Омская энциклопедия дружбы
Тувинцы
Тувинцы. Народ Республики Тыва (Тува). Тыва (самоназвание), сойоты, сойоны, урянхайцы (устаревшее название); таину-тувинцы (устаревшее название населявших Туву тувинцев, в отличие от тувинцев, живших за её пределами). Численность в Российской Федерации — 263,9 тысяч человек. Также живут в Монголии, Китае.
Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Тувинский язык как самостоятельный язык сформировался уже к Xвеку, однако и поныне в нем достаточно четко прослеживается своеобразие отдельных этнолингвистических групп. В тувинском языке ученые-лингвисты выделяют четыре диалекта: центральный, западный, юго-восточный и северо-восточный. Ряд исследователей придерживаются мнения о существовании у тувинцев трех диалектов – центрального, западного и восточного (тоджинского).
Данные по Всероссийской переписи населения 2010 года. Общая численность в Омской области – 347 человек. Городское население – 342 человек. Сельское население – 5 человек.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Тувинцы [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/tuvintsy (дата обращения 10.09.2021).
Тувинка. Фото Владимир Родионов. РИА Новости
Тувинский танец. Фото Владимир Родионов. РИА Новости
Сведения о прошлых поколениях, их культуре, верованиях сохраняют многочисленные археологические памятники, разбросанные в степях Тувы – курганы, каменные изваяния, городища, а также письменные древние памятники. Племена, населявшие территорию Тувы, были частью огромного культурного мира ранних кочевников – скифов и саков (VIII–III вв. до н.э.), живших на огромных просторах Великого пояса степей, простиравшегося от Причерноморья до Центральной Азии.
В III в. до н. э. в Туву вторглись воинственные центральноазиатские племена, родственные гуннам (хунну). Смешиваясь с местным населением, они повлияли, в частности, на его язык и внешний облик. Если раньше в антропологическом типе большинства населения преобладали европеоидные черты, то начиная с этого времени монголоидный компонент стал заметно усиливаться.
С середины I тыс. н.э. тувинские племена находились в составе могущественной степной империи – Тюркского каганата. Одним из достижений этой эпохи было создание «своей» древнетюркской «рунической письменности».
Немногим более тысячи лет назад государство древних тюрков распалось под ударами уйгуров, создавших мощное государство, – Уйгурский каганат. В IX в. уйгуры пали под ударами воинственных енисейских кыргызов (китайские источники именовали их «хагяс»), живших в Минусинской котловине. Хотя последние и были разбиты монголами еще в 1207 г., часть из них осталась среди местного населения, о чем свидетельствует, в частности, большая родоплеменная группа кыргыс, сохранившаяся в составе тувинцев. Монгольские войска под командованием Джучи, старшего сына Чингисхана, завоевали в начале XIII в. многие народы Южной Сибири, в том числе население Тувы.
В конце I тысячелетия н.э. в горно-таежную часть Тувы – Восточный Саян (Тоджа), заселенную в то время в основном самодийскими и кетоязычными племенами, проникают тюркоязычные племена туба, которых китайские источники именуют «дубо», родственные уйгурам.
В конце XIII – начале XIV вв. этнический состав населения Тувы уже включал в основном все те группы, которые приняли участие в формировании тувинского народа – потомков тюрков-тугю, уйгуров, кыргызов, монголов, а также самодийские и кетоязычные племена.
В XVI–XVII вв. племена Тувы вошли в центральноазиатское государство Алтынханов. С середины XVIII в. маньчжурская (цинская) династия Китая подчинила и население Тувы, которая была разделена на несколько основных административных единиц – хошунов (районов). Ими управляли тувинские наследственные «князья» – нойоны. Тувинцы входили также в состав ряда других небольших хошунов, управляемых монгольскими князьями, как в самой Туве, так и на территории Монголии, включая Монгольский Алтай. Каждый хошун делился на более мелкие административные единицы – сумоны, а те, в свою очередь, – на арбаны (десятидворки).
В начале XX в. тувинцы образовывали девять хошунов: Хаазут, Тоджа, Салчак, Оюн, Хемчикский (Даа-хошун), Бээзи, Даа-вана (Маады) и Чооду, Нибазы, Шалык.
Единое административное управление Тувы в немалой степени способствовало консолидации тувинцев в единую народность, формированию общеэтнического самосознания и самоназвания. Именно в эпоху пребывания племен Тувы в составе маньчжурского Китая в конце XVIII – начале XIX вв. завершилось формирование тувинского этноса. Одним из важных факторов этого процесса было установление административного деления, основанного главным образом не на родовом, а на территориальном принципе, что способствовало стиранию племенных различий. Субэтническую группу в составе тувинцев составляли жители Саян – восточные тувинцы-тоджинцы.
Еще китайская администрация проводила первые переписи населения, позволившие выявить численность тувинцев в конце XVIII–XIX вв. Было учтено около 10 тыс. тувинских семей (хозяйств).
Во второй половине XIX в. Урянхайский край (прежнее название Тувы) начинают заселять русские крестьяне-переселенцы, в основном сибирские старообрядцы. Приезжают также купцы и первые русские предприниматели в основном для работы на золотых приисках. Постепенно формируются русско-тувинские связи. В начале XX в. русские колонисты, число которых уже составляло 10% от всего населения края, способствовали вовлечению Тувы в геополитическую орбиту России.
В 1911–1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция, приведшая к свержению маньчжурской династии цинь. Вслед за этим в Туве, как и в соседней Монголии, развернулось движение против китайской администрации и иноземных торговцев. Правительство России, опираясь на переселившихся в Урянхайский край русских крестьян и промышленников, стремилось подчинить ее российским интересам, что было созвучно также интересам части тувинской элиты. 18 апреля 1914 г. был подписан правительственный указ о принятии Урянхайского края под протекторат России.
События в России, развернувшиеся после Октябрьской революции 1917 г., и приход к власти большевиков, декларировавших, в частности, право наций на самоопределение, а также внутриполитическое развитие Тувы в то время повлияли на образование в 1921 г. первого национального государства тувинцев, получившего название Тувинской Народной Республики. В 1944 г. республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 г. преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. – Республика Тува, с 1993 г. – Республика Тыва.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
По вероисповеданию большинство тувинцев сочетает буддо-ламаизм школы Гелуг с шаманизмом и промысловыми культами. Сохранился также культ гор.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины ББ в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго-востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным с самотёчным способом орошения.
Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). К началу ХХ в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших, главным образом, на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.
Традиционные занятия восточных тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основные объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка).
Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов Тоджи было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более килограммов, кедровых орехов и др.).
В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Было известно кузнечное дело, которое сочетали со столярным.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето-дымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и также, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, левая – мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики.
Помимо юрты западные тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.
Традиционным жилищем восточных тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне- осеннее время берестяными полстями, а зимой – полстями, сшитыми из лосиных шкур.
В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные постройки западных тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В начале ХХ в. под влиянием русских крестьян-переселенцев в Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Тувинская юрта. Фото из открытых интернет источников
Внутреннее убранство тувинской юрты. Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Общее название одежды в тувинском языке хеп – понятие, объединяющее все виды одежды – как верхней, так и нижней. Используется также собирательное понятие хеп-сын – одежда и обувь. Шили одежду из выделанных шкур домашних и диких животных и из покупных тканей, которые до революции приобретались у русских и китайских купцов, причем русские ткани были тогда более дешевыми и доступными, чем китайские. Одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Особенно были употребительны такие ткани, как бязь (сууюмбу), далемба (даалымба), чесуча (чычыы), а также плис – хлопчатобумажный бархат (хилиц).
Верхняя наплечная одежда тувинцев-кочевников была туникообразной, распашной и носила общее название тон. Полы, подол одежды именовались эдек. Это слово также тюркское, известное хакасам, узбекам, татарам и другим тюркским народам.
Присущая тувинцам распашная одежда запахивалась направо (левая пола над правой). Такая манера была характерна в рассматриваемое время для всех саяно- алтайских народов. Излюбленные цвета – фиолетовый, синий, желтый, красный, зеленый.
Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.
Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты.
В настоящее время традиционный костюм тувинцев сменился одеждой городского типа, национальные костюмы используются, как правило, лишь для показательных выступлений и презентаций.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Тувинская национальная одежда. Фото из открытых интернет источников
Тувинская национальная одежда. Фото из открытых интернет источников
Тувинская национальная одежда. Фото из открытых интернет источников
Тувинская национальная одежда. Фото из открытых интернет источников
Особенности питания, включая набор потребляемых продуктов, в течение года менялись, так как они в значительной мере были обусловлены годовым хозяйственным циклом. В целом же в питании всех групп тувинцев можно выделить два основных периода: весенне-летний и осенне-зимний, хотя и внутри них происходили сезонные изменения.
В трапезе особое место занимало молоко. Его нельзя было проливать, а если это случалось, то пролитое молоко сразу же присыпали землей. Вечером его из дома не выносили и вообще старались не отдавать из семьи (как и кисломолочную закваску для хойтпака). Любопытно, что в отношении других продуктов такого запрета не было. Но, если молоко все же приходилось отдавать, то обязательно сверху из посуды с ним отливали немного и для себя. Сырое молоко тувинцы почти не употребляли. Его пили только больные, стараясь избавиться от изжоги, кашля; им поили больных детей. Обязательное кипячение свеженадоенного молока, кроме кобыльего, – древняя традиция кочевых скотоводов.
Мясная пища была особенно любима тувинцами-кочевниками и издавна играла существенную роль в их рационе, впрочем, преимущественно в осенне-зимний период. Особо ценившейся, престижной пищей издавна была баранина. Конина также ценилась, а некоторые тувинцы считали ее даже вкуснее и намного питательнее баранины.
Тувинцы, как монголы и другие кочевые скотоводческие народы, имели свои традиции приема пищи. Мясо с костью тувинцы держали в левой руке, а правой, пользуясь острым ножом, отделяли мясо. Его подносили ко рту сравнительно большим куском и, захватив зубами, обрезали острым ножом у самых губ. Каждую кость тщательно объедали, а затем разламывали, чтобы извлечь костный мозг. Есть мясо без ножа считалось неприличным.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Традиционная тувинская кухня. Фото из открытых интернет источников
Традиционная тувинская кухня. Фото из открытых интернет источников
Традиционная тувинская кухня. Фото из открытых интернет источников
Календарь играл большую роль в жизни тувинского народа, он не только регламентировал время, но и организовывал обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, а также в значительной мере верования и фольклор.
Народный календарь тувинцев, как и многих кочевых народов Азии, основывался на сезонных изменениях, состоявших из двух основных периодов: весенне-летнего и осенне-зимнего. Тувинцам были известны и календарные единицы – времена года (весна, лето, осень, зима), месяц и день. Однако деление на часы и минуты не использовали.
В традиционной праздничной культуре тувинского народа можно выделить как общественные, так и семейно-бытовые торжества.
Важнейшим годовым общенародным праздником был Новый год по лунному календарю – Шагаа, который приходился на первую половину февраля. В настоящее время Шагаа впитал в себя современные элементы праздничной культуры. С 1987 г. Шагаа отмечается как государственный праздник.
Один из интересных осенних молодежных праздников – ойтулааш (ночное сборище, гулянье молодежи). Участвовали в нем девушки и юноши, начиная с 15–16-летнего возраста, а также холостые мужчины и незамужние женщины. Праздник проходил в полнолуние в середине сентября.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Карнавальная процессия Цам. Фото из открытых интернет источников
Ленты-чалама. Фото из открытых интернет источников
Религиозная служба Цам. Фото из открытых интернет источников
Наадым – праздник животноводов. Фото из открытых интернет источников
Для тувинцев гостеприимство входило в число строго выполнявшихся норм этикета. Каждого проезжающего мимо юрты человека обязательно приглашали в жилище отдохнуть от дальней дороги. Тувинцы жили небольшими аалами, обособленно от других поселений, поэтому приезд гостей давал им возможность узнать новости, поделиться практическими умениями, обменяться подарками и т. д.
По принятому этикету хозяин не выказывал бурной радости, делал все размеренно и спокойно, хотя приезд гостей был для него праздником. Приближающийся к жилищу всадник должен был слезть с коня за определенное количество шагов (30–40) и ждать приближающегося хозяина, который, заслышав лай собаки или топот копыт коня, выходит навстречу гостю и самостоятельно привязывает его коня к коновязи. Если гостя никто не встречает, то он кашлем или голосом дает знать о своем присутствии. Требование этикета обязывало гостя оставлять у входа в юрту огнестрельное оружие, и это символизировало мирные, добрые намерения пришедшего. Его ставили на сошки так, чтобы дуло было направлено в ту сторону, откуда приехал гость. Но если он прислонял ружье к юрте или даже заносил с собой в жилище – это считалось оскорблением и трактовалось как злой умысел в отношении к хозяину. В этом случае между гостем и хозяином могла вспыхнуть ссора и, как результат, у приезжего отбирали ружье и даже лошадь, после чего прогоняли. Чтобы продемонстрировать уважение к хозяину, гость, перед тем как войти, непременно должен был поправить шапку левой рукой, неспешно открыть дверь или слегка отодвинуть рукой, заменяющий ее войлочный занавес. Резко поднимать войлок или рывком открывать дверь значило демонстрировать неуважение к хозяину жилища. Если к юрте подходил спешившийся человек, и его не встречали, то он голосом или кашлем как-то давал о себе знать и лишь после этого мог позволить себе войти в жилище. Гость, будучи приглашенным, не должен был наступать на порог. Случись такое ‒ хозяин был бы глубоко оскорблен, поскольку считалось, что под порогом живет добрый дух ‒ покровитель семьи.
Равнозначным в тувинском этикете был обмен трубками с табаком: хозяин, раскурив свою, молча подавал ее гостю (правой рукой, которую обязательно придерживал левой), а тот, вытащив свою трубку из-за пояса или голенища сапог и раскурив без слов, таким же образом передавал ее хозяину. Молча, покурив некоторые время, они вновь обменивались трубками. Когда в юрту входило несколько гостей, то вначале обряд совершался с наиболее почетным или самым старшим гостем, сидевшим рядом с хозяином, а затем с остальными, располагавшимися в юрте по старшинству; чем более уважаемым был гость, тем ближе к хозяину он сидел.
Если гость не был знаком хозяину, то у него спрашивали имя, прозвище, откуда он, из какого рода, зачем пришел, куда едет дальше. Задавать такие вопросы сразу по прибытии незнакомца традиционный этикет не позволял, а если такое и случалось, то расценивалось как неуважение к прибывшему. В ходе беседы гостя непременно угощали.
Женщины, находясь в левой части жилища, сидели, подогнув под себя правую ногу, а левой, согнутой в колени и прикрытой полой халата, опирались о пол. Они не должны были без особой надобности проходить на «мужскую» половину во время трапезы, особенно в присутствии почетных гостей или старших родственников мужа.
Дети при гостях не должны были ходить по юрте, громко разговаривать, их присутствие как бы не замечалось. Вообще все находившиеся в юрте старались разговаривать достаточно тихо, нельзя было кричать, а тем более свистеть, так как считалось, что тем самым можно привлечь в жилище злых духов и вызвать несчастье. На войлочном ковре сидели наиболее почетные гости.
Угощая гостей мясом, строго придерживались сложившихся обычаев. Исследовали писали, что у тувинцев «…соблюдается детально установленный церемониал подачи пищи... Первому, самому почетному гостю подносится... задняя часть барана с хвостовой частью... вторая часть по почету ‒ грудина... третья ‒ ребра... четвертая ‒ лопатка». По многим наблюдениям, курдюк ‒ крестцовая кость овцы с жирным мясом ‒ считался наиболее предпочтительным у всех групп тувинцев.
Тувинцы непременно угощали любого гостя, вошедшего в юрту, какой-либо пищей, обязательно чаем с лепешками, что отразили и тувинские поговорки, например: «Кто в аал пойдет ‒ чай пьет, кто в лес пойдет ‒ серу жует».
Даже бедняк считал необходимым напоить чаем и как-то накормить человека, переступившего порог его жилища, впрочем, если он сам при этом имел хоть какую-нибудь пищу. А когда приезжал почетный гость, то и в сравнительно небогатой семье стремились обязательно хорошо угостить его, а при малейшей возможности ‒ и мясом. Процедура угощения была частью общего этикета приема гостя. Наливать чай в пиалу следовало не до верха, а примерно на две трети ее объема, подавать и принимать ‒ только обеими руками, что являлось достаточно древней традицией. Чай при этом должен был быть свежим и горячим, особенно для почетного гостя, так как угощать ранее сваренным чаем считалось неприличным. Подобный ритуал нашел отражение во многих тувинских сказаниях, сказках, причем нередко в гиперболизированной форме.
Рождение ребенка было важным событием в молодой семье, поэтому к нему относились ответственно, а сам процесс во многом имел сакральный характер. Важным обрядом, связанным с рождением младенца, был буддийский обряд первой стрижки волос (таахава). Впервые стригли волосы, когда ребенку исполнялось три года. Время и человека, который производил эту торжественную процедуру,назначал лама. Обычно это происходило в юрте в летнее время. К ножницам был подвешен мешочек хадак голубого цвета и небольшой мешочек из белой материи (сав). Мешочек хранился до самой смерти родителей, а после их смерти его закапывали в специальном месте в лесу.
Господствующим способом заключения брака у тувинцев была уплата калыма (халын) семьей жениха семье невесты. До свадьбы (куда) должен быть выплачен весь калым. Для тувинцев, как и для многих других кочевых скотоводческих народов, было характерно сватанье малолетних детей. В брак вступали главным образом лица примерно равного имущественного положения, однако иногда были и исключения. Разводы происходили редко, причем лишь в тех случаях, когда виновником признавался муж; жена в этом случае получала свою долю имущества.
В погребально-поминальных обрядах тувинцев тесно переплелись ранние шаманские и более поздние буддийские представления о смерти и загробной жизни. Согласно шаманским представлениям, смерть человека осмыслялась как переселение его в другой мир, где жизнь продолжалась по земному образу. Поэтому покойника обычно обеспечивали всеми вещами, необходимыми в загробной жизни. В мужские погребения обычно клали кожаные колчаны и стрелы, мешочки с самодельными пулями, тесла (кержек), маленькие походные жернова для размельчения зерна. В женские погребения помещали котлы, ковши, деревянную посуду, ножницы, игольники, ножи для обработки и разрезания шкур, головной убор (баштангы), украшения к прическе (навага), бусы, монеты. В каждое погребение клали мешочек с продуктами, а также трубку, кисет с табаком и огниво.
Согласно буддийским канонам, поминать покойного нужно на седьмой и 49-й дни. В этот период заказывали в буддийском монастыре поминальную службу (пуджу), которая совершалась ежедневно до 49 дней. В юрте родственники зажигали свечи (цул). На первое поминовение родственники собирались недалеко от погребения и обязательно приглашали шамана, чтобы он мог «поговорить» с покойным.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Особенности национального гостеприимства: сборник методических рекомендаций / под ред. И.А. Селезневой. ‒ М., 2021.
Дети села «Кызыл-Даг». Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Свадебные обряды тувинцев. Фото из открытых интернет-источников