Омская энциклопедия дружбы
Вьетнамцы
Вьетнамцы, кинь, вьет (самоназвание). Основной народ Вьетнама (86 %). Живут также в Камбодже, Таиланде, США (1,3 млн), Франции, Германии, Чехии, Польше, Австралии, Гонконге, России и других странах. Существует понятие «виеткиеу» (Viet kieu), которое означает человека, имеющего вьетнамские корни, но проживающего вне Вьетнама и являющегося гражданином другой страны.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в России проживало 26,2 тысяч вьетнамцев, по данным переписи 2010 г. – около 14 тысяч человек.
Говорят на вьетнамском языке (вьет-мыонгская ветвь австроазиатской семьи). Письменность на основе латинского алфавита.
Общая численность в Омской области (2010 г.) – 149 человек. Городское население – 147 человек. Сельское население – 2 человека.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Национальный состав населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. – URL: gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения 10.09.2021).
Вьетнамские студенты в России. Фото и открытых интернет-источников
Старый вьетнамец. Фото и открытых интернет-источников
Вьетнамская девушка. Фото и открытых интернет-источников
В середине I-го тыс. до н.э. племена вьет (китайское юэ) населяли бассейны рек Сицзян и Хонгха; среди них наиболее многочисленной и развитой была группа лаквьеты. Непосредственные предки вьетнамцев – племена эпохи бронзы. В IV–III вв. до н. э. они составили ядро племенного союза Ванланг, который в 267 г. до н. э. был разгромлен племенами тэйау. На территории Северного Вьетнама возникло их государство Аулак, но сами тэйау были ассимилированы лаквьетами. К этому времени относится формирование вьетнамцев.
Вьетнамцы начали «открывать» Россию только в начале 1920-х гг., и одним из первых в этом процессе был будущий премьер-министр и президент Демократической Республики Вьетнам – Хо Ши Мин. С момента установления дипломатических отношений Вьетнама и СССР в январе 1950 г. Советский Союз регулярно снабжал своего азиатского партнера военно-техническим оборудованием, направлял военных советников, которые внесли свой вклад в победу Северного Вьетнама над Южным Вьетнамом в войне 1965–1975 гг. Позднее, в 1981–1991 гг., наступила эра широкомасштабной учебной и трудовой миграции вьетнамских граждан в СССР, которая была прервана распадом Советского Союза и экономическим кризисом 1992–1998 гг. В 2000-х гг. вьетнамская иммиграция в Россию вновь начала расти.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Вьетнамские студенты в России. Фото из открытых интернет-источников
Вьетнамские студенты в СССР. Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию большинство вьетнамцев исповедуют буддизм, тесно переплетённый с даосизмом, конфуцианством, культом предков; есть католики, протестанты, на юге – приверженцы синкретических религий.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с
Фото из открытых интернет-источников
Традиционное занятие – пашенное поливное земледелие. Главная культура – рис, известно более 200 сортов и два основных вида – твёрдый и клейкий; выращивают кукурузу, батат, маниок, таро, огородные, цитрусовые, бананы и др. Из технических культур – хлопок, конопля, джут, чай, сахарный тростник и др. Животноводство развито меньше (крупный рогатый скот, свиньи и птица). Развито морское и речное рыболовство. Ремёсла – кузнечное, гончарное, ткацкое, плетение (корзины, сумки, мебель, шляпы конической формы), резьба по дереву и др.
С древности вьетские мастера славились художественными изделиями из бронзы, камня, дерева, кости, рога, драгоценных камней и металлов, лаков и др. Современные вьетнамцы заняты также в промышленности и на транспорте.
Условия проживания в Сибири и городской образ жизни подавляющего большинства вьетнамцев Омской области внесли свои коррективы в хозяйственную деятельность переселенцев. В настоящее время вьетнамцы, проживающие на территории области, в основном заняты в сфере общественного питания и торговли. Большое количество студентов.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
В Омской области вьетнамцы проживают преимущественно в городах, в многоквартирных домах. Однако, несмотря на значительные внешние отличия традиционных вьетнамских домов от современных, внутреннее убранство квартиры имеет много элементов традиционной культуры.
Источник:
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет-источников
Традиционная одежда мужская и женская состоит из хлопчатобумажных прямозастёжной куртки и штанов тёмно-коричневого (на севере) или чёрного (на юге) цвета. Праздничную одежду – платье-халат (аозай) – шьют из светлых шёлковых тканей. Носят широкополые конические, плетённые из листьев пальмы шляпы.
Вьетнамцы, проживающие на территории Омской области, чаще всего одеваются в современную покупную одежду европейского кроя.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Основная пища – рис, овощи, рыбные продукты, соусы из рыбы. По праздникам едят мясо. Основной напиток – чай.
Источник:Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.

Блюда вьетнамской кухни. Фото из открытых интернет-источников
Календарные праздники отражают моменты циклической смены природных явлений и связанных с ними периодов земледельческих работ.
Началом календарного цикла считается Новый год по лунному календарю – день первого весеннего новолуния и весь период роста этой луны. В Азии новогоднее новолуние выпадает на конец января – начало февраля. С этого момента вступает в силу праздник, точнее, цепь праздников разного происхождения и содержания. Это самое значительное событие календарного цикла. Все другие тоже отмечаются широко и красочно, но именно Новый год, Тэт по-вьетнамски, становится вершиной среди праздников, самым ярким, любимым и ожидаемым из них.
Праздник начинается с приготовления новогодних пирогов – бан чынг. В числе обязательных атрибутов вьетнамского Нового года – лампада перед алтарем, бронзовая курительница с ароматными палочками. В ночь перед Новым годом дети берут кружку-бамбук с монетами, идут к своим знакомым и поют Be (частушки) с пожеланиями счастья и богатства. Утром Нового года члены семьи дарят друг другу подарки. Дальше следует прием гостей и посещение других домов. Этот момент особенно важен: вьеты верят, что первый человек, пришедший в гости в Новый год, приносит с собой «образ» наступившего года. Если пришел хороший, благополучный, богатый человек – таким будет и весь год, а если бедный, больной, несчастный – его беды могут перейти в семью, в которой он появился первым.
Среди других календарных праздников большое значение имеют те из них, которые связаны с водой. Так, на первую пахоту разыгрывается праздник золотой, серебряной воды, побуждающий природу обеспечить земледельцу хорошую погоду, гарантировать дождь для урожая. Центр праздника – обряд свежая вода. Заключается он в том, что самые красивые девушки села несут в кувшинах воду в поле и там, используя соответствующие ритуальные действия, разбрызгивают ее.
Значительны по количеству и разнообразны по содержанию праздничные мероприятия, приуроченные к окончанию сельскохозяйственных работ – праздники урожая. Самый популярный праздник такого рода – праздник Чунг Тху (середина осени) – бывает все-таки лишь один раз в год, при полнолунии восьмого месяца. На праздниках большое место занимают трудовые соревнования: посадка риса, ткачество, варка риса в экстремальных ситуациях, например в лодке или даже на бегу.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Согласно традиционному понятию вьетнамцев культура семьи должна создаваться на нравственном фундаменте, включая почтение и мораль в отношении к родителям, в отношении между женами и мужьями, и членами семьи, манера поведения к дедушкам и бабушкам, родителям, родственникам и соседям. Вьетнамская семья формируется и развивается именно на этом нравственном фундаменте, что способствует созданию яркого культурного колорита вьетнамского народа.
В настоящее время, несмотря на большие изменения в обществе, многие вьетнамские семьи по-прежнему сохраняют традиционные культурные черты.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников