшие до 2–5 тыс. чел. Племена часто враждовали между собой, делились на более мелкие родовые группы – отцовские роды (ага-ууса) и материнские роды (ийэ-ууса), то есть, по-видимому, восходящие к разным женам прародителя.
Якуты традиционно проживали восточнее Омской области, и их переселения в Западную Сибирь связано преимущественно с общими внутрироссийскими миграциями из менее крупных населенных пунктов в более крупные.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Праздник ысыах в якутском селении Чурапча. Фото В.Иохельсона. Архив АМЕИ. (АМЕИ — Американский музей естественной истории.) Фото из открытых интернет-источников
Религия
Религия
По вероисповеданию якуты – православные. Христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего – Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем – коров.
Был развит шаманизм. Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Праздник ысыах в местности Ус хатын. 2017 г. Фото из открытых интернет-источников
Был развит шаманизм. Шаманские бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Праздник ысыах в местности Ус хатын. 2017 г. Фото из открытых интернет-источников
Хозяйство
Хозяйство
Основные традиционные занятия – коневодство (в русских документах ХVII в. якуты назывались конными людьми) и разведение крупного рогатого скота. На севере разводили оленей. Скот держали летомна подножном корму, зимой в хлевах. Сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.
Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах ХVII в. термин рыболов – балыксыт – употребляется в значении бедняк), на нем специализировались также некоторые племена – так называемые пешие якуты – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и др.
Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, сев. олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало.
Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшийся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.
Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце ХVII в., до сер. ХIХ в. было развито очень слабо; его распространению способствовали русские ссыльные поселенцы.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Розлив кумыса. Фото из открытых интернет-источников
Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах ХVII в. термин рыболов – балыксыт – употребляется в значении бедняк), на нем специализировались также некоторые племена – так называемые пешие якуты – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и др.
Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, сев. олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало.
Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшийся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.
Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце ХVII в., до сер. ХIХ в. было развито очень слабо; его распространению способствовали русские ссыльные поселенцы.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Розлив кумыса. Фото из открытых интернет-источников
Поселение и жилище
Поселение и жилище
Зимнее традиционное жилище представляет собой юрту (балаган), состоящую из слегка наклоненных внутрь стоячих бревен в виде прямоугольника,а на них покоится пологая двухскатная бревенчатая крыша. Остов такого жилища состоит из четырех вертикальных угловых столбов.
Снаружи обложено навозом, глиной и землей. Сени сделаны из более тонких бревен, и вход в них с востока. Дверь – либо из досок, ли6о из кожи быка. Внутреннее убранство такого дома состоит из очага, нар, которые тянутся вдоль восточной и южной стен и служат кроватями. С запада и севера имеется закуток для молочной коровы.
Летние традиционные жилища якутов (ураса) составлены из тонких жердей (шестов), которые ставят конусообразно по кругу одна к другой, а вверху связывают. Остов урасы снаружи покрывают берестой, оставляя открытым только вход.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Ураса́ (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов. Фото из открытых интернет-источников
Ураса изнутри. Фото из открытых интернет-источников
Снаружи обложено навозом, глиной и землей. Сени сделаны из более тонких бревен, и вход в них с востока. Дверь – либо из досок, ли6о из кожи быка. Внутреннее убранство такого дома состоит из очага, нар, которые тянутся вдоль восточной и южной стен и служат кроватями. С запада и севера имеется закуток для молочной коровы.
Летние традиционные жилища якутов (ураса) составлены из тонких жердей (шестов), которые ставят конусообразно по кругу одна к другой, а вверху связывают. Остов урасы снаружи покрывают берестой, оставляя открытым только вход.
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Ураса́ (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов. Фото из открытых интернет-источников
Ураса изнутри. Фото из открытых интернет-источников
Одежда
Одежда
Национальную одежду обычно шили из шкур, кожи и ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), украшали мехом, бисером, бахромой, серебряными бляшками, тканью. Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожанные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зеленым сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом, с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Этническая панорама Сибири: Альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея / Авторы и составители: П. П. Вибе, М. А. Жигунова. – Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – 144 с.
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Этническая панорама Сибири: Альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея / Авторы и составители: П. П. Вибе, М. А. Жигунова. – Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – 144 с.
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Национальный якутский костюм. Фото из открытых интернет-источников
Пища
Пища
Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др. Из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлебка (бутугас).
Особенностью якутской кухни являются блюда из конины и оленины, супы из потрохов и других субпродуктов, строганина из замороженных мяса и рыбы, кровяная колбаса, десерт из сбитого с молоком и ягодами сливочного масла (чохоон).
Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В ХIХ в. входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку – саламат.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Этническая панорама Сибири: Альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея / Авторы и составители: П. П. Вибе, М. А. Жигунова. – Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – 144 с.
Традиционные якутские блюда. Фото из открытых интернет-источников
Кровяная колбаса — хаан. Фото из открытых интернет-источников
Особенностью якутской кухни являются блюда из конины и оленины, супы из потрохов и других субпродуктов, строганина из замороженных мяса и рыбы, кровяная колбаса, десерт из сбитого с молоком и ягодами сливочного масла (чохоон).
Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В ХIХ в. входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку – саламат.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Этническая панорама Сибири: Альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея / Авторы и составители: П. П. Вибе, М. А. Жигунова. – Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – 144 с.
Традиционные якутские блюда. Фото из открытых интернет-источников
Кровяная колбаса — хаан. Фото из открытых интернет-источников
Календарные праздники и обряды
Календарные праздники и обряды
В календарной обрядности якутов отразились дуалистические представления о противоборстве доброго и злого начала. Осенью, когда «умирала» природа проводили «ысыах на грани лета и зимы», посвященный злым духам – обитателям запада, представителям темноты и ночи, с тем чтобы они не вредили зимой. «Благоприятное время» заканчивалось и его закрывал Абаасы Ысыах, где главными объектами поклонения являлись божество верхнего мира Улуу Тойон и божество нижнего мира Арсан Дуолай. Осенний ысыах проходил два дня. Обряд совершался ночью. В первую ночь жертвоприношения производились в честь Улуу-Тойона и его верхних злых духов абаасы, а вторая ночь посвящалась Арсан-Дуолаю - главе злых духов нижнего мира абаасы Совершением обряда занимались девять шаманов и девять шаманок. Всем злым духам и божествам приносились кровавые жертвы рогатым скотом. Коллективные жертвоприношения проходили под открытым небом.
В число весенних обрядов у якутов входил обряд развешивания саламы (пестрых тряпочек, конских волос и миниатюрных атрибутов коневодства, который посвящался хозяйке местности. Обряд проводился в начале лета при переезде из зимних жилищ на летник. Духа – хозяйку местности Аан Дархан (Хотун) представляли в виде старой добродетельной женщины. В данном обряде участвовали только женщины, и если присутствовал мужчина, то он одевался в женскую одежду. Обряд проходил следующим образом. У старого дерева участники обряда устраивали трапезу из мяса, кумыса, суората с маслом. Самая старая из присутствующих женщин, став лицом к дереву и к востоку одновременно, призывала духа-хозяйку местности, просила ее благосклонности и окропляла дерево кумысом или суоратом; затем дерево или ветки его обвязывали пестрой волосяной веревкой, на которую были нанизаны пестрые тряпочки и ведерки из бересты, также к веревке прикрепляли три птичьих перышка. После этого устраивались хороводы с пением, осуохай, воспевали таинственную могучую силу природы».
По поверьям древних якутов, от хозяйки Земли зависело не только благополучие их семей, но и приплод скота. Вплоть до второй половины прошлого столетия существовал обряд с ярко выраженной эротической направленностью – Дъалын ылыытын туома (Вызывание половой страсти), который обычно проводился до сенокоса. Большая роль в обряде отводилась специальным магическим приемам: подражание ржанию жеребца было определенным сигналом, с помощью которого испрашивали у духа хозяйки Земли половую силу, а смех женщин означал, что они ее уже получили. Не случайно этот обряд был связан с хозяйственным календарем якутов. Как известно, представление о магической связи между плодородием природы и плодовитостью женщины было присуще многим народам мира. Для проведения обряда под большим деревом вкапывали три столба с выпуклой резьбой. Обточенных виде кумысных чаш в честь духа богини Земли. Обряд дъалын, таким образом входил в число весенне-летних календарных обрядов якутов. К весеннему обрядовому циклу можно отнести и жертвоприношение хозяйке озера. Для этого обряда изготовляли саламу (жертвенную веревку), к которой привязывали пучки материи и конских волос. Из бересты вырезали фигурки человека, лошади, коровы и складывали их в корзину, также сделанную из бересты. В самом глубоком месте озера «белый» шаман, сидя в лодке, бросал корзину с фигурками в воду, а чтобы она скорее погрузилась на дно, в нее клали камень. Поднося такой подарок, «белый» шаман обращался к хозяйке озера – Даххан-Хотун, Около озера выбирали место, где росло большое дерево. Здесь и проходила заключительная часть обряда. Рядом с деревом шаман разжигал костер и, прославляя духов местности, «кормил» огонь, затем брал саламу и вешал на дерево. Обряд совершался каждый год. Его проводили несколько семей, составлявших один летник.
К числу весенних обрядов, по-видимому, нужно отнести и обряд гаданья – түɵрэхтиир. В нем участвовали члены нескольких семей, живших по соседству. Все мужчины становились в один ряд, держа в руках кубки с кумысом, против них становились женщины. Затем почтенная старая женщина бросала вверх ложку, перевязанную пучком конских волос. Если ложка падала на землю выпуклой стороной вверх, то это означало, что предстоящий год будет тяжелым, если же вогнутой стороной вверх, то это означало, что нужно ожидать благополучного во всех отношениях года. Потом пили кумыс, ели суорат с маслом и играли в разные игры. Главный праздник – весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся кроплением кумысом божествам и духам Природы, возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), круговым танцем-осуохай, играми, спортивными состязаниями, конными скачками и др.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Якуты (Саха) / отв. ред. А. Н. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. – М.: Наука, 2012. – 599 с.
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Якутский приветственный танец с чоронами. Фото из открытых интернет-источников
В число весенних обрядов у якутов входил обряд развешивания саламы (пестрых тряпочек, конских волос и миниатюрных атрибутов коневодства, который посвящался хозяйке местности. Обряд проводился в начале лета при переезде из зимних жилищ на летник. Духа – хозяйку местности Аан Дархан (Хотун) представляли в виде старой добродетельной женщины. В данном обряде участвовали только женщины, и если присутствовал мужчина, то он одевался в женскую одежду. Обряд проходил следующим образом. У старого дерева участники обряда устраивали трапезу из мяса, кумыса, суората с маслом. Самая старая из присутствующих женщин, став лицом к дереву и к востоку одновременно, призывала духа-хозяйку местности, просила ее благосклонности и окропляла дерево кумысом или суоратом; затем дерево или ветки его обвязывали пестрой волосяной веревкой, на которую были нанизаны пестрые тряпочки и ведерки из бересты, также к веревке прикрепляли три птичьих перышка. После этого устраивались хороводы с пением, осуохай, воспевали таинственную могучую силу природы».
По поверьям древних якутов, от хозяйки Земли зависело не только благополучие их семей, но и приплод скота. Вплоть до второй половины прошлого столетия существовал обряд с ярко выраженной эротической направленностью – Дъалын ылыытын туома (Вызывание половой страсти), который обычно проводился до сенокоса. Большая роль в обряде отводилась специальным магическим приемам: подражание ржанию жеребца было определенным сигналом, с помощью которого испрашивали у духа хозяйки Земли половую силу, а смех женщин означал, что они ее уже получили. Не случайно этот обряд был связан с хозяйственным календарем якутов. Как известно, представление о магической связи между плодородием природы и плодовитостью женщины было присуще многим народам мира. Для проведения обряда под большим деревом вкапывали три столба с выпуклой резьбой. Обточенных виде кумысных чаш в честь духа богини Земли. Обряд дъалын, таким образом входил в число весенне-летних календарных обрядов якутов. К весеннему обрядовому циклу можно отнести и жертвоприношение хозяйке озера. Для этого обряда изготовляли саламу (жертвенную веревку), к которой привязывали пучки материи и конских волос. Из бересты вырезали фигурки человека, лошади, коровы и складывали их в корзину, также сделанную из бересты. В самом глубоком месте озера «белый» шаман, сидя в лодке, бросал корзину с фигурками в воду, а чтобы она скорее погрузилась на дно, в нее клали камень. Поднося такой подарок, «белый» шаман обращался к хозяйке озера – Даххан-Хотун, Около озера выбирали место, где росло большое дерево. Здесь и проходила заключительная часть обряда. Рядом с деревом шаман разжигал костер и, прославляя духов местности, «кормил» огонь, затем брал саламу и вешал на дерево. Обряд совершался каждый год. Его проводили несколько семей, составлявших один летник.
К числу весенних обрядов, по-видимому, нужно отнести и обряд гаданья – түɵрэхтиир. В нем участвовали члены нескольких семей, живших по соседству. Все мужчины становились в один ряд, держа в руках кубки с кумысом, против них становились женщины. Затем почтенная старая женщина бросала вверх ложку, перевязанную пучком конских волос. Если ложка падала на землю выпуклой стороной вверх, то это означало, что предстоящий год будет тяжелым, если же вогнутой стороной вверх, то это означало, что нужно ожидать благополучного во всех отношениях года. Потом пили кумыс, ели суорат с маслом и играли в разные игры. Главный праздник – весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся кроплением кумысом божествам и духам Природы, возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), круговым танцем-осуохай, играми, спортивными состязаниями, конными скачками и др.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Якуты (Саха) / отв. ред. А. Н. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. – М.: Наука, 2012. – 599 с.
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Эсыах Туймаады (Ысыах Туймаады) – праздник изобилия и плодородия, главный праздник якутов. Фото из открытых интернет-источников
Якутский приветственный танец с чоронами. Фото из открытых интернет-источников
Семейный уклад
Семейный уклад
Рождение ребенка, особенно сына, являлось одним из самых значительных событий в жизни семьи. В мальчике видели наследника, будущего хозяина и продолжателя рода. Роды проходили в левой половине юрты, на земляном полу. Место родов от правой половины юрты отделялось занавесом. Летом рожали в амбаре. Повитуха, приняв ребенка, обмывала его теплой водой, заворачивала в одеяло из заячьих шкур, обматывала пестрой волосяной веревкой и давала матери. После этого повитуха «угощала» огонь, подливая в него масло, и благодарила Айыыhыт (богиню плодородия) за ребенка, а духа – хозяина домашнего очага Хатан Тэмиэрийэ просила принять под свое покровительство нового члена семьи.
Структура свадебной обрядности состоит из несколько этапов: 1) сватовство (сговор, помолвка) – кэргэн кэпсэтии; 2) первый свадебный праздник күтүɵттүүр зятевать), который совершается после уплаты части калыма в доме невесты, т. е. посещения женихом невесты в ее доме – түhэ барар; 3) второй свадебный праздник, включавший переезд невесты в дом жениха и праздничный пир в нем после полной выплаты калыма, – кыыс сүктүүтэ или уруу; 4) временное возвращение молодой в родной дом - тɵркүүттүү, где посещение ею своих родственников происходит через некоторое время после уруу. Традиционная свадьба продолжалась три дня и включала в себя обряды кормления женихом и невестой духа огня, а также ритуальные одаривания между семьями. До принятия христианства практиковалось многожёнство (до пяти жён у одного якута).
У якутов существовали четыре основных способа погребения: в земле, воздушное захоронение, положение на земле и сожжение. До христианизации наиболее распространенным способом захоронения было воздушное погребение – помещение тела в колоду на столбах (арангасы). К этой форме захоронения близки наземные погребения, когда гроб помещался внутри бревенчатого сруба, сооруженного непосредственно на поверхности земли.
Источник:
Якуты (Саха) / отв. ред. А. Н. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. – М.: Наука, 2012. – 599 с.
Семья Анатолия и Айталины Васильевых-Мойтохоновых из села Кентик Верхневилюйского улуса. Фото из открытых интернет-источников
Якутская семья. Фотограф А. Григорьев. Фото из открытых интернет-источников
Якутская семья. Фото из открытых интернет-источников
Структура свадебной обрядности состоит из несколько этапов: 1) сватовство (сговор, помолвка) – кэргэн кэпсэтии; 2) первый свадебный праздник күтүɵттүүр зятевать), который совершается после уплаты части калыма в доме невесты, т. е. посещения женихом невесты в ее доме – түhэ барар; 3) второй свадебный праздник, включавший переезд невесты в дом жениха и праздничный пир в нем после полной выплаты калыма, – кыыс сүктүүтэ или уруу; 4) временное возвращение молодой в родной дом - тɵркүүттүү, где посещение ею своих родственников происходит через некоторое время после уруу. Традиционная свадьба продолжалась три дня и включала в себя обряды кормления женихом и невестой духа огня, а также ритуальные одаривания между семьями. До принятия христианства практиковалось многожёнство (до пяти жён у одного якута).
У якутов существовали четыре основных способа погребения: в земле, воздушное захоронение, положение на земле и сожжение. До христианизации наиболее распространенным способом захоронения было воздушное погребение – помещение тела в колоду на столбах (арангасы). К этой форме захоронения близки наземные погребения, когда гроб помещался внутри бревенчатого сруба, сооруженного непосредственно на поверхности земли.
Источник:
Якуты (Саха) / отв. ред. А. Н. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. – М.: Наука, 2012. – 599 с.
Семья Анатолия и Айталины Васильевых-Мойтохоновых из села Кентик Верхневилюйского улуса. Фото из открытых интернет-источников
Якутская семья. Фотограф А. Григорьев. Фото из открытых интернет-источников
Якутская семья. Фото из открытых интернет-источников
Самоорганизация на территории Омской области
Самоорганизация на территории Омской области
Объединение находится на этапе организации