Омская энциклопедия дружбы
Таджики
Таджики (самоназвания – таджик, тоджик), народ иранской группы, основное население Таджикистана. Живут также в Узбекистане, России, Казахстане, Киргизии, Иране. Несмотря на то что таджики имеют собственное государство, большая их часть проживает в Афганистане.
Говорят на таджикском языке и дари (язык афганских таджиков, хазарейцев, чараймаков). Оба относятся к иранской ветви индоевропейской семьи и являются близкими между собой и с персидским языком. Письменность на основе арабской и русской графики.
Относительно происхождения этнонима есть ряд теорий. Согласно наиболее популярной, он восходит к този – «араб».
В России проживают 200,3 тысяч таджиков (данные 2010 г.). В Омской области – 1257 человек. Городское население – 974 человека. Сельское население – 283 человека.
Источники:
Каландаров Т. Таджики [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4178511 (дата обращения 10.09.2021).
Таджики [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/tadzhiki (дата обращения 10.09.2021).
Всероссийская перепись населения 2010 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. – URL: https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/vpn-2010_nation.zip (дата обращения 10.09.2021).
Участники Форума «Россия – это мы!». Фото из открытых интернет источников
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Предки таджиков – восточно-иранское население Средней Азии, создатели цивилизаций Бактрии, Согдианы, Парфии, Маргианы, Хорезма. Сложение таджиков в единый этнос началось при Сасанидах (III–VII вв.). К эпохе Саманидов (IX–X вв.) восточно-иранские языки были вытеснены персидским языком (фарси и дари) и завершилось сложение этнического ядра. В средние века таджиками среднеазиатские тюрки называли оседлое ираноязычное население Средней Азии. С VI в. начались расселение по Средней Азии тюркских народов и тюркизация её населения (преимущественно на равнинах), продолжающаяся до сих пор. В Узбекистане многие таджики называют себя узбеками; в районах с компактным проживанием таджиков ведётся преподавание на таджикском языке.
В Сибири таджики стали селиться в конце XIV – начале XV века в составе такой группы, которая называется «бухарцы». Их присутствие фиксируется в письменных источниках задолго до прихода в эти земли русских (например, из эпитафии XII в. на арабском и персидском языках, которая выбита на камне, найденном на территории современной Тувы).
В годы комсомольских строек таджиков приехало в Сибирь немного: сказывалась привязанность к родственникам, необходимость поддерживать старших и воспитывать детей. Основная масса таджиков в Сибири оказалась после распада СССР, когда в Таджикистане началась гражданская война. За этим последовал экономический кризис. Поэтому основная масса таджиков начала приезжать в Сибирь в 1990-е годы.
Источники:
Каландаров Т. Таджики [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4178511 (дата обращения 10.09.2021).
Таджики в Сибири: строители, продавцы и врачи [Электронный ресурс] // Тайга.инфо: [сайт]. – URL: https://tayga.info/170581 (дата обращения 10.09.2021).
Таджики Бамиана, Афганистан, 1843 г. Нью-Йоркская публичная библиотека
Таджикский юноша с шелковым поясом, украшенным чеканным серебром; узбекский юноша из Ташкента; таджик из предместья Бухары. Фото из книги Гюго Краффта
Верующие таджики – в основном мусульмане-сунниты.
Таджики [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/tadzhiki (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Традиционная культура типична для земледельческих народов Средней Азии. Основное занятие – пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, сорго, бобовые, рис, хлопок и др.) на поливных (оби, ови) землях с использованием водоотводных каналов (джуй, джубор), местами – на богарных (лалми). Ремесло – ткачество (развиты производство ворсовых и безворсовых ковров, искусство набойки), вышивка (в т. ч. золотное шитьё зардузи), изготовление войлочных ковров (намат), гончарство (в т. ч. производство поливной керамики), резьба по дереву, выплавка железа, чеканка по металлу и др. В городах ремесленники образовывали цехи.
В настоящее время многие таджики из Таджикистана работают в России. Основные сферы занятости – строительство, торговля, сельское хозяйство.
Источники:
Каландаров Т. Таджики [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4178511 (дата обращения 10.09.2021).
Таджики в Сибири: строители, продавцы и врачи [Электронный ресурс] // Тайга.инфо: [сайт]. – URL: https://tayga.info/170581 (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Традиционные постройки глинобитные или из сырцового кирпича прямоугольной формы (хишт); стены обмазываются гипсом (гач). Вход в дом с боковой стороны; перед входом устраивается крытая терраса (айвон). Дом имеет два жилых помещения, разделённых террасой (долон). Перед домом иногда устраивают глинобитное возвышение (суфа) с навесом; такие же суфы образуют лежанки, занимающие около половины жилых комнат. Прихожая (дахлиз) отделена от жилого помещения (хона) уступом или перегородкой, в ней может быть устроена также кухня. Хона отапливается очагом (ошдон), сандалом (сандали) или камином (мури, касаба). Деревянные детали, гач, потолки, внутренние ниши покрываются резьбой и росписью, стены украшают вышивкой (сузани), коврами. В гостевой комнате (мехмонхона) пол застилается коврами, по периметру раскладывают длинные узкие одеяла для сидения (курпача). Усадьба обнесена глухой оградой (дувал), постройки располагаются по её периметру и выходят во двор, который делится на внешнюю (берун) и внутреннюю, женскую (дарун), половины, также разделённые стеной.
В настоящее время значительное количество таджиков заняты в строительной отрасли, благодаря чему начали использовать современные техники и материалы даже при строительстве собственных домов в сельской местности.
Источник:
Каландаров Т. Таджики [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4178511 (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Сегодня большинство таджиков носит одежду городского типа, но национальный костюм сохранился. Особенно он востребован среди женщин в сельских местностях. Традиционный женский костюм – платье-рубаха (курта), шаровары (эзор), халат на вате (чапон) или куртка (кастум) из плюша или бархата, головной платок (карс) или тюбетейка (токи) у молодых; заплетают множество косичек; в городах при выходе на улицу иногда надевают паранджу (фаранчи). Мужчины носят шаровары, рубаху, халат, подпоясанный платком (локи, чорсу), тюбетейку.
Источник:
Каландаров Т. Таджики [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/4178511 (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет источников
Участница мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участник мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Пища у таджиков в старое время, при натуральном хозяйстве, в значительной степени варьировала по отдельным районам в зависимости от преобладания тех или других продуктов сельского хозяйства. Так, например, в горных районах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя, а также было развито скотоводство, основными продуктами питания служили хлеб и молоко; на равнине и в предгорьях, помимо хлеба, в большом ходу был рис, разнообразные фрукты и виноград; молока употребляли мало; мясо как в горах, так и на равнине для большинства населения не было повседневным продуктом питания; жителю равнины, в силу несколько большей зажиточности и наличия базаров, оно все же было больше доступно, чем горцу. В связи с этим можно отметить и известную специфику в приготовлении пищи: в то время как в горах наиболее употребительными были блюда из мучных и молочных продуктов, главным образом масла, на равнине более характерным являлось сочетание мучных продуктов с мясом и овощами, причем для печения и жарения употребляли в основном растительное масло, в частности хлопковое.
Таджики, как и другие народы Средней Азии, выпекают хлеб в виде лепешки – нон. В равнинных районах хлеб пекут в особых глиняных печах танур. В горных районах для выпечки хлеба служит очаг ошдон пли дегдон. Лепешки пекут различной величины и толщины. В горных районах, например, из кислого теста приготовляют тонкие лепешки – чаппоти, напоминающие большие блины; прежде они служили и в качестве тарелок, на них выкладывали куски мяса, овощи; чаппоти являются и ритуальным хлебом, их пекут, например, во время поминок, когда режут в память о покойном барана или быка, куски мяса раскладывают на чапоти, оделяя им всех присутствующих, а отсутствующим посылают один или два куска мяса, завернутые в лепёшку. Из пресного теста и на равнине и в горах пекут также более толстые лепешки – фатир; в некоторых горных районах из кислого теста пекут очень большие лепешки, диаметром до полуметра, называемые гирдача; маленькие лепешечки, часто сдобные, на масле, – кулча, делают обычно для праздничного угощения, в дорогу; сдобными пекут и слоеные лепешки – катлама. Кроме хлеба, из теста в горах приготовляют лапшу – оши бурида, оши орд (буквально – резаное кушанье, мучное кушанье), а на равнине тесто широко употребляется для приготовления различных пирожков – самбуса (с мясом, морковью, тыквой), пельменей вареных – тушбера и на пару – манту. В настоящее время почти повсеместно употребляется только пшеничная мука, в то время как раньше, особенно в горных районах, употребляли также ячменную муку, выпекая из нее хлеб или мешая ее с пшеничной.
Заготовка впрок молочных продуктов в горных районах производится в основном летом, во время пребывания па пастбище. Для переработки молока употребляют чугунный котел. Все имеющееся молоко сливают в котел через небольшое сито, а затем кипятят; когда молоко остынет, в него вливают немного пахтанья, в таком виде молоко стоит несколько часов и закисает, превращаясь в кислое молоко чургот, из которого сбивают в маслобойке масло. Оставшееся пахтанье – дуг – переливают в особый мешок, добавляют немного соли и подвешивают; сыворотка стекает, а дуг принимает более плотную консистенцию и в таком виде называется чакка. Масло в сыром виде (маска) содержит различные примеси и долго не сохраняется; для заготовки впрок его перетапливают в котле, бросая в котел муку и брызгая водой, после чего вся примесь осаждается; перетопленное масло (раугани зард) сливают в кувшины и в таком виде хранят. Из чакка приготовляют сыр – курут, для чего чакка, посолив, скатывают в шарики, которые потом высушивают. В качестве лакомства, потребляемого сразу же, иногда приготовляют творожный сыр – панир, для чего во время кипячения молока в него подливают немного пахтанья, и молоко створаживается. Сырое и кипяченое молоко дают главным образом детям. Излюбленным является джургот/чургот, который заправляют различными пахучими травами (лук, кориандр) и едят с хлебом; пахтанье тоже едят с хлебом или употребляют в качестве приправы к другим кушаньям.
Таджики выращивают различные овощи. В прошлом в равнинных районах, а теперь повсеместно сажают много моркови, необходимой для приготовления излюбленного национального блюда – плова; зеленый лук служит существенной приправой для различных кушаний, а репчатый лук употребляют главным образом для плова и различных жарких; широко употребляется в пищу тыква, которую едят вареной в виде каши, а на равнине употребляют в качестве начинки для пирожков; свекла в некоторых горных районах служит необходимой составной частью для овощной похлебки – атола. С 1930-х годов прочно вошли в быт таджиков помидоры и картофель, которых раньше, особенно в горах, почти не знали. В качестве приправы употребляют красный перец, тмин, кориандр и др. Следует упомянуть еще различные бобовые, которые кладут в супы и похлебки или приготовляют в виде каши. Яйца едят главным образом сваренными вкрутую, в горных районах приготовляют и яичницу с мукой. Из дичи едят мясо перепелов и фазанов, считающееся лакомым блюдом; едят мясо горных козлов, считающееся целебным. Рыбы едят сравнительно мало. Большое место в питании занимают фрукты, особенно летом, осенью и в начале зимы. Фрукты едят как в сыром, так и в сушеном виде; сухие фрукты, особенно изюм и абрикосы (курага) подают к чаю, употребляют для компотов, а изюм добавляют в плов. Самым любимым национальным кушаньем является плов – оши палав, приготовляемый на сале или на растительном масле. В настоящее время плов распространен и в горных районах, где раньше, за отсутствием своего риса, его не делали. Существует много видов плова в зависимости от его составных частей (сорта мяса, употребляемых овощей, приправ), а также способа приготовления, что является своеобразным искусством. Помимо плова, лакомыми блюдами считают тушеное мясо с картофелем – каурдак, тушеное мясо с лапшой – лагман, мясной суп – шурбо; повседневными блюдами являются лапша, различные каши и похлебки, в частности рисовая каша – шавла. Одно из излюбленных блюд жителей горных районов – так называемое курутоб: в глубокую посуду кладут стопку лепешек чапоти и заливают их вскипяченным пахтаньем, смешанным с топленым коровьим маслом; в большом употреблении различные овощные похлебки с лапшой и кислым молоком – аталя, а также другие блюда из муки или хлеба, кислого молока и масла.
Обычай пить чай поочередно из одной пиалы, передаваемой по кругу, теперь уже исчез; подают несколько пиал и чайников. Чай употребляют черный и зеленый, последний предпочитается. К чаю подают, помимо сухофруктов, сладости (халва, сбитые яичные белки – нишалло, кристаллический сахар – набот и др.).
Среди таджиков, как и среди других народов Востока, было широко распространено представление о том, что вся пища делится на два разряда: горячую – гарм и холодную – хунук; это представление является отголоском древних воззрений, заимствованных затем мусульманской средневековой медициной, о делении всех болезнен па «горячие» н «холодные» и о необходимости соблюдения больным в зависимости от этого соответствующей пищевой диеты.
Источник:
Кисляков Н. А. Таджики. Пища // Народы Средней Азии и Казахстана. Том 1. – М.: АН СССР, 1962. – С. 604–609.
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Блюда таджикской кухни. Фото из открытых интернет-источников
Сахар – нават. Фото из открытых интернет-источников
Из мусульманских праздников Праздники особенной торжественностью и многолюдностью отличались празднования Курбана и Рамазана, а также ночные гулянья, устраивавшиеся в течение поста Руза в месяце Рамазан. Праздники эти приурочены к мусульманскому лунному календарю, поэтому они переходящие и приходятся на различное время года. В продолжение всего поста по вечерам устраивались моления, после чего население отправлялось на базары, на площади и в чайханы для гулянья и развлечения; па ночных сборищах на базарах – бозори шаб (ночной базар) – устраивались различные представления, играла музыка, происходили пляски. Группы подростков ходили в дома соседей, главным образом зажиточных, и пели песни в честь хозяев, за что их одаривали деньгами и сластями. Перед рассветом все отправлялись домой подкрепиться, так как днем есть и нить было нельзя. Вечером перед самым праздником Рамазана ночные гулянья достигали своего апогея; в эту ночь в домах готовилось угощение, а на рассвете все отправлялись на могилы близких, где устраивалось поминание умерших и раздача угощения муллам и нищим.
В первый день праздника в мечетях устраивали праздничные моления, а затем угощения при мечетях в складчину, которыми распоряжались старики. В дни Курбана и Рамазана организовывали различные состязания, скачки с козлом, борьбу, выступления артистов, при этом представители власти раздавали призы. Женщины, державшиеся особняком, ходили в гости друг к другу (идгардак). Курбан был связан с обычаем принесения в жертву животного, в зависимости от достатка семьи – барана или козла, быка или верблюда, мясо которого шло на праздничное угощение.
Массовый, глубоко народный характер носили весенние праздники, связанные с пробуждением природы и началом сельскохозяйственных работ. Все они концентрировались вокруг старинного иранского Нового, года, – Навруз, приходившегося на день весеннего равноденствия, т. е. на 21 марта. О приходе весны первыми извещали дети, которые группами ходили по домам и показывали взрослым местным жителям свидетельства весны – бойчечак (подснежники). Горожане одаряли детей за добрую весть – давали сушеные фрукты, миндаль, кишмиш, орехи, лепешки или мелкие монеты. Это предновогоднее шествие – «Гулгардони» и «Бойчечак» открывало праздничные мероприятия. К празднику готовили традиционное блюдо – «суманак», различные блюда и сладости. Суманак – традиционное ритуальное блюдо. Проросшую пшеницу толкли в ступе, а затем из сока, к которому добавляли немного муки, варили нечто вроде киселя. Варить суманак должна была хорошая хозяйка – кайвони, которая перед этим совершала омовение, надевала белое платье и произносила соответствующие ритуальные формулы. Иногда суманак обносили вокруг мазара (места погребения мусульманского «святого»). На угощение суманаком обычно созывали много народа, часть кушанья распределяли по домам. Все производили уборку жилища и дворов, готовили праздничную одежду. На праздничных ярмарках в городах продавались всевозможные изделия: пирожки, сухофрукты, сладости, халва. Оживлённая торговля шла и в мануфактурных, галантерейных, обувных лавках. Несколько рядов были отведены продавцам сувениров. На ярмарки съезжались канатоходцы, циркачи, музыканты.
Источник: Кисляков Н. А. Таджики. Семейный и общественный быт // Народы Средней Азии и Казахстана. Том 1. – М.: АН СССР, 1962. – С. 612–637.
Мирбабаев А., Рахимов Н. Навруз Худжанда: истоки и традиции // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2010. – C. 119–132.

Тюркский праздник Навруз. Фото из открытых интернет-источников
Народный праздник Навруз. 2011 г., с. Старинка, Называевский район Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы

Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Народный праздник Навруз. 2011 г., с. Старинка, Называевский район Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Народный праздник Навруз. 2011 г., с. Старинка, Называевский район Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
К началу XX в. у таджиков господствующей была моногамная семья и лишь в некоторых наиболее глухих районах бытовала еще патриархальная семья. Еще в 1930-х годах в долине р. Ванча и в припамирских районах были зарегистрированы отдельные семьи, насчитывавшие свыше 50 человек, проживавших совместно. Во главе такой семьи стоял старейшина – калонтари хона, руководивший всей хозяйственной деятельностью, в частности распределением работ между отдельными членами семьи. Дом и вся пахотная земля являлись общей собственностью семьи, в то время как скот обычно принадлежал отдельным малым семьям, что свидетельствует о разложении большой семьи. Пришедшая на смену большой патриархальной семье малая семья, отличаясь от первой меньшими размерами (обычно это была брачная пара с детьми), сохраняла в то же время черты патриархальности – главенство мужа и отца, подчиненное положенно женщины. Среди зажиточных классов не только в большой поделенной семье, но и в малой семье нередко се глава имел двух, а иногда и трех жен. Положение женщины в семье в значительной степ сип зависело от степени ее участия в производительном труде; так, например, в горах, где в руках женщины был домашний скот и молочное хозяйство, со положение в семье было более независимое; на равнине ив городах, где женщина мало участвовала в производительном труде, особенно в зажиточных семьях, она была более зависимой и вела фактически затворнический образ жизни: женщины жили во внутренней половине дома, куда посторонние мужчины по допускались, горожанка выходила из дома, скрытая под паранджей – фаранчи и черной сеткой из конского волоса – чашмбанд. Неравноправна с мужчиной была женщина н перед законом: право па развод принадлежало мужу, один свидетель мужчина приравнивался к двум свидетелям женщинам, сын наследовал в два раза большую долю, чем дочь. Браки детей обычно устраивались родителями, согласия молодых людей но спрашивали. За невесту семья жениха выплачивала ее отцу калым. Советская эпоха сыграла решающую роль в изменении положения женщины в семье и обществе.
Таджикский свадебный обряд в деталях значительно варьирует по отдельным районам. Свадебные церемонии начинаются обычно со сватовства или сговора между родственниками молодых. Из дома юноши в дом девушки посылаются сваты – завчи, два-три почтенных человека, которые несут с собой хлеб и какие-нибудь сласти; разговор •с семьей девушки обычно начинается издалека и только затем пришедшие говорят о цели своего прихода. В случае достижения согласия переламывают и едят хлеб; пришедшие оставляют принесенные с собой небольшие подарки, их отдаривают; бывает и так, что до достижения согласия сваты ходят в дом девушки несколько раз. Следующим этапом свадебных церемоний является помолвка – туи фотиха. Это как бы малый, предварительный праздник бракосочетания. Помолвка происходит в доме девушки.
Во время помолвки (а иногда еще раньше, при сватовстве и сговоре) договаривались о величине калыма, его составе и сроках уплаты. Во время помолвки читали молитву о благополучии молодых, затем ломали хлеб и приступали к угощению. Начиная с помолвки, а иногда и со сговора, практиковался обычай избегания женихом родителей невесты и невестой родителей жениха, что продолжалось в точение всего периода брачных церемоний.
День свадьбы назначается по согласованию между обеими сторонами. Старались определить «счастливый» день и час, для чего советовались со стариками и «образованными» людьми, которые «умели» определять наиболее благоприятное время для совершения тех пли других церемоний. Накануне свадьбы обычно устраивается веселье как в доме жениха, так и в доме невесты; у жениха собираются его товарищи, а у невесты – ее подруги. В день свадьбы молодые люди надевают праздничные платья, жениху бреют голову, невесте убирают волосы; в это время поют специальные песни. Цирюльник требует с жениха за свой труд плату, обматывая его шею платком и грозя не отпустить его. Жених направляется в дом невесты в сопровождении своих товарищей; он встречает различные препятствия: ему преграждают путь ребятишки, требуя какое-либо вознаграждение, при приближении к дому, если он едет верхом, кто-либо из родных невесты хватает за узду лошадь и требует выкупа, иногда у порога дома ложится старуха и освобождает путь только за выкуп; жениха осыпают орехами, изюмом, сушеным тутом; в северных районах, где жених приходит поздно вечером, он старается пробраться к дому невесты незаметно, окруженный товарищами и с накинутым на голову халатом. По прибытии жениха прежде в доме совершалась церемония венчания – хутбаи никох. Мулла спрашивал согласия жениха на брак, от имени невесты выступали уполномоченные ею доверенные лица, которые должны были дать перед муллой согласие от ее имени. После произнесения брачной формулы, мулла отпивал немного воды из стоящей перед ним чашки, затем чашку несли поочередно молодым и они также отпивали немного воды. После бракосочетания молодого ненадолго приводили к жене, их ставили пли сажали рядом, при этом совершались также различные церемонии: молодые должны были поесть вместе что-либо сладкое, они одновременно смотрелись в зеркало, их окуривали дымом зажженой травы испанд, имеющей значение оберега; существовало поверье, что кто из молодых при усаживании сядет последним, тот и будет главенствовать в доме.
Вскоре после обряда бракосочетания молодой отправлялся к себе домой, а вслед за ним везли и новобрачную. И ей чинили различные препятствия для входа в дом, и она должна была откупаться; перед новобрачной в дом мужа везли свадебную занавеску – чимилик, за которой она сидела во время бракосочетания и за которой новобрачные находились некоторое время в доме мужа. Обычно молодые оставались вместе в течение нескольких дней; в этот период совершались различные церемонии: рубинон–смотрение лица новобрачной, дастбеша – приобщение молодой к хозяйству, ее приходили поздравить родные мужа и делали ей подарки, ей давали замесить тесто для лепешек и др. Заключительной брачной церемонней является домодталбон – приглашение зятя с новобрачной в дом ее родителей; с этого посещения прекращается избегание между зятем и тестем, молодых одаривают и дочь остается гостить некоторое время в доме родителей.
Рождение ребенка, особенно первенца-мальчика, было самым радостным событием в жизни семьи. Напротив, отсутствие детей рассматривалось как большое несчастье, а женщина в таких случаях прибегала к советам различных опытных женщин и знахарок и применяла всевозможные средства. Чтобы «облегчить» роды открывали все имеющиеся в доме замки, развязывали все завязки на одежде роженицы, расплетали ее косы, над роженицей произносили различные заклинания и молитвы, окуривали ее дымом: растения испапд, мазали лоб, виски и живот кровью специально зарезанного в качестве жертвы животного и т. д. Повитуха заворачивала ребенка в старое белье или ветошь (считалось, что заворачивание во что-либо новое может дать ребенку «короткую жизнь»). В некоторых местах на ребенка надевали куртаи сагак – «собачью рубашку», сшитую без рукавов из рубахи матери или многодетной женщины; первоначально эту рубашку надевали на собаку, приговаривая при этом, чтобы все несчастья перешли на нее. Обряд наречения имени совершался почтенным старым родственником, который произносил в ухо ребенка азан – мусульманский призыв к молитве, а затем называл имя, предназначенное ребенку; иногда право наречения имени предоставлялось бабке-повитухе.
Погребальный обряд включал в себя как мусульманские, так и местные традиции. Над умирающим читают молитву, в рот ему капают воду (считалось, что иначе дьявол может напоить его своей мочей). Умершему закрывают глаза (из опасения, чтобы он не позвал кого-либо за собой), руки И ноги выпрямляют, а большие пальцы обеих ног связывают, затем кладут покойника на кошму пли ковер п покрывают легкой тканью. Лицо закрывают марлей. Похороны совершаются обычно в день смерти, а если человек умер вечером – то на следующее утро. Перед похоронами покойника обряжают в саван – кафан, состоящий из трех частей – рубахи без рукавов и двух полотнищ ткани, в которые обертывают тело; для женщины, кроме того, нужен еще платок. Тело кладут на тобут – деревянные носилки на ножках, затем поднимают и несут на открытое место, где и читают молитву по покойном. После этого тело несут на кладбище – гуристон или цабристон. Женщины в похоронах не участвуют, а лишь смотрят вслед уносимому телу. Могилы – гур – делают двух родов: простую, в виде прямоугольной ямы,– гури чубин (деревянная могила) и с нишей, которую выкапывают у дна с одной стороны по длине могилы; такую могилу называют гури лахад. Родные носят траур разные сроки, но не более года.
Источник:
Кисляков Н. А. Таджики. Семейный и общественный быт // Народы Средней Азии и Казахстана. Том 1. – М.: АН СССР, 1962. – С. 612–637.
Таджикская свадьба. Фото из открытых интернет-источников
Таджики Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Таджики Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Таджики Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Таджики Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Омская областная общественная организация «Содружество таджикистанцев»
Председатель: САЛИМОВ Иноятшо Нусратуллоевич
Закрыта в 2014 году.
Омская областная общественная организация «Содружество таджикистанцев» была создана в 2010 году.
ОООО «Содружество таджикистанцев» по своей организационно-правовой форме является общественной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на территории г. Омска и Омской области.
Основными задачами организации является создание условий для оказания социально-правовой и культурной помощи ее членам, содействие в реализации и защите конституционных прав и свобод, национального достоинства, содействие в борьбе с расизмом, национализмом и экстремизмом во всех его формах и проявлениях. Возрождение и сохранение национальных традиций: проведение вечеров, спортивных мероприятий.
Организация принимает активное участие в работе круглого стола по профилактике терроризма, экстремизма, национализма и ксенофобии в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию», входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области, действующего на базе Омского Дома Дружбы.
Салимов И. Н. является членом Общественного совета при Министерстве экономики Омской области по направлению «Международные внешнеэкономические связи Омской области». «Содружество таджикистанцев» поддерживает культурные связи с общественными объединениями Омской области, России и Таджикистана.
ОООО «Содружество таджикистанцев» - участник различных мероприятиях городского и областного масштаба, среди них мероприятия областного фестиваля национальных культур «Единение»: международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», межнациональный фестиваль свадебных обрядов, народный праздник Навруз, межнациональные праздники и вечера. Постоянный участник праздничных мероприятий, посвящённых Дню города.


САЛИМОВ Иноятшо Нусратуллоевич
Председатель Омской областной общественной организации «Содружество таджикистанцев»