Омская энциклопедия дружбы
Цыгане
Цыгане, рома, единственное число ром (самоназвание). Цыгане – собирательное название около 80 этнических групп, объединенных общностью происхождения и самоидентификацией. В Европе проживает не менее 12 млн. цыган, значительные группы – в США, Бразилии, Румынии, Словакии и др. В Российской Федерации по данным переписи 2010 года учтено 204,9 тысяч человек.
Цыганский язык относится к новоиндийской ветви индоевропейской семьи языков. Распадается на множество диалектов, возникших в результате морфологических и лексических заимствований у народов, среди которых цыгане находились во время своего длительного пути из Индии. Большинство цыган владеют языком окружающего населения.
Данные по переписи населения 2010 года. Общая численность в Омской области – 1960 человек. Городское население – 1563 человека. Сельское население – 397 человек. На территории региона цыгане относительно компактно проживают в Исилькульском (153 человека) и Кормиловском районах (144 человек).
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Цыгане [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/tsygane (дата обращения 10.09.2021)
Цыгане. Фото А. Зубов. Фото из открытых интернет-источников
Цыгане. Фото А. Зубов. Фото из открытых интернет-источников
Цыгане – потомки выходцев из Индии, покинувших ее предположительно не позднее первой половины I тыс. н. э. Выход цыган из Индии не был единичным актом. Цыгане прошли по Передней Азии (территории современных Ирана, Афганистана и Армении), на несколько веков «остановились» в Византии, в начале II тыс. двинулись на Балканы и распространились на территории, включающей также современные Венгрию, Чехию, Словакию. В начале XV в. – новая волна миграций цыган из Юго-Восточной Европы в страны Центральной, Западной и Северной Европы. В середине XIX в. – начале ХХ вв. выходцы из Трансильвании –цыгане кэлдэрари и ловари – расселились практически по всем странам Европы и большинству стран Америки, а также в Австралии. На территории, впоследствии вошедшей в Российскую империю (Великого княжества Литовского), появились в начале XVI в. С расширением границ империи в нее включались все новые цыгане, проживавшие в Прибалтике, Польше, Малороссии, Бессарабии и на Кавказе.
В результате сложных и длительных контактов с местным населением (в радиусе кочевания 400–500 км) складывались этнографические группы, у которых процент заимствований, так же, как и степень сохранности индийского субстрата, различны.
Следует четко разграничивать этнонимы русска рома (русские цыгане) и «цыгане России». Первые – только одна из этнических групп цыган, понятие же «цыгане России» включает в себя все этнографические группы, живущие в стране. Это русска рома, синти, сэрвы, кэлдэрары, ловари, влахи, крымы, кишинёвцы и др. К концу XIX в. помимо этих групп цыган в Российской империи проживали также люли, карачи и боша (как следствие присоединения Кавказа и Средней Азии). В начале XX века из Румынии и Австро-Венгрии прикочевали кэлдэрары и ловари.
В Россию цыгане попали двумя путями: южные – через балканские страны(XV–XVI вв.), северные – через Германию и Польшу (XVI–XVII вв.).
Появление цыган в Сибири относится ко второй половине XVIII века, что было обусловлено их интенсивным расселением по территории Российской империи. Наряду с вольным переселением, миграции цыган на восток страны способствовала политика государства. 16 августа 1759 года, по указу императрицы Елизаветы, цыгане, проживавшие в Прибалтике, были выселены в другие регионы, в том числе и Сибирь. С конца XVIII в. до последней трети XIX в. одним из источников формирования общины сибирских цыган являлась ссылка. Ссыльных направляли в Тобольскую и Енисейскую губернии. С 1870-х гг., после прекращения высылки цыган в восточные районы России, основным каналом их движения в Сибирь стало вольное переселение. К концу XIXвека в отдельных сибирских губерниях сформировались этнические группы российских цыган, принявших самоназвание «сибирска рома» (сибирские цыгане). По переписи населения 1897 г., численность цыганской общины в Сибири составляла 6,2 тысяч человек
До конца XVIII в. государство не вмешивалось во внутренние дела цыганского сообщества. В 1780-е гг. были предприняты первые попытки насаждения в цыганской среде оседлого образа жизни. По указу Екатерины II от 18 дек. 1783 г., цыгане были обязаны селиться «в удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. В 1-й пол. XIX в. государство неоднократно принимало меры для перехода цыган к оседлости. 20 апреля 1809 г. указом Александра I «О приведении в лучшее устройство цыган, о пресечении перехода их с места на место, о принуждении их к оседлости» цыганские кочевья на территории Российской империи были запрещены. В царствование Николая I цыганам выделялись средства для обзаведения хозяйством, однако те использовали их для иных нужд и продолжали вести кочевую жизнь. В связи с этим власти часто прибегали к репрессиям против цыганских таборов. Мужчин насильно отправляли на военную службу, женщин записывали в крепостные, детей отдавали в приюты и богадельни.
Во второй половине XIX – начале XX вв. во взаимоотношениях между государством и цыганскими общинами произошли позитивные изменения. В 1863 г. цыгане были уравнены в правах с русским населением и получили полную свободу в организации внутренней жизни, которая сохранялась до революции 1917 г.
После Октябрьской революции в жизни цыганского сообщества произошли глубокие изменения. В 1920-е гг. советская власть ограничила, а затем запретила многие традиционные занятия цыган – частное кустарное производство, торговлю домашним скотом и лошадьми и т.д. Большевики пытались создать условия для перехода цыган к оседлости. По постановлению СНК СССР «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни» от 1 октября 1926 г. местные советы создавали цыганские сельскохозяйственные артели. Несмотря на полную неэффективность, политика советизации цыганских общин продолжалась и в 1930-е гг. В соответствии с рекомендациями Совета национальностей ЦИК СССР «Об углублении работы среди цыган по переходу на оседлость и к труду» от 18 января 1936 г. правительство создало цыганские колхозы. Тем не менее, большинство цыган не смогли адаптироваться к коллективному сельскохозяйственному труду. К концу 1930-х гг. цыганские колхозы были реорганизованы в хозяйства смешанного типа.
В условиях сталинской диктатуры цыгане стали объектом репрессивной политики советского государства. В годы Великой Отечественной войны тысячи цыган были депортированы в восточные районы СССР. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1944 г. в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию была выселена большая часть цыганской диаспоры Крыма.
В 1950–1980-е гг. государство продолжало политику, направленную на экономическую и социокультурную интеграцию цыган в советское общество.
5 октября 1956 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР«О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно которому цыганские таборы прикреплялись к районам своего местонахождения и не могли покидать их без разрешения властей. Цыгане были обязаны получить прописку по месту жительства и трудоустроиться. За нарушение Указа 1956 г. уголовным законодательством предусматривалось наказание сроком до 5 лет лишения свободы. 7 августа 1975 г. Президиум Верховного Совета РСФСР отменил уголовную ответственность за уклонение от трудовой деятельности и снизил сроки тюремного заключения за бродяжничество. Тем не менее, до конца 1980-х гг. власти стремились не допустить возврата цыган к традиционным занятиям и образу жизни.
В конце 1980-х – 1990-х гг. развитие демократических процессов в России оказало значительное влияние на условия жизни сибирских цыган. Государство отказалось от политики насаждения оседлости и нехарактерных для цыганской среды форм занятости. Цыгане получили широкие возможности для реализации своих интересов в различных сферах общественной жизни. Переход к рыночной экономике способствовал развитию в их среде предпринимательства.
Оседло в Омской области цыгане живут с 1956 г. Что касается территориального распределения цыганской диаспоры, то они компактно проживают в Ленинском и Кировском административных округах. В сельской местности относительно крупные цыганские общины находятся в Исилькуле.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Цыганский табор. Фото из открытых интернет-источников
Цыганская семья. Фото из открытых интернет-источников
Цыганские танцы. Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию цыгане в России – в основном православные, в балканских странах – мусульмане-сунниты, в странах Европы – католики. Распространены также традиционные верования.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Наиболее распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин – гадание. У разных групп цыган преобладают различные ремёсла – кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина. Одним из главных занятий цыган была и остается музыка. Хоры играли значительную роль в жизни российских цыган с 70-х гг. XVIII в.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Цыгане [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/tsygane (дата обращения 10.09.2021).
Цыгане. Фото из открытых интернет-источников
Цыган-кузнец. Фото из открытых интернет-источников
«Цыган-кузнец». Гравюра Теодора Валерио. Фото из открытых интернет-источников
«Гадалка» 1985 г. М. А. Врубель. Фото из открытых интернет-источников
Дома у городских цыган отличаются просторностью, добротностью и «цыганским» шиком. Они, конечно, бывают разными и зависят от достатка семьи. Огромные кирпичные особняки с просторным двором, львами, коваными воротами и люстрами или невзрачные с виду домики, которые, кажется, сколотили из всего, что было. При этом внутри всё равно сохраняется цыганский шик. Ромы любят колонны, статуи, фонтаны, словом, «чтобы было богато».
Во внутреннем убранстве используются статуэтки с ангелами, картины с обнаженными женщинами и львами, с которыми соседствуют иконы с Девой Марией и Христом, ковры, очень много ковров, цветастые шторы и кожаная мягкая мебель.
Покупая готовые дома, цыгане часто их переделывают – пристраивают и расширяют комнаты, устраивают мансарды, веранды, поднимают крыльцо.
Источник:
Зубов А. «Ай, ромалэ, ай, чавалэ»: свадьба в 15 лет, гадание, преступность и другие мифы о цыганах [Электронный ресурс] // NGS. Новости. Омск: [сайт]. – URL: https://ngs55.ru/text/culture/2019/04/29/66063664/ (дата обращения 10.09.2021).
«Цыганский табор». Д. Аткинсон. 1919. Фото из открытых интернет-источников.
Неизвестный польский художник. Гравюра XIX в. Фото из открытых интернет-источников
Интерьеры цыганского жилья. Фото А. Зубов. Фото из открытых интернет-источников
Интерьеры цыганского жилья. Фото А. Зубов. Фото из открытых интернет-источников
Интерьеры цыганского жилья. Фото А. Зубов. Фото из открытых интернет-источников
Интерьеры цыганского жилья. Фото А. Зубов. Фото из открытых интернет-источников
Интерьеры цыганского жилья. Фото Е. Латыпова. Фото из открытых интернет-источников
Одежда всегда шилась из покупных тканей, т.к. ткацким делом цыгане не занимались. Традиционная цыганская юбка – несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кытрынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребёнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины – платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове – платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм – шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шёлковые рубашки.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Цыганский национальный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Цыганский национальный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Цыганский национальный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Цыганский национальный костюм. Фото из открытых интернет-источников
Участники концертной программы, посвященной Международному дню цыган. 2018 г. Солисты цыганского ансамбля «Вэнгли», г. Санкт-Петербург и Алипиада Козлова, солистка шоу-группа «Золотая струна», г. Омск. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Совместная пища у цыган – знак взаимного уважения. Если цыгане пригласили вас к столу, значит вам доверяют и считают другом. Отказаться от угощения — значит нанести оскорбление и усомниться в чистоте хозяев.
Национальные традиционные блюда цыган – это солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо), густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш). Особое место в цыганской кухне занимают голубцы (сарми) и сладкое блюдо (савилко – это пресное тесто, раскатанное в виде тонких больших листов, на которые кладутся: творог, изюм, сахар, масло, затем листы закручиваются в спирали и укладываются на сковороду для запекания).
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Цыганское национальное блюдо «Сарми». Фото из открытых интернет-источников
Цыганское национальное блюдо «Шах ттулярдо». Фото из открытых интернет-источников
Цыгане отмечают религиозные праздники тех конфессий, к которым принадлежат. Отмечают такие праздники, как Новый год, 8 Марта, 23 Февраля. На 14 февраля некоторые влюбленные поздравляют друг друга. Про Международный день цыган, который празднуется 8 апреля, знают почти все, но каких-либо гуляний в честь него не устраивают.
Источник:
Зубов А. «Ай, ромалэ, ай, чавалэ»: свадьба в 15 лет, гадание, преступность и другие мифы о цыганах [Электронный ресурс] // NGS. Новости. Омск: [сайт]. – URL: https://ngs55.ru/text/culture/2019/04/29/66063664/ (дата обращения 10.09.2021).
Цыганский фестиваль Khamoro. Фото из открытых интернет-источников
Международный фестиваль цыганского искусства "Амала. Фото из открытых интернет-источников
Цыгане объединяются в кочевые таборы, члены которых не обязательно связаны кровным родством. Таборы насчитывали от 5–10 до 20–25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора.
У кочующих цыган ХIХ – начала ХХ вв. была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы. Для семей цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.
Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп цыган за невесту платили выкуп. Был распространён брак через похищение.
Цыганская семья крепка, супруги хранят верность друг другу, измены и разводы крайне редки. Главенствующая роль принадлежит мужу, хотя у большинства цыган ежедневный доход в семью приносит жена. Замужняя женщина традиционно считалась «нечистой». Нечистой, или «скверной» считается (или, по крайней мере, считалась) и нижняя половина женского тела, равно, как и носимая на этой части тела одежда. Поэтому традиционные цыганские юбки не надеваются через голову во избежание осквернения верхней – «чистой» – части тела. Цыганские обычаи требовали даже при случайном прикосновении юбкой к какой-либо вещи немедленно эту вещь выбросить, уничтожить или продать не цыгану. Осквернённый таким прикосновением цыган подвергался обструкции, которая по прошествии времени могла быть снята, что ознаменовывалось совместным застольем.
Похоронно-поминальная обрядность.
При кочевой жизни принято было хоронить там, где умер человек – на кладбище близлежащего села или города. Умершего обмывают, одевают в новую одежду. Часто погребальную одежду тут же шили пришедшие проститься с покойным. В гроб мертвому «на дорогу» клали монетку. Деньги с покойником «посылали» и другим умершим, для чего в гроб также клали мелкие монеты. В гроб могли положить и другие предметы, которыми пользовался умерший и которые понадобятся ему в загробном мире.
В течение трех дней до похорон умершего не принято было оставлять одного, у гроба сидели родственники и знакомые. В течение нескольких ночей, пока покойник находился дома, ночью у его палатки или дома разводили костер, к которому собирались старики табора. Цыгане говорят, что «это его костер». По поверьям, у костра собираются не только живые, но и души умерших родственников. Считается, что у костра род решает судьбу души умершего, определяет, куда она попадет: в ад или в рай. Сидящему у костра не разрешалось дремать, а тем более спать, иначе предки могли забрать и его душу. В течение всей ночи принято было разговаривать, рассказывать истории из жизни покойного. Перед похоронами пепел костра собирали и увозили в «чистое» место.
Похороны совершались на третий день после смерти согласно христианской традиции. Цыгане старались отпеть умершего в православной церкви, иногда священника приглашали и на кладбище.
Поминальные обряды продолжались в течение года после похорон. До сорокового дня поминать было принято каждое утро. Большие поминки устраивались на сороковой день, через полгода и год. В эти дни накрывался поминальный стол, приглашались родственники, знакомые, соседи. Родственники должны были купить полный комплект новой одежды «для умершего». В этот комплект, включающий рубашку, костюм, ботинки и носки для мужчины, юбку, кофту, фартук, косынку, туфли – для женщины, одевали кого-либо из пришедших на поминки, согласившегося принять от родственников этот комплект. В новой одежде такого гостя усаживали на самое почетное место.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Общественная организация Местная национально-культурная цыганская автономия «Ромэн» г. Омска
Дата регистрации: 23 ноября 2010 года
Председатель правления: Кулинич Андрей Анатольевич
Местная национально-культурная цыганская автономия «Ромэн» г. Омска осуществляет работу по сохранению культурного наследия цыганского народа, занимается вопросами интеграции и адаптации цыган, проблемами образования и занятости, социального обеспечения; развивает конструктивное сотрудничество с органами власти, Общероссийской общественной организацией «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган», общественными организациями и национально-культурными объединениями Омской области, Тюменской областной общественной организацией «Штар», Забайкальской региональной общественной организацией цыган «Цыгане XXI века».
Участвует в реализации комплексного плана мероприятий по социально-экономическому и культурному развитию цыган в Российской Федерации на территории Омской области.
С 2011 года входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области при БУК «Омский Дом Дружбы».
Традиционно активисты автономии принимают участие в работе круглого стола по вопросам профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии и национализма с участием представителей органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов и силовых структур, научного сообщества, национально-культурных объединений, молодежных общественных организаций, казачьих обществ Омской области в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию». Активисты цыганской автономии совместно с правоохранительными органами проводят работу по профилактике правонарушений, наркомании и даже организуют рейды по неблагополучным семьям.
Творческий коллектив шоу-группа «Золотая струна», в которой занимаются участники в возрасте от 5 до 80 лет, проводит концертные программы, посвященные Международному дню цыган, Областной фестиваль цыганской культуры «Кармелита». Принимает участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города.