Омская энциклопедия дружбы
Украинцы
Украинцы – восточнославянский народ, родственный русским, белорусам и русинам. Общая численность в мире около 46 млн. человек. Украинцы являются третьим по численности среди славянских народов мира (после русских и поляков), третьим по переписи населения 2010 г. в России (после русских и татар) и третьим по численности среди народов Омской области (после русских и казахов). Украинцы, помимо Украины и России, проживают в Канаде, США, в Польше, Италии, Чехии, Аргентине, Бразилии, Румынии и других странах.
Что касается украинцев в России, их численность – 1 927 988 человек, городское население составляет – 76,55 %, сельское – 23,45 %. Основными регионами проживания являются Кубань (до 47 % населения), Брянская, Воронежская, Омская и Тюменская области, Ставропольский и Приморский края и другие субъекты Российской Федерации.
Украинский язык принадлежит к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. В нем определяются 3 наречия и 15 диалектов. Письменность на основе кириллицы. В Сибири различают украинский язык (на основании сходства с современным литературным языком) и «хохляцкий» язык (диалектную форму, называемую «суржик»), отличавшийся как от русского, так и от украинского языков уже у второго поколения переселенцев конца XIX – начала XX вв. Во многих селах Омской области украинский язык, привезенный в Сибирь переселенцами конца XIX – начала XX вв., начинает выходить из бытового обихода с 1950–1960-х гг. Дети и внуки плановых переселенцев 1939–1942 гг. владеют диалектной формой украинского языка и сохраняют его благодаря общению с родственниками, проживающими в Украине. Степень сохранности украинского языка отражена в материалах переписей. Интересные данные содержит перепись 1989 г., согласно которой к 1989 г. в большинстве районов Омской области у украинского сельского и городского населения более востребованным являлся русский язык. При этом украинский язык сохранялся лучше в среде сельского населения: среди городского украинского населения украинским языком владели 16591 человек (25,5%), среди сельского – 11934 человека (29,9%).
Данные по переписи населения. В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., украинцев насчитывается 51841 человек. Среди украинцев Омской области преобладают городские жители (58,68 %). Районами относительно компактного проживания украинцев на территории региона являются: Одесский (21,39 % населения района), Павлоградский (24,63 %), Полтавский (16,62 %) и Русско-Полянский (10,94 %).
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники VII Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники форума «Россия-это мы!», посвященного Дню России. 2019г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Украинцы – один из древних народов, зародившихся в недрах восточнославянской этнической общности. Поэтому вопрос поиска прародины украинцев сводится к поискам прародины славян.
Современный этноним украiнцi происходит от названия территории – Украина. Впервые термин «Украина» встречается в Ипатьевской летописи под 1187 г. в связи со смертью на Переяславщине князя Владимира Глебовича – организатора отпора половецкому вторжению. Он имеет два толкования: от древнеславянской оукраины – край, граница; по другой версии – земля, место проживания. Официально название Украина употреблялось с XVII в. одновременно с Малороссией, производной от Малой Руси (синоним Галицкой Руси в отличие от остальной – Великой Руси).
В Сибири украинских переселенцев называли российскими, как и всех остальных выходцев из-за Урала, то есть, из России. Однако их же называли и хохлами. Российскими украинских переселенцев и их потомков называли в двух случаях: 1) если в одном населенном пункте (чаще всего старожильческом) поселялись выходцы из разных губерний Европейской России; 2) если они не составляли обособленных компактных групп. Потомки этих переселенцев сами себя так не называют, говорят, что они русские, сибиряки, а российскими и хохлами называли их родителей. Если переселенцы из Украины основывали новый поселок и составляли в нем большинство при соседстве с русскими деревнями, то их потомки употребляли термин хохлы.
На юге Омской области термин хохлы приобрел несколько иное звучание. Здесь в настоящее время употребляется одновременно два этнонима: «хохлы» и «украинцы» («хохлы» – те, кто живет в Сибири, а «украинцы» – настоящие, живут на Украине). Название «малороссы», широко использовавшееся в конце XIX –начале XX вв. в официальных документах, в отношении родителей и дедов современного украинского населения Омской области, не употребляется.
Однако, люди, принадлежащие ко второму поколению переселенцев, или привезенные в Сибирь маленькими детьми, при определении своей этнической принадлежности называют себя украинцами, но отмечают большое сходство материальной и духовной культуры с русскими сибиряками.
В XVIII – первой половине XIX вв. украинское население в основном переселялось на Кавказ и в Новороссию. Начало массового переселения в Сибирь приходится на рубеж XIX–XX вв. Оно было связано с покровительственной политикой государства, заинтересованного в хозяйственном освоении Сибири, – с одной стороны, и строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, – с другой.
Согласно данным переписи 1897 г., украинское население Западной Сибири насчитывало 137,1 тысяч человек, что составляло 4,1 % всего населения региона. При этом большая часть украинцев (99,3 тысяч человек) проживала в Томской губернии (в основном на Алтае), украинское население Тобольской губернии составляло 37,8 тысяч человек.
В 1910–1917 гг. в Западной Сибири насчитывалось 375,9 тысяч украинцев (5,7 % всего населения). При этом в Томской губернии проживало 308,1 тысяч, в Тобольской – 67,8 тысяч, в Омском уезде Акмолинской обл. – 114,4 тысяч человек.
На 1 января 1926 г. все украинское население в Сибирском крае насчитывало 827536 человек. Основную его долю составляли сельские жители (797696 чел.). Наибольший массив украинского населения зафиксирован в ходе переписи 1926 г. в южной части Омской области. На этой территории расположены районы, в каждом из которых численность украинцев превышала 10 тыс. чел.: Павлоградский, Одесский, Калачинский, Крестинский, Борисовский Омского округа. В Полтавском районе Омского округа, – современный Полтавский район Омской области, – численность украинского населения превышала 20 тысяч человек.
Среди основных причин переезда в этот период назывались хозяйственная неустроенность и малоземелье. Наиболее полно они отражены в документах, связанных с переселенческим делом: прошениях о переселении и отчетах чиновников, где в качестве причин указывались: «от безземелья», «жить не при чем», «мало земли было», «землею наголодались», «тесно стало», «земли добиваться шли», «на землю захотелось», «под деревнями больше места было, чем под пашнями», «кола вырубить негде», «утеснение скотине» и т.п.».
Вспоминают об этих причинах и потомки переселенцев конца XIX – начала XX вв.: «...Родители приехали из-за голода на Украине, многие односельчане переезжали в Сибирь в те времена». «Родители мои жили на Бугу, это на самом краю с Польшей. В 1926 г. отец пошел ходоком, втроем они собрались, друзья. Доехали поездом до Омской области и пошли пешком по селам. Один остался в Павлоградке, один остался в Русской Поляне, ему понравилось, а отец добрался сюда. Новороссияновка деревушка была…».
Следующая крупная волна переселений пришлась на 1930–1940-е гг. В этот период в Сибирь были депортированы, главным образом с Западной Украины, около 20 тысяч украинцев, которые влились в группу «спецпереселенцев». Выделить эту группу довольно сложно, так как в основных документах переселенцы обычно старались записаться русскими сами, либо записать русскими детей.
Таким образом, например, с 1947 г. в Омской области появились украинцы из Ровенской, Хмельницкой, Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской областей. Большая часть спецпоселенцев размещалась в северных районах, в спецпоселках. После реабилитации в 1956 г. часть депортированных вернулась в родные места, но многие утратили связи с родственниками на Украине и остались жить в Сибири.
В 1939 г. переселенческое движение в Сибирь активизировалось после принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания». В нем отмечалось, что ввиду недостатка земель для наделения колхозников приусадебными участками по установленным нормам в малоземельных колхозах, необходимо переселение колхозников из таких колхозов в многоземельные районы, в число которых вошла Сибирь. Постановления ЦК ВКП(б) «О порядке переселения из малоземельных районов в многоземельные районы СССР» и СНК СССР «Об организации переселения в восточные районы СССР» были конкретным руководством по организации переселения.
Порядок обеспечения переселенцев определялся Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 ноября 1937 г. «О льготах по сельхозпереселению». Главной льготой было предоставление в бесплатное пользование дома, который по истечении 5 лет беспрерывной работы в колхозе передавался в личную собственность переселенцев. Также переселенцы могли рассчитывать на получение кредита на хозяйственное устройство и обзаведение, на получение мелкого скота (овец, свиней) с колхозных ферм, на получение коровы с колхозной фермы взамен сданной в Заготскот на месте выхода. Для содержания скота переселенцам обещали вместе с домом передать надворные постройки. Им должны были нарезать приусадебные участки.
В 1940 г. в Западной Сибири по официальным данным было принято 46,5 тысяч семей (221,5 тысяч человек), из которых 11,8 тысяч семей (58,8 тыс. человек) – в Омской области. Это были выходцы с Украины, из Белоруссии, Воронежской, Курской, Тамбовской и других областей России. Украинцы в числе переселенцев составляли около 32,8 %. Их, как и в предыдущий период, в основном направляли в южные степные районы области. В архивных документах и газетных публикациях отмечается, что это были выходцы из Полтавской, Харьковской, Черниговской и Днепропетровской областей. В 1939 г. украинское сельское население на территории Омской области насчитывало 140106 человек. С октября 1940 г. по июнь 1941 г. в Сибирь прибыло около 14 тысяч глав семей для подготовки переселения, однако ход переселения был прерван в связи с началом Великой Отечественной войны.
Следующая волна связана с освоением целинных земель в 1950-х гг., а также более поздними миграциями украинского населения в рассматриваемый регион, в том числе после распада СССР – из республик Средней Азии и Казахстана.
На целинные земли Сибири только в 1954–1956 гг. прибыло 76,5 тысяч семей (около 320 тысяч человек), всего же по плановому переселению в Сибирь с конца 1940-х до середины 1960-х гг. прибыло 134,8 тысяч семей, в их составе было 600 тысяч человек. Колхозы, совхозы и леспромхозы Омской области в эти годы приняли 5,9 тысяч семей, однако, украинцев в их числе было не так много, т.к. большая их часть переезжала в районы Северного Казахстана.
К 1959 г., согласно данным переписи, численность украинцев в сельских населенных пунктов значительно снизилась и составила в Омской области 89774 человек. Статистические данные второй половины XX в. фиксируют устойчивую тенденцию к сокращению украинского сельского населения в Западной Сибири. Так, в 1989 г. в Омской области сельское украинское население насчитывало всего 39889 человек. В то же время статистические материалы свидетельствуют, что, начиная со второй половины XX века, среди украинцев исследуемого региона растет численность городского населения.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Основу хозяйства украинцев Омского области традиционно составляли пашенное земледелие и животноводство. Большая часть украинского населения была занята в сфере земледелия. Основными возделываемыми культурами в хозяйствах украинского населения, согласно данным переписи 1917 г., были яровая пшеница, ячмень, овес, просо, бахчи, картофель, лен, конопля и подсолнечник. Набор овощных культур включал в себя капусту, «буряки» (свеклу), «огирки» (огурцы), «квасолю» (фасоль), «цыбулю» (лук), «часнык» (чеснок), «гарбузы» (тыквы), «кабаки», «кавуны» (арбузы), «моркву» (морковь), картофель, помидоры (с конца 1930-х гг.). Особенно славились украинцы выращиванием бахчевых культур (арбузов, дынь, тыкв), которые пользовались огромным спросом.
Большое значение в хозяйстве сельского украинского населения в конце ХIХ – первой половине ХХ вв. имели технические культуры – конопля и лен, дававшие волокно, техническое и пищевое масло. Растительное масло из конопли, льна, рыжика и подсолнечника отжимали на механических маслобойках. Традиционное для украинцев садоводство не получило в Западной Сибири распространения в силу особенностей ландшафта (значительная часть украинцев проживает в степной зоне) и холодного климата. В Омской области до сих пор встречаются хозяйства с похожими на традиционные садами перед домом, но растут в них чаще всего только яблони и местные сорта вишни.
Невозможность выращивать привычные ягоды и фрукты способствовала развитию традиций собирательства. Особенно востребованным оно было в кризисный период второй половины 1930-х – 1940-е гг. Собирали плоды шиповника («шипшина»), «дички» (яблоки-ранетки с дикорастущих деревьев), полевую клубнику, ягоды и листья красной («порички») и черной смородины, малины, «богородскую траву» (чабрец), мяту, мелиссу, щавель, дикий лук. Очень популярной ягодой в Западной Сибири стал паслен, который на Украине не было принято собирать.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год.
Фото из открытых интернет-источников
Украинские населенные пункты в Омской области были представлены в основном селами и деревнями. В отличие от немцев, у украинцев не получили широкого распространения хутора. Населенные пункты часто назывались по имени/фамилии основателя (Ганновка, Лукьяновка) или по названию мест выхода – Полтавка, Одесское, Благодаровка.
Переселяясь в конце ХIХ – начале XX вв., выходцы из юго-западных губерний России оказывались в новых климатических условиях и экономических реалиях. Однако возможность выбора на начальном этапе места поселения в районах со сходными природно-географическими условиями позволяла переселенцам применить имеющийся у них хозяйственный и культурный опыт.
По прибытию на место водворения переселенцами устраивалось временное жилище, пока не будет построен дом, – причем, термин «временное» скорее относилось не к тому, что было обитаемо временно, а означало, насколько данный вид жилища был непрочен и недолговечен. О нескольких видах временных жилищ упоминает А. Н. Куломзин, которому удалось наблюдать переселенческие поселки на территории Западной Сибири, основанные в 1890-е гг.: «При водворении на участках новоселы обыкновенно принимаются за сооружение жилищ. На первое время они довольствуются шалашами, а затем строят или дерновые землянки, или деревянные избы, или, наконец, саманные».
Подобные жилища, называемые землянками или пластянками, строили многие группы переселенцев. Они были очень теплыми и использовались в качестве жилых помещений вплоть до 1930-х, а местами – до 1950-х гг.
Позже украинцы стали строить дома, применяя различные варианты строительства жилья и хозяйственных построек в каркасной технике, известной у всех восточнославянских народов.
Чуть позже в украинских селах современной Омской области вплоть до середины ХХ в. начали строить саманные хаты. Хаты состояли большей частью из двух жилых помещений: «хаты» и «дальней хаты», с литыми, плетеными или тесовыми сенями, часть которых, как правило, была отделена перегородкой, использовалась для хранения утвари, продуктов и называлась «кладова» или «чулан». В зимнее время для хранения дров и другого топлива для печи к сеням пристраивали «катрагу» (навес), представлявшую собой сооружение в виде шалаша из жердей, покрытых соломой. Кроме жилых помещений из самана возводились и хозяйственные постройки: дровники, загоны для скота, а иногда и общественные места, например, клубы.
Технология строительства была одинаковой: кирпичи плотно укладывались друг на друга и скреплялись раствором из глины. Швы тщательно затирались на три раза глиной с добавлением навоза и мелкой соломы. После этого дом белился белой глиной. Окон ставили большое количество, небольших по размерам. Кое-где на них навешивались резные ставни с росписью.
Строительство саманных домов обычно приходилось на позднюю весну, чтобы дом успел за лето как можно лучше просохнуть и обрести прочность. Со строительством связана традиция «воскресников», когда люди, участвующие в постройке дома, должны были поочередно помогать друг другу каждое воскресенье. Воскресники аналогичны традиционной форме коллективной взаимопомощи при трудоемких работах – толоке.
Глиняные стены и потолок жилища белили и нередко расписывали. Настенная роспись играла особую роль в декоре украинского жилища, имитируя ковры и полотенца. Для росписи использовались краски разнообразных природных оттенков (цветная глина, сок растений, например, лопуха, иногда применяли также «синьку» – краситель фабричного производства), в которые добавляли яичный желток, краски разбавлялись молоком. В качестве штампа использовали разрезанную пополам картофелину, на срезе которой ножом вырезали контур рисунка, чаще всего цветы или петухов.
Внутри роспись размещалась на стенах у красного угла, на печи, окнах, двери, на верхней части стены, на стене над спальным местом. Наружная же роспись размещалась близ окон и дверей, а также в верхней части стены под свесом крыши. В некоторых районах традиционными украшениями интерьера хаты были преимущественно тканые и ковровые изделия. Лавки покрывали налавниками – цветными ткаными дорожками. А на стену у спального места, если позволял достаток семьи, вешали тканый ковер.
В «хатах» украинских переселенцев обязательно имелась русская духовая печь («пичь»), сложенная преимущественно из сырцового кирпича. В отличие от русских печей, у украинцев печи были больших размеров. Другой особенностью было убранство печей – наличие занавесок над устьем и «под пичью» или дверцы, закрывающей устье, а также занавески, закрывающей дымоход.
Дворы огораживали изгородями–плетнями различной сложности и прочности вязки. Реже делали заборы из самана. Следует отметить, что на этапе первоначального заселения для разграничения участков и дворов селений использовались самые простые формы оград – глубокие узкие канавы, легкие невысокие заборы из тонких жердей и т.п.
Важной чертой украинских поселений в южных районах Омской области стали общественные колодцы, а также колодцы-«журавли», располагавшиеся на подворьях. Но особый колорит украинскому жилищу придавали вышитые рушники, которые использовались не только в утилитарных целях, но и украшали окна, иконы, зеркала, рамки с фотографиями. И вообще, аккуратность и опрятность были отличительной чертой украинских женщин и жилищ, по которым судили о качествах хозяйки. Несколько раз в год подновлялась побелка, пол всегда был чисто выметен.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Экспонаты региональной выставки «Омская культура: мир без границ». 2010 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспонаты региональной выставки «Омская культура: мир без границ». 2010 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2006г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2006г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2006г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2006г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспонаты Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Наименее устойчивым элементом традиционной культуры является одежда, которая включает в себя несколько видов: повседневную, праздничную и обрядовую. Изменения традиционного костюма украинского населения юго-западных губерний России начались в ХIХ в. в связи с развитием производства и распространением городской моды. Женский костюм украинских переселенцев в сельских населенных пунктах Западной Сибири сохранялся в качестве повседневной и праздничной одежды до 1930-х гг., свадебной – вплоть до 1970-х гг.
Мужской традиционный украинский костюм значительно раньше подвергся упрощению, но его основной элемент – вышитая по вороту, груди и манжетам рубаха, – сохранялся довольно долго. Украинские мужские рубахи, как и женские, называли «сорочками». Дополняли рубахи штаны с узким шагом («порты») и широкие («шаровары»).
Межсезонной мужской одеждой, привезенной в Сибирь и бытовавшей некоторое время, были «кобэныки» («кобыняки»), изготовленные из овечьей шкуры. В послевоенное время украинские переселенцы заменили этот вид одежды тулупом, который изготавливали похожим способом из выделанной в домашних условиях овечьей шкуры. В зимнее время украинцы, как и местное старожильческое население, носили сибирский вариант шубы – кожух, который представлял собой меховую одежду, сшитую мехом внутрь и окрашенную дубовой корой или черными покупными красками.
Главным элементом традиционного женского костюма была длинная рубаха («сорочка»). Наиболее распространенным типом рубахи у украинцев Западной Сибири в конце ХIХ – начале ХХ вв. была рубаха с прямоугольными вставками полотна на плечах – поликами, пришитыми по утку. Такие сорочки, вероятно, были принесены в Сибирь выходцами из восточных и северных районов Украины.
Женские рубахи украинских переселенок Западной Сибири богато украшались вышивкой в месте соединения полика и рукава (по «оплечью»), на поликах, воротниках-обшивках, манжетах, нижней части подола, выступающей из-под юбки, по всему полю рукава. В вышивке сорочек преобладают растительные мотивы в виде цветов, бутонов, листьев, ягод.
Одной из отличительных особенностей женских сорочек в 1950-е гг. в среде украинского населения Западной Сибири является использование вязанного иглой кружева для соединения деталей, в том числе и основных полотнищ в нижней части рубахи.
В 1950-х гг. получают широкое распространение короткие сорочки («блузки») из белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Их носили в праздничные дни. Дополнялись блузы юбкой из клетчатой или в вертикальную полоску шерстяной ткани домашнего производства, фабричного сатина, шерсти, коленкора различных цветов. Повсеместно в Омской области до середины ХХ в. бытовало украинское название юбки «спiдниця(а)».
Поверх юбки женщины надевали передник («хвартук»). По воспоминаниям потомков переселенцев, передник был обязательным элементом одежды замужних женщин, девушки передников не носили. Передники были будничные из темной ткани, защищавшие рубаху и юбку от загрязнения, и праздничные (белые/светлые), украшавшие костюм.
Обязательным элементом традиционного женского костюма украинцев в конце XIX – начале ХХ вв. являлась приталенная безрукавка – «керсетка», «кэрсетка»,«гарсетик» (укр. кiрсетка) из домотканой или фабричной ткани. В зависимости от мест переселения «керсетки» отличались покроем, длиной и оформлением.
Украинские переселенки носили хлопчатобумажные, кашемировые, шелковые платки, повязывая их концами впереди под подбородком. Девушки по праздникам носили ленты, одна из которых повязывалась вокруг головы, другие подвязывались к ней и перебрасывались через плечи – по три-пять с каждой стороны.
Выразительным дополнением к нарядному женскому костюму служили съемные украшения в виде бус («намысто», «монисто»), серег, перстней; некоторые из них хранятся сегодня в музейных собраниях. Особенно популярными у украинских женщин были разноцветные бусы. Их носили одновременно по несколько штук, не только в праздники, но и в будни.
Важным элементом костюма в конце ХIХ – начале ХХ вв. были пояса, сотканные в домашних условиях из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных ниток домашнего или фабричного производства. Преобладающим видом повседневной обуви в среде украинского населения Омской области были сапоги-чоботы и «обутки», или «ботинки», которые носили в основном в межсезонье и летом вплоть до 1950-х гг. Так называлась обувь, изготовленная в домашних условиях из шкур крупного рогатого скота. Зимой традиционно носили валенки («пимы»).
В настоящее время украинцы носят одежду фабричного производства. Народный костюм ушел из повседневной жизни украинцев Омской области, сохраняясь в разных вариантах в других сферах культуры. Многие элементы традиционного костюма можно встретить в музейных коллекциях. Кроме того, в селах Омской области существуют украинские творческие коллективы, которые для своих выступлений реконструируют сценические костюмы на основе своих представлений о традиционной украинской одежде, привлекая для этого и данные из литературы.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2006г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспонаты Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2008г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспонаты Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2006г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Праздничная женская рубаха украинских переселенцев. Исилькульский район. Фото из открытых интернет-источников
Основу рациона питания украинцев составляли блюда из круп и муки. Крупы использовали для приготовления каш и супов. Каши варили в основном из пшена и пшеницы. Со второй половины ХХ в. в рацион добавились гречневая, кукурузная и рисовая каши. Нередко также, как в конце ХIХ в. это делали жители украинских и южнорусских губерний, из пшена и картофеля готовили «кулеш». В первой половине ХХ в. в украинских семьях готовили традиционное блюдо из муки – «затирку».
Важнейшей составляющей пищевого рациона украинского сельского населения был хлеб из ржаной, ржаной с добавлением пшеничной или пшеничной муки. Хлеба употребляли всегда много, с ним ели практически все блюда. Во многих украинских семьях вплоть до конца ХХ в. сохранялся традиционный рецепт приготовления хлеба на закваске или «квашенке». Булки («хлибыны», «хлэбыны», «хлыбыны», «хлебины») получались большие – по 2–3 кг. Во время его приготовления хозяйки часто пекли булочки-пампушки.
Традиционные для кухни всех восточнославянских народов пироги украинцы пекли в печи или жарили на плите с использованием топленого свиного жира или растительного масла. Изначально пироги выпекали из того же дрожжевого теста, что и хлеб. Позже стали заводить для них тесто отдельно. Отличало украинские пироги большое разнообразие начинок: растертый с сырыми яйцами творог, жареная квашеная или свежая капуста, вареная растертая фасоль или горох, вареный толченый картофель, гречневая каша или мука со шкварками, печеная тыква с калиной, паслен, земляника, морковь, свекла, вареное рубленое и поджаренное с луком мясо, зеленый лук с вареными яйцами, жаренные с луком грибы.
Популярными у украинского населения были традиционные блюда из пресного теста: галушки («щипанки», «щипаные галушки»), клецки, «ушки», вареники.
Особое место в системе питания занимала обрядовая пища. Важнейшим атрибутом украинских семейных обрядов традиционно оставался хлеб. Особенно широко он использовался в украинской свадьбе и являлся ее отличительной особенностью. До 1970-х гг. в западносибирских селах сохранялась традиция выпечки различных видов свадебного хлеба (каравай, «шишки», «лежень») замужними женщинами, живущими с мужьями в мире и согласии. Это сулило молодым счастливый брак.
До настоящего времени из пшеницы в украинских семьях готовят кутью («кутю») – традиционное ритуальное поминальное кушанье, а также рождественское блюдо («богатую куттю»). До середины ХХ в. «кутю» («голодную куттю») варили также на Крещение и Троицу.
В сравнении с другими группами украинское сельское население держало много свиней. В пищу употреблялась практически вся свиная туша. Из свиного мяса часто готовили традиционное украинское блюдо – голубцы. Украинцы всегда в большом количестве солили свиное сало. Его ели с хлебом, огурцами и чесноком на полдник, с картошкой или кашей на завтрак и ужин, его поджаривали и добавляли в жидкие блюда, например в борщ, кулеш. На жареном сале готовили яичницу. Шкварки из свежего (несоленого) сала придавали особый привкус кашам, галушкам, вареникам, блинам и т.д. Из сала, снятого с живота свиньи, готовили рулет. Тщательно обработанные кишки и свиной желудок («шлунок», «кэндюх») также шли на приготовление традиционных блюд – домашней колбасы («кровянки») или запеченного свиного желудка. Из свиной головы и ног на протяжении всего рассматриваемого периода традиционно варили холодец («захолод»).
В конце ХIХ–XX вв. в каждом хозяйстве украинцев, за редким исключением, держали коров, поэтому молоко и молочные продукты – «сыр» (творог), сливочное масло, сметана – всегда были в рационе. Украинцы славились производством масла, которое шло на продажу даже в Западную Европу.
Из напитков наибольшее предпочтение отдавалось коровьему молоку, квасу, «узвару» (компоту) и чаю. «Узвар» могли варить на соке красной свеклы, которую для этого «упаривали три дня», либо из сушеных на печи или солнце ягод.
Дополнительным направлением хозяйственной деятельности являлись охота, рыболовство и пчеловодство. В отличие от традиционных видов занятий они не носили всеобщий характер.
Нередко украинцы заимствовали способы приготовления блюд и напитков. Например, из немецкой кухни были взяты сепарирование сметаны, «накотка», кофе из пережаренного ячменя, суп-лапша и т.д., из русской – вареники с сырым тертым картофелем, пельмени, чай, брага). В 1990-е гг. с появлением в селах региона переселенцев из Средней Азии и Кавказа популярными у украинцев становятся манты, бешбармак, плов, шашлык, беляши и др.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного межнационального фестиваля свадебных обрядов. 2006 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Вареники с вишней (вареники з вишнею). Фото из открытых интернет-источников
Духовная культура украинцев разнообразна. В настоящее время она в основном транслируется на русском языке, сохраняясь в рамках семей и фольклорных коллективов, сельских и школьных музеях. В основе календарной обрядности находятся повторяющие из года в год праздники, приуроченные к определенным датам. Условно обрядность разделялась по сезонам. В зимнем календарном цикле украинцев важное место занимал цикл новогодних и рождественских праздников.
Началом календарного года считались Святки – период от Рождества Христова до Крещения Господня (7–19 января), когда необходимо было обеспечить благополучие на весь предстоящий год. К Рождеству обязательно белили и прибирали в доме, готовили праздничную одежду. Весь рождественский сочельник держали строгий пост и лишь после захода солнца, с появлением первой звезды, приступали к «вечере». Этот вечер у украинцев еще носил название «святого» вечера, «богатой кутьи» (в некоторых местностях его называли также «щедрым вечером», как и вечер накануне Нового года).
Обязательным, сохранявшимся долгие годы обычаем являлось посещение детьми «старых родителей» (бабушек и дедушек), а также крестных родителей, которым носили «вечерю», собранный в узелок ужин, состоящий из кутьи и стряпни. Взамен старшие родственники наделяли детей подарками – чаще всего, состряпанными булочками, иногда – конфетами, ленточками, копеечками.
Спать в рождественскую ночь запрещалось, а необходимо было предаваться молитвам и готовиться петь «рожэсво». Рано утром в Рождество ходили «славельщики», взрослые и дети, которые «рожэсвовали» – славили Христа. Поскольку вечер перед Рождеством еще называли «колядою», то «славление» перемежалось с «колядованием» и «щедрованием», в котором обычно принимали участие подростки 10–12 лет. Они группами по несколько человек бегали по дворам и пели колядки – короткие песенки-благопожелания, за что получали от хозяев конфеты, всякую стряпню («пэчане») и даже мелкие деньги. В среде украинского сельского населения колядовщики требовали и получали, помимо «паляныцы» (буханки хлеба), «кишки» (домашнюю колбасу) и сало.
Не менее важную роль играл и Васильев вечер, или день святой Маланьи – время встречи Нового года. Новогодние обряды и обычаи во многом носят коллективный характер, центр празднования переносится из семьи в общину; было принято ходить в гости к родственникам и соседям с поздравлениями и подарками.
Особенностью кануна Нового года у украинцев, носившим название «щедрой кутьи», был обряд «вождение Мэланки». Мэланкой девушки-подростки или молодые женщины выбирали самую красивую подругу и наряжали ее. Такой обычай сохранялся у полтавских, херсонских переселенцев, потомков донских казаков и выходцев из Екатеринославской губернии еще в первой половине 1950-х гг. (Богодуховка, Назаровка, Абрамовка, Логиновка, Хорошки Павлоградского района; Благодаровка, Ганновка Одесского района; Белики, Голубовка, Степановка, Жуковка Русско-Полянского района).
Новогодние празднования не обходились без «посевания». Участвующие в обряде посевания мужчины назывались «сияльщыками». Посевать нужно было обязательно у порога и на стол. В ночь на Новый год украинская молодежь (как, впрочем, и русские и белорусы) «шкодничала»: закрывали трубы, примораживали или прикручивали проволокой двери, снимали ворота с петель, затаскивали сани на крыши домов, пугали головами, вырезанными из тыквы, стучали привязанной к окну картошкой, выстилали дорожки из соломы от дома парня к дому девушки, с которой он собирался пожениться.
У украинцев ряженье являлось составным элементом обряда колядования, проходившего накануне Рождества, или обряда щедрования, который проводился в Васильев вечер. В зависимости от приуроченности действа ряженых называли «колядовщиками» или «щедровальщиками». Могли называть и «гаерами», но они ходили только после Нового года (до Крещенья).
Важнейшим обрядовым действом Святок являлось гадание. У украинской молодежи существовали интересные гадания, которые не встречались нам у русских. Ночью спускали ведро в колодец, называя имена потенциальных женихов: на чьем имени ведро достигнет воды, тот и жених. Однако, самыми популярными и распространенными гаданиями были гадания с пимом, поленом, зеркалом, овцой, петухом (курицей), «молчаной» водой, выливание белка (свинца, воска), слушание на перекрестках и под окнами чужих домов, гадание вещими снами с различными предметами (мужская шапка, штаны, лен, овес, ключ, кольцо, гребень, лучинки).
Во время святок молодежь устраивала вечерки, во время которых парни и девушки знакомились, ближе узнавали друг друга. Наиболее распространенной игрой была игра в «суседи» (соседи). Помимо песен и игр, устраивали танцы, в которых прослеживалось влияние города. Плясали трепак, кадриль, подгорную, барыню, краковяк, польку-бабочку, казачок, гопак, звездочку, парижанку, вальс. Девушки дарили понравившимся парням платочки, кисеты собственной работы, парни отдаривались кольцами, серьгами.
Одним из самых любимых народных праздников, который отмечался перед Великим постом и в православных святцах носил название сыропустной недели, был праздник «широкой», «разгульной» Масленицы. Он закрывал собой зимний праздничный цикл и открывал весенний. Большое внимание на Масленицу уделяется пище. Изобилие сытной и жирной пищи объясняется тем, что это последние дни перед постом.
После Масленицы наступает Великий пост, а после 40-дневного поста – Пасха, или Воскресение Христово. Предваряет пасхальную неделю Вербное воскресенье. За неделю-две до этого дня приносили из леса ветки вербы и освящали их в церкви. Освященную вербу, украшенную бумажными цветками и ленточками, хранили на божницах, в пригонах для скота. Существовала традиция выгонять скотину первый раз в поле именно освященной вербой, оставляя её затем у порога дома или в хлеву, чтобы скот возвращался домой. Шишечки вербы украинцы использовали для украшения пасхальных куличей.
В пасхальной обрядности важную роль играли яйца и куличи. Обрядовый хлеб (кулич) повсеместно называли «паска». Украшения «пасхи» были связаны с религиозной символикой и символами плодородия: это были «дробиночки» (разрезанные с двух сторон полоски теста), «шишки», птички и кресты из теста. В первый день Пасхи во многих селах ходили на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносили яйца, пироги, сладости.
В весенне-летнем цикле праздников у украинцев центральное место занимала Троица. Важное место в троицких обрядах отводилось очистительным процедурам. Троица тесно связана с похоронно-поминальной обрядностью. Основным обрядовым действом Троицы являлось завивание березы, плетение венков и гадания. Кроме того, именно на Троицу старались провести обряды вызова дождя.
Осенние праздники были связаны со сбором урожая. Кроме того, осенняя обрядность знаменовала начало периода проведения свадеб. Главным критерием в выборе даты свадьбы было отсутствие поста.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участники Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2018г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Свадебная обрядность в цикле семейной обрядности является самой веселой и красочной. Традиционная украинская свадьба представляла собой своеобразное драматическое действие с играми, музыкой, танцами, песнями, приобретающее характер народного праздника. Ее специфика отражена в самом названии – «весiлля».
Весь комплекс свадебной обрядности можно разделить на три части: досвадебные обряды и обычаи, собственно свадьба и послесвадебные обряды.
Предсвадебный цикл состоял из трех-четырех встреч родителей и родственников жениха и невесты, соответствовавших до 1950-х гг. по форме и названиям традиционным украинским: «оглядины», «розглядины» (рус. смотрины), «заручины», «змовыны», «сговор». Первым этапом свадебного обряда было сватовство. Сватами («сватунами», «старостами», «кумовьями») по традиции были степенные женатые мужчины – друзья или братья жениха. Внешний вид сватов и жениха до 1940-х гг. отличала нарядная традиционная украинская одежда – вышитая рубаха и повязанный на одну руку или через плечо рушник. Рушник выполнял роль знака, свидетельствующего об удачном сватовстве.
Сваты брали с собой большую «хлебину» («хлэбину», «хлыбыну»), т.е. буханку хлеба, завернутую в полотенце, и «четверть самогона». С 1950-х гг. кроме хлеба и водки сваты брали с собой кусок сала, «солонину» (засоленные в банках огурцы, помидоры, капусту), а также продукты, приобретенные в магазине (например, колбасу). Все это символизировало достаток жениха.
Между сватами и родителями невесты происходил традиционный разговор, во время которого сваты, всячески расхваливая жениха, просили дать положительный ответ на заключение брака, а родители девушки, в свою очередь, отвечали, что дочь еще не готова к замужеству. В первой половине ХХ в. на сватовстве день свадьбы не определяли. Это происходило через несколько дней после сватовства во время «змовын» («сговора») или «помолвки». С 1960-х гг. о дне свадьбы стали договариваться на сватовстве. Как правило, на приготовления к свадьбе отводили месяц, в течение которого шли интенсивные приготовления.
Одним из главных традиционных атрибутов невесты был свадебный головной убор – венок, который устойчиво сохранялся вплоть до начала 1960-х гг. У украинцев были распространены одноярусные или двухъярусные венки из одной оборки с лентами. Свадебный венок представлял собой сложную конструкцию, его основу составлял каркас из проволоки, обернутый тканью. Для изготовления цветов-«квиток» на венок использовали цветную обычную или гофрированную бумагу. Иногда их обмакивали в растопленный воск.
Довольно долго бытовала традиция после свадьбы сохранять венок. Его помещали под стекло к иконе, которую ставили в «святой угол». Передавать венок запрещалось, так как считалось, что девушка, которая его отдала, в браке счастлива не будет.
Накануне свадьбы, в субботу, готовили свадебную выпечку. Пекли «гильце» – свадебный хлеб, украшенный веточками березы, ягодами калины, лентами, бумажными цветами т.д. а также «шишки» – сдобные булочки. Шишки использовали в качестве приглашения на свадьбу.
Приглашали гостей на свадьбу молодые отдельно друг от друга – каждый со своей стороны: жених с главным «боярином», а невеста с главной «дружкой» в сопровождении подруг. После обеда подружки собирались в доме невесты, наряжали ее в свадебную одежду и отправлялись приглашать гостей на свадьбу. Невеста заходила в каждый дом и приглашала хозяев на свадьбу, подавая им «шишку» и произнося при этом принятую в данном селении фразу. Хозяева, принимая приглашение, брали «шишку».
Свадьбу праздновали два-три дня: в субботу и воскресенье, а иногда – и целую неделю. В первой половине ХХ в. у украинцев, согласно традиции, было принято гулять свадьбу раздельно: родственникам и гостям невесты в доме ее родителей, жениха – в его доме вместе с молодыми.
Традиционным этапом украинской свадьбы было венчание в церкви, устойчиво сохранявшееся до 1930-х гг. После венчания жених возвращал невесту в родительский дом, чтобы потом ехать ее выкупать. Чуть позже венчание было заменено регистрацией.
Жених в сопровождении друзей и родственников шел к дому невесты, где уже собрались ее друзья и родственники. Они пытались помешать жениху забрать невесту из родного дома. Жених и его друзья, преодолевая препятствия и испытания, отдавая выкуп, подходили к дому невесты и забирали ее из отчего дома. После отъезда молодых в дом жениха следовал выкуп приданого невесты – «скрыни», который сопровождался различными шуточными действиями.
После обряда бракосочетания молодожены и все приглашенные шли в дом, где на пороге их встречали родители жениха. В послевоенное время молодых часто встречала только мать жениха с караваем в руках, жених и невеста становились перед ней на колени. Если встречали оба родителя, то отец держал икону, а мать – хлеб на рушнике. Перед молодыми стелили шубу, вывернутую мехом наружу, на которую нужно было встать на колени: «Много шерсти – много богатства будет». Невеста и жених целовали икону три раза и, отломив по кусочку хлеба, съедали его. Отец и мать благословляли молодых и приглашали их пройти в хату за стол. С 1950-х гг. молодых встречают только с хлебом на рушнике.
Затем начинался праздничный обед. Сначала одаривали молодых. При этом очень много шутили: часто на печи и/или на потолке рисовали или писали угольком то, что дарили. Это позволяло показать хозяйственные навыки невесты, так как к следующему дню она должна была навести чистоту в доме. В конце свадебного торжества, в полночь, проходил ритуал снятия венка с невесты – обряд «покрывания молодой», который совершался поздно вечером первого дня. После обряда «покрывания» молодых провожали до постели. До 1960-х гг. сохранялся обряд демонстрации «честности» невесты.
Второй день свадьбы был насыщен различными игровыми элементами. Устойчиво сохранялись «бритье», «ряжение», «сор», «хождение по воду», «катания». Как только гости собирались и приходили молодые, начиналось представление с «ряжеными». На третий день свадьбы было приято собирать кур по дворам приглашенных гостей. Во дворе, где гуляли свадьбу, птицу резали, ощипывали, варили бульон с добавлением самодельной лапши и ставили на стол, угощая гостей. Четвертый день и два последующих воскресенья после свадьбы составляли послесвадебный этап. На четвертый день в доме жениха и невесты было принято собирать столы, мыть посуду. Гости могли приходить в этот день под различными предлогами, чтобы выпить: «зубы полоскать», «заслонки подметать», «стаканы мыть», «мыть лавы», «загребать ямки». Однако хозяева могли отказать гостям, так как свадьба закончилась.
Похоронно-поминальная обрядность. В похоронной обрядности также можно выделить несколько традиционных и локальных элементов. В Омской области долгое время в случае смерти молодой незамужней девушки или неженатого парня в качестве «смертной» одежды выступала свадебная со всеми ее атрибутами (венок, квитки и т.д.). Аналогичные элементы прослеживаются и в обрядности немцев.
В целом обрядность украинцев сейчас представляет собой сложное явление, ведь в ней традиционные элементы сочетаются с современными и заимствованными формами.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники профильной смены «Многоликое Прииртышье». 2006 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2008г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2008г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля украинского народного творчества «В душе звучат Украйны мотивы» 2008г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Дата создания: 2000 год
Председатель совета: Божескул Юрий Дмитриевич
С целью возрождения, изучения национального самосознания, развития национальной украинской культуры была создана Омская областная общественная организация «Украинский культурный центр имени Т. Г. Шевченко». В 2020 году была переименована в Омскую региональную общественную организацию «Украинский культурный центр имени Т.Г. Шевченко».
При центре действует народный ансамбль украинской песни, в 2002 году ансамблю присвоено звание «народный самодеятельный художественный коллектив». В репертуаре творческого коллектива украинские народные песни, колядки, песни современных авторов.
Активисты центра являются участниками общественно-политической жизни региона, мероприятий областного фестиваля национальных культур «Единение»: Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», областных фестивалей украинского народного творчества «В душе звучат Украины мотивы» и «Ласкаво просимо – Добро пожаловать», межнационального фестиваля свадебных обрядов, межнационального фестиваля «Детства яркая палитра», областного конкурса украинской песни «Зорецвит», Форума «Россия-это мы!», праздничных мероприятий ко Дню города. Мастера народного творчества участвуют в экспозициях украинского декоративно-прикладного творчества.
Народный ансамбль украинской песни выступает с благотворительными концертами в центрах социальной защиты, благотворительных организациях, пропагандируя украинское песенное творчество.
Заслуги коллектива в области сохранения и популяризации украинской культуры неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами Администрации города Омска, Министерства культуры Омской области, Омского Дома Дружбы.
\
Омская региональная общественная организация «Сибирский центр украинской культуры «Сiрий Клин»
Дата создания: 1992 год
С целью сохранения и развития культуры, языка, обычаев, обрядов и народных промыслов украинского народа была создана Омская региональная общественная организация «Сибирский центр украинской культуры «Сiрий Клин». На протяжении всех лет деятельности организация держит тесную связь с творческими коллективами и объединениями муниципальных районов Омской области: Одесского, Полтавского, Москаленского, Павлоградского и Тюкалинского, сотрудничая и обмениваясь немалым багажом опыта.
С целью сохранения, развития и обогащения украинской песенной культуры, передачи наследия подрастающему поколению при Сибирском центре украинской культуры «Сiрий Клин» был создан хор украинской песни. В 2002 году хору присвоено звание «народный самодеятельный художественный коллектив». В репертуаре коллектива сейчас более 100 украинских народных песен патриотической, лирической, ритуальной тематики. С каждым годом при организации открывались новые клубные формирования: юношеский театрально-художественный коллектив «Цвiтень», молодежная студия «Мрiя», детский ансамбль «Смерiчка».
Участники центра «Сiрий Клин» принимают активное участие в общественно-политической жизни региона, творческие коллективы участвуют в праздниках Русской Православной церкви, частые гости в центрах социальной защиты, домах-интернатах.
Сибирский центр украинской культуры активно знакомит с украинской народной культурой жителей и гостей Омского Прииртышья, участвуя в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единения»: Международном фестивале приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», областных фестивалях украинского народного творчества «В душе звучат Украины мотивы» и «Ласкаво просимо – Добро пожаловать», межнациональном фестивале свадебных обрядов, межнациональном фестивале «Детства яркая палитра», областном конкурсе украинской песни «Зорецвит», на творческих площадках Форума «Россия-это мы!», на Днях украинской культуры в Омской области, праздничных мероприятиях ко Дню города. Умельцы национального творчества участвовали в выставках декоративно-прикладного творчества, проводя мастер-классы по украинской национальной вышивке – вышиванке и росписи пасхальных яиц. Участники центра познакомили омичей с забытым украинским обрядом «Свадьба родителей».
Заслуги участников Сибирского центра украинской культуры «Сiрий Клин» и творческих коллективов в сохранении и популяризации исторического и культурного наследия народа, украинского песенного творчества неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами Правительства Омской области, Министерства культуры Омской области, Омского Дома Дружбы.
В 2020 году организация была официально закрыта. Народный хор украинской песни «Сiрий Клин» под руководством Глотовой О.В., клубные формирования и актив центра продолжают работать на базе Омского Дома Дружбы.
Божескул Юрий Дмитриевич
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
- Чем (кем) Вы гордитесь?
Ю.Д.: Горжусь народным хором украинской песни им. Т.Г. Шевченко, который принимает участие в различных мероприятиях региона, России и международного уровня. Еще одним предметом для гордости является большая коллекция украинской классической литературы и национальных костюмов.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
Ю.Д.: Вдохновляет то, что в молодежном крыле нашей организации есть активисты, которые готовы принять эстафету всех замыслов и целей на многое годы вперёд! Главная задача и планы на ближайшее будущее – это строительство украинского подворья в комплексе с другими национальностями в рамках национальной деревни. Также в планах нашего Центра есть идея открыть на территории города Омска субботнюю школу по изучению украинского языка.