Омская энциклопедия дружбы
Поляки
Поляки – крупнейший западно-славянский народ, основное население Польши. Самоназвание polacy (поля́цы) происходит от наименования славянского племени VIII–IX вв. поляне, т.е. «жители полей». Второй по численности в мире (после русских) славянский народ. Титульная нация и основное население республики Польша.
Общая численность поляков в мире составляет примерно 55 млн. человек. Полония, то есть, поляки, проживающие за пределами Польши, представлена в США, Бразилии, Канаде, Австралии, Аргентине, Германии, Франции, Великобритании, Белоруссии, Литве, Украине и других странах. Численность поляков в России по всероссийской переписи 2010 г. составляет 47 125 человек. Проживают преимущественно в европейской части страны и в Сибири. Больше всего их в Санкт-Петербурге (4,5 тысяч), Москве (4,5 тысяч), Калининградской (3,9 тысяч), Тюменской (3,4 тысяч) областях, Республике Карелия (3 тысяч), Краснодарском крае (3 тысяч), Московской (2,8 тысяч), Омской (2,8 тысяч) областях, Красноярском крае (2,5 тысяч). В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает 2231 человек, что составляет 4,7 % польского населения России. Большая часть поляков Омской области являются горожанами (64 %), остальные проживают в сельской местности.
Польский язык принадлежит к лехитской подгруппе западно-славянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Трансляция этнокультурных черт, начиная с 1950-х гг., происходит на русском языке, польский язык сохраняется на уровне обозначения отдельных бытовых предметов и явлений. Поляки Омской области говорят преимущественно на русском языке, 96 % поляков считают русский язык родным. Перепись 2010 г. зафиксировала 713 человек, владеющих польским языком, но 70 % из них поляками не являются.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС». Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Поляки Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Творческая встреча с Харцерским ансамблем польской песни и танца «Дети Плоцка» (Республика Польша, г. Плоцк). Фото из архивов Омский Дома Дружбы
Польский этнос сложился преимущественно из славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан и поморян, что привело к формированию польского государства. В русских землях поляков именовали словом ляхи, которое в первой половине XIX в. приобрело негативный оттенок. В России XVI–XVII вв. для обозначения жителей Речи Посполитой использовали два термина – поляки и литва/литвины, – которые являлись политонимами. В XIX в. в процессе формирования польской нации термином литва/литвины назывались представители шляхты и служилого населения засечных черт – панцирных бояр, проживавших в восточных областях бывшей Речи Посполитой.
Появление поляков в Сибири относится к рубежу XVI–XVII вв., когда выходцев из Речи Посполитой, взятых в плен во время русско-польских войн, направляли в Западную Сибирь, зачисляя, преимущественно, на военную службу. В связи с этим, поляки, в составе служилых людей, основывали в Сибири первые русские поселения – остроги. В частности, в составе отряда князя Андрея Васильевича Елецкого, основавшего Тарский острог в 1594 г., находилось 50 казаков польских из Тетюш, 100 человек «литвы», «черкас» и казаков конных из Тобольска и 40 – из Тюмени. Среди строителей Тары был «литвин» Гудим Семенов Костелецкий, выехавший из Речи Посполитой в Россию в составе отряда из 131 чел. «литвы и черкас» в годы правления царя Федора Ивановича. После 3-х лет службы в Москве он был отправлен с царскими воеводами в Сибирь, где принял участие в строительстве Лозьвинского, Пелымского и Тарского острогов. Его дети, внуки и правнуки служили в тарском гарнизоне в чине детей боярских.
В России выезжие, как и плененные в ходе военных действий с Речью Посполитой, поляки и литва зачислялись, как правило, на военную службу в особые «литовские списки» конных казаков, а также пополняли ряды начальных людей (детей боярских) в сибирских городах. В Тарском остроге поляки и литва появлялись в результате перевода на военную службу из других российских городов, например из Нижнего Новгорода в 1635 г., либо в качестве наказания, в ссылку, но с зачислением в служилые люди. На протяжении XVII в. на службу в Тару было сослано 47 литвинов и поляков, из которых в последствии один сбежал, а 11 человек были возвращены в Москву в 1667 г. Польско-литовские уроженцы отличались военными навыками, грамотностью, а также знаниями языков сибирских народов, в связи с чем, в Сибири они имели возможность карьерного роста. Выходцы из Речи Посполитой и их потомки составляли треть списочного состава тарских детей боярских, достигнув к середине 1670-х гг. максимального показателя в 44 %. Как и многие тарские служилые люди, поляки и литвины распахивали и засевали пустопорожние земли, на которых заводили заимки, превратившиеся в дальнейшем в деревни, названные по фамилиям основателей: Свидерская, Кучковская, Вставская.
Ко времени появления в Сибири в последней трети XVIII в. крупной партии ссыльных поляков (барских конфедератов), потомки вышеупомянутых служилой литвы и поляков окончательно осибирячились, став частью русского крестьянства или мещан. Барские конфедераты, боровшиеся за сохранение шляхетских привилегий и против российского вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой, оказавшись в ссылке в Сибири, были частично приняты на военную службу рядовыми солдатами и казаками. В Таре в 1774 г. проживал 81 ссыльный конфедерат. Непривычные условия жизни и тяготы военной службы заставляли польских ссыльных искать способы облегчения своей участи. Принятие православия освобождало от навязанной военной службы, но в таком случае приходилось самостоятельно искать средства к существованию. Тем не менее, почти 78 % конфедератов в Таре приняли православие, а 36 % из них связали себя узами брака с местными уроженками. В результате амнистии и начавшегося процесса возвращения бывших конфедератов на родину, их число в Омском Прииртышье значительно сократилось. По материалам ревизии населения 1782 г. в Омском уезде проживало 10 конфедератов, в Тарском уезде – трое, а в самой Таре – 16 человек, связавшие свою дальнейшую судьбу с Сибирью.
В следующем столетии ссылка поляков, с зачислением на военную службу в Сибири, продолжилась. В конце 1813 г. в Омск, являвшийся центром западно-сибирских казачьих линий, прибыли 2461 чел. военнопленных поляков из армии Наполеона, в дальнейшем определенных в полки и иррегулярные линейные войска. Генерал-лейтенантом Г. Глазенапом, командиром Отдельного Сибирского казачьего войска, предписывалось иметь к полякам «кроткое обхождение», всячески «приохочивать к службе» и склонять к принятию российского подданства и присяги на верность России. В результате подобной «агитации» часть пленных наполеоновской армии осталась в казачьем войске: с января по апрель 1814 г. на верность царю присягнули 412 чел., но с мая 1814 г. начался процесс возвращения военнопленных наполеоновской армии на родину. Согласно официальному отчету гражданского губернатора Тобольской губернии, в Европейскую Россию в 1814 г. в составе 11 партий отправлено 2204 пленных поляка. В 1823 г. по официальным данным в Сибирском казачьем войске состояло 127 военнопленных поляков.
После польского восстания 1830–1831 гг. в Сибирь прибыла новая крупная партия польских ссыльных, большую часть которых определили рядовыми казаками в Сибирское линейное казачье войско. Архивные материалы позволяют говорить о службе до весны 1834 г. 373 поляков, которых распределили по редутам и станицам Пресногорьковской и Иртышской линий, поселив их на квартиры к сибирским казакам. Тяготы казачьей жизни на линиях и отсутствие надежды на скорую амнистию заставляли польских ссыльных стремиться к обустройству своего быта на новом месте жительства. Одним из действенных способов улучшения бытовых условий было вступление в брак с местной уроженкой. Ссыльные поляки вписались в брачную структуру казачьего общества и, несмотря на культурные, религиозные и языковые барьеры, без труда нашли себе невест. Это также свидетельствует об открытости казачьего общества, находившегося на периферии культур, для иноэтнических влияний.
После Январского восстания 1863 г., поляки ссылались преимущественно на жительство или водворение в западносибирские города и деревни соответственно. Лишь 4,2 % сосланных в Западную Сибирь повстанцев отбывали наказание в войсках Западно-Сибирского военного округа, большинство из которых было уволено со службы к 1871 г. После освобождения от службы, поляки предпочитали перебираться в крупные города, преимущественно в Омск. В 1866 г. в Омске проживало 329 польских ссыльных, в Таре в 1867 г. находилось 155 поляков, что составляло 1,8 % и 3,2 % от местных жителей, соответственно. Причем, в Таре доминировали уроженцы Минской губернии, составлявшие 83 % сосланных сюда поляков. Костяком омской полонии являлись выходцы из Западного края.
В результате наложения официальных ограничений на ряд профессиональных занятий для политических преступников, ссыльные поляки столкнулись с проблемой поиска экономической ниши в сибирских городах. В октябре 1865 г. работу имели лишь 33% сосланных в Омск поляков. Спустя 11 лет 90% польских ссыльных были обеспечены рабочими местами в сфере услуг и ремесленном производстве.
В сельской местности повстанцев 1863 г., сосланных на водворение, распределяли исходя из наличия свободных земель для занятия земледелием и определенного количества старожильческого населения в деревнях (чтобы ссыльные поляки не превышали 10 % от местного населения), удаленности населенных пунктов от главного сибирского тракта и удобства надзора. При условии слабости бюрократического аппарата в Сибири, особые надежды сибирская администрация возлагала на старожилов, которые должны были стать помощниками и наставниками водворенцев в хозяйственном обзаведении. В Сибири образцовыми хозяевами считались старообрядцы, поэтому не удивительно что часть ссыльных поляков попала именно к ним.
В сельской местности, где польские ссыльные были расселены по 1–4 чел. в деревне, создание обществ взаимопомощи было затруднено. Поэтому многие водворенцы брали пособие на домообзаводство, занимались хлебопашеством, торговлей или ремеслами, заводили семьи. Но даже поселенные в разных деревнях, стоящих друг от друга на десятки верст, поляки старались держаться вместе – выступали поручителями друг друга при заключении браков, а затем становясь крестными детей, рожденных на чужбине.
В ряде сельских населенных пунктов складываются крупные польские колонии численностью в 30–40 чел. На 1871 г. в Омском округе наибольшее число поляков проживало в Юдинской волости – 390 человек, в Кабырдакской волости – 201, Колмаковской – 171, Баженовской – 131, Крупянской – 101, Карасукской – 90, Камышенской – 79, Еланской – 139, Большепесчанской – 89 чел. Но даже в этом случае поляки не жили в одном населенном пункте и даже не в близлежащих.
В связи с этим в польской среде возникало стойкое стремление консолидации и отмежеванию от сибирских крестьян в рамках отдельного поселения с образованием самостоятельного сельского общества.
Польские деревни, возникшие в Омском Прииртышье в последней четверти XIX в., были основаны бывшими ссыльными участниками польского восстания1863 г., которые в результате амнистии 1883 г. стали называться «польскими переселенцами». Наглядным примером таких поселений является д. Десподзиновка современного Саргатского района Омской области. В апреле 1889 г. 36 семей «польских переселенцев» (73 человека мужского пола), проживавших в различных деревнях Тюкалинского округа Тобольской губернии, обратились с прошением в министерство государственных имуществ о разрешении им обосноваться на переселенческом участке при озере Тобол-Кушлы в Баженовской волости Тюкалинского округа. Прошение было удовлетворено властями в сентябре 1890 г. и, согласно правилам о переселении крестьян в Сибирь, полякам были отведены земельные участки, исходя из нормы 15 десятин на душу мужского пола. В результате этого образовался поселок Новое Поле, куда в 1892 г. попросились на подселение еще 22 польские семьи (47 человек мужского пола). В 1893 г. поселок Новое Поле стал официально называться Десподзиновским. Население поселка составило отдельное сельское общество; оно в дальнейшем состояло в напряженных отношениях с соседним крестьянским обществом русских старожилов д. Шипициной, которых поляки обвинили в порубке леса на землях десподзиновцев.
Ссыльные повстанцы и их дети, рожденные в Сибири, стали основателями пос. Поляки Аевской волости Тарского округа Тобольской губернии (современный Знаменский район) и д. Минск-Дворянск Нагорно-Ивановской волости Тарского округа (современный Тарский район). Значительное число бывших польских ссыльных (58 человек, преимущественно из Гродненской губернии) проживало в д. Ботвино Такмыкской волости того же округа (современный Большереченский район).
Следующий этап появления польских деревень в Западной Сибири был связан с добровольной аграрной миграцией польского крестьянства, которая в конце XIX в. значительно уступала переселенческому потоку, направленному из западных губерний Российской империи в США, Аргентину или Бразилию. В результате добровольного переселения поляков в конце XIX – начале XX вв. некоторые деревни превратились в центры польской диаспоры, как это произошло с пос. Гриневичи Атирской волости Тарского округа Тобольской губернии.
Поселок Гриневичи (он же Ильчук) был основан в конце XIX в. переселенцами из Виленской и Витебской губерний. В 1901 г. поселок состоял из 45 домов с населением 281 человек. В поселке находилась каплица, построенная в 1902 г., что делало его центром польской диаспоры, чьи представители были разбросаны по разным переселенческим поселкам округи: Боровой, Быган, Ивлева, Искашский, Киксы, Николаевка, Ново-Георгиевка, Чаула. В конце 1920-х гг. в Гриневичах поляки составляли 98 % населения, а в близлежащих поселках доля польского меньшинства колебалась от 2 до 25 %.
Строительство Транссибирской магистрали породило спрос в Сибири на рабочие специальности, инженеров и железнодорожников. Омск, находящийся на пересечении железных дорог и Обь-Иртышского пароходного пути, являлся перегрузочным пунктом продукции, произведенной в Европейской России и Сибири. К началу XX в. Омск стал важным административным центром Западной Сибири, столицей Акмолинской области. Центральное положение Омска в Западной Сибири способствовало приросту населения города, в том числе и польской общины Омска. К 1914 г. польское население Омска увеличилось в 6 раз, по сравнению с 1897 г., и составило 4862 чел. обоего пола. В Омском уезде в 1914 г. проживало 2108 поляков. Из-за начавшейся Первой мировой войны и появления беженцев, к 1920 г. численность поляков в Омской губернии достигла 12738 человек. Из них в городах проживало 6280 человек (49,3 %), в том числе в Омске – 3611 человек.
В начале XX в. инженеры, техники польской национальности составляли примерно пятую часть специалистов Сибирской железной дороги. Поляки, находившиеся на гражданской государственной службе в Сибири, работали в органах юстиции, в полиции, в финансовой сфере и почтово-телеграфных конторах. Значительная часть поляков, проживавших в Омске, занималась ремеслом. Так, по переписи 1897 г., в Омске изготовлением одежды было занято 27 поляков (20 мужчин и 7 женщин), что составляло 6 % самодеятельного населения польской национальности. Женщины часто работали модистками как, например, жительница Омска Сабина Фалевич. В начале XX в. владельцем слесарно-кузнечной мастерской в Омске являлся Бернард Чарнецкий, принимавший активное участие в жизни римско-католической приходской общины.
Представители польской интеллигенции поступали на службу в Сибирь, поскольку у себя на родине не имели возможности занимать административные должности. В Омске в 1897 г. в администрации, суде и полиции работало 25 поляков, что составляло 5,5 % самодеятельного польского населения города.
Заметную роль в формировании польской диаспоры играл предпринимательский класс, способствовавший внутренней консолидации польского меньшинства. На рубеже XIX–XX вв. в Омске существовало несколько фирм, которыми владели поляки. В 1896–1898 гг. виноторговлю в городе вел дворянин Гродненской губернии, отставной надворный советник Милослав Жиромский. В 1911 г. омичей обслуживали сапожный магазин «Варшавский» С. Мариянского и магазин дамских нарядов А. Добрецкой. К началу XX в. в Омске работало 5 типографий, одна из которых – «Иртыш», – принадлежала дворянину Ярославу Иосифовичу Корвин-Круковскому. В 1910–1916 гг. типография «Иртыш» размещалась в Ядринцевском переулке и занималась изготовлением штемпелей и печатей. Я. И. Корвин-Круковский принимал активное участие в общественной жизни Омска: в 1913 г. он входил в совет старшин Омского общественного собрания.
В 1898 г. Сигизмундом Яздовским был основан паровой маслобойный и масловаренный завод «Довборы», который выпускал растительные масла (льняное, конопляное, подсолнечное, рапсовое, рыжиковое, горчичное и кедровое), олифу нескольких сортов, белую краску и лак. Годовая выручка предприятия доходила до 400–450 тыс. рублей; на нем работало 30 рабочих.
С конца XIX в. в Омске торговали купцы Щепановские. Дворянин Варшавской губернии Станислав Щепановский, сосланный в Сибирь за участие в восстании 1863 г., в 1896–1899 гг. являлся купцом 2-й гильдии, имел в Омске оптический магазин и гостиницу, которая к 1910 г. вошла в число лучших гостиничных заведений города. Сын Станислава Щепановского Виктор занимался в Омске извозом. Жозефина Щепановская держала номера в собственном доме. Семья Щепановских занималась благотворительностью: Ж. Щепановская состояла товарищем- заместителем председателя Римско-католического благотворительного общества, В. Щепановский оказывал благотворительную помощь дому престарелых.
В организационном плане омская полония была представлена римско - католическими благотворительными обществами, которые создавались с целью оказания помощи бедным и нуждающимся католикам. Однако вскоре в сферу их деятельности стала включаться не только помощь нуждающимся полякам, но и национально-культурная деятельность. Омский приход еще в июле 1895 г. принял решение о создании Римско-католического благотворительного общества, но начало оно свою работу в 1897 г. Общество располагало библиотекой, при нем несколько лет работала начальная польская школа. Помощь общества людям с низким уровнем доходов выражалась в снабжении одеждой, пищей; содействии в трудоустройстве; во врачебной помощи; в определении престарелых в богадельни, а детей – в сиротские дома, приюты, ремесленные и учебные заведения; распространении книг; предоставлении неимущим материальной помощи для возвращения на родину.
С 1911 г. председателем Римско-католического благотворительного общества в Омске являлся предприниматель С. Яздовский. В правление организации входило 17 чел. На попечении общества находилась богадельня, которой заведовала А. Гурская. К 1 января 1909 г. число призреваемых составило 10 человек.
С началом военных действий в 1914 г. к работе приступили Польское общество помощи жертвам войны и Центральный обывательский комитет губерний Царства Польского. В годы Гражданской войны большая часть поляков поддержала национально-освободительные лозунги, меньшая часть – большевиков и их сторонников. Однако после окончания Гражданской войны в Сибири ситуация коренным образом изменилась: ликвидированы местные римско-католические благотворительные общества, решающую роль в жизни польской общины стали играть сторонники партии большевиков – бывшие политические ссыльные польские социал-демократы, выполнявшие главную работу по советизации польского населения.
В декабре 1919 г. в Омске, одной из первых на территории Сибири, была создана польская секция РКП(б), состоявшая из 48 человек, которая вскоре была реорганизована в бюро агитпропаганды (Польбюро). Работу в среде сибирской полонии осложнила начавшаяся весной 1920 г. советско-польская война, отозвавшаяся в Сибири, в том числе в Омске и Таре, чередой арестов поляков. В мае 1920 г. Польбюро создает Польский рабочий клуб, при котором были организованы библиотека, музыкальная и театральная секции, а также хор. Весной 1921 г. мероприятия Польского рабочего клуба посещало 200 человек, но уже в июне этого же года работа Польского клуба была приостановлена из-за нехватки организационных кадров. К 1922 г. польские секции РКП(б) были ликвидированы, а их функции переданы в польские секции подотделов просвещения национальных меньшинств отделов народного образования исполнительных комитетов губернских советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Но уже к началу 1923 г. польская секция в аппарате губкома Омска была распущена за неэффективностью работы. Таким образом, партийная и государственная просвещенческая деятельность среди польского населения Омского Прииртышья была окончательно завершена к 1923 г.
В первой половине 1930-х гг. на волне антирелигиозной борьбы и пропаганды закрывались католические часовни и костелы, являвшиеся организационными центрами полоний как в городах, так и сельской местности. Еще раньше, в середине 1920-х гг. прекращают свое существование польские национальные школы в деревнях Омского Прииртышья и польский язык окончательно замыкается в границах внутрисемейного общения, а вскоре вытесняется и оттуда. Во второй половине 1970-х гг. расформировываются многие польские поселки и «бесперспективные» деревни, чьи жители перебираются в соседние села, областной и районные центры, где усиливается нивелирование этнических отличий в польской традиционной культуре. В 1990-х гг. в Омскую область прибывают семьи репрессированных и высланных в 1930-х гг. в Северный Казахстан поляков. Они поселяются, преимущественно, в южных районах (Одесском, Шербакульском) Омской области. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в сельской местности проживает 36 % поляков, более половины которых являются жителями д. Десподзиновки Саргатского района.
После Второй мировой войны наблюдалась реэмиграция этнических поляков на историческую родину. Однако и сегодня в России (и Омской области) немало людей, идентифицирующих себя как поляки.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Поляки [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/polyaki (дата обращения 10.09.2021).
Семья Талевичей. Десподзиновна. Фото из открытых интернет источников
По вероисповеданию поляки Омской области являются, в основном, католиками. Известно, что некоторые польские семьи д. Поляки Знаменского района являлись греко-католиками и посещали православную церковь в с. Никольск. Первый католический храм на территории области был построен в 1862 г. В связи с ростом католического населения в сельской местности на рубеже XIX–XX вв., в некоторых деревнях были открыты молитвенные дома: пос. Десподзиновском, пос. Гриневичи и пос. Хлебном. Молитвенный дом имелся в г. Таре, где в 1911 г. проживало 179 католиков.
В 1932 г. омский костел был изъят из пользования верующих, а в 1965 г. остатки костела были разобраны под строительную площадку для ТЮЗа (Театр юного зрителя). Молитвенные дома в деревнях также подлежали закрытию. Верующие были вынуждены собираться на частных квартирах, а исполнение треб перешло в руки непосвященных. В частности, обряды крещения и погребения в ряде польских деревень выполняли пожилые женщины.
В 1990-е гг. активно шел процесс восстановления приходской жизни. На данный момент Омский деканат состоит из семи приходов, три из которых расположены в Омске, два – в р.п. Саргатском, один – в г. Исилькуле и один – в с. Маргенау Исилькульского района.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Польский приход в Омске. Фото из открытых интернет источников
Польский приход в Омске. Фото из открытых интернет источников
Традиционными хозяйственными занятиями польского населения в сельской местности являлось выращивание зерновых культур и животноводство. В лесостепной зоне сеяли озимую рожь, пшеницу, овес, гречиху, просо и горох, подсолнечник. В урмане набор культур был ограничен посевами ржи и овса. На частных подворьях держали скот – коров, лошадей, овец и свиней. В начале XX в. польские хозяйства были хорошо обеспечены хозяйственным инвентарем. В д. Минск-Дворянск в каждом хозяйстве имелись сибирская соха, плуги, бороны, телеги и сани. В д. Десподзиновке для обработки земли использовали железные плуги. Зачастую польские деревни располагались вдали от мельниц, поэтому для обработки зерна использовали ручные жернова и рушники для ячменя и гречихи.
Вокруг деревень отводилась поскотина и под выгон приходилось до 100 десятин. Лошади по-сибирски день и ночь паслись в поле, коровы загонялись на ночь в пригоны. В д. Десподзиновке в 1895 г. насчитывалось 95 лошадей, 113 коров и 90 голов гулевого (непроизводительного по молодости или болезни) скота. Из 26 дворов только 3 были «безлошадными». Содержали птицу – кур и гусей.
При каждом дворе были разбиты огороды, в которых выращивали картофель, капусту, брюкву, тыкву, свеклу и морковь с репой. В д. Десподзиновке даже выращивали арбузы и дыни.
Подсобными видами хозяйственной деятельности польского населения являлись: пчеловодство, которое имело черты товарного производства, охота и рыболовство. Поляки из рыбачили как в близлежащих водоемах. В качестве снастей использовали острогу, вентеря, самоловы и кривду. Промышляли щуку, карася, стерлядь.
Наибольшее влияние на личное и общественное производство оказала Великая Отечественная война. Результатом ее воздействия стало сокращение размеров личных подсобных хозяйств, трансформация состава и величины пахотных участков. Сельскохозяйственный комплекс в личном производстве переориентировался с зерновых культур на технические и овощные, уменьшилось количество скота.
Несмотря на сложности в хозяйственно-бытовой сфере, благодаря высокому уровню грамотности, в том числе среди женщин, наличию опыта в несельскохозяйственных областях, труд поляков был востребованным. В д. Гриневичи в 1940 г. среди поляков были: два кузнеца, 2 плотника, портной, конюх, сапожник и счетовод.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Сбор картофеля. Фото из открытых интернет-источников
Усадебный комплекс в польских деревнях состоял из разнообразных построек. В начале XX в. на каждом подворье были: жилое помещение, гумно, амбар, овчарник, пригоны и огороды. Бани были в 50 % хозяйств, а навесы и сараи – у 20 % хозяев. Спустя тридцать лет, амбары были построены в 68 % усадеб, треть усадеб имела овчарни, хотя овец (от 2 до 14) держали в каждом хозяйстве. В 16 % усадеб помимо дома имелись избы, куда, как правило, отселялись престарелые родители.
В северных районах области, богатых лесом, наиболее распространенными жилыми постройками являлись деревянные дома – пятистенки (прямоугольные в плане с пятой стеной, делящей дом на две комнаты) из сосны. В д. Ботвино имелись дома-связи (трёхкамерное жилище), в которых проживали братья с семьями, имеющие общее хозяйство. На польских подворьях д. Ботвино (в 1911 г. 9 дворов с общим населением 58 чел.) имелись коптильни, погреба под поветьями (двускатной крыши на столбах), в которых размещался ледник для хранения продуктов.
В лесостепных районах возникали трудности с приобретением леса для строительства домов, поэтому, например, в д. Десподзиновке в конце XIX в. 64 % построек были представлены избами, крытыми дерном, реже – драньём. Поляки д. Десподзиновки усадебный комплекс построек называли поместьем. В южных (степных) районах бытовал иной тип жилища – землянки, которые сменялись «саманками». Технология их строительства заимствовалась у соседствующего украинского населения.
Для интерьера польского дома характерно наличие металлического распятия и/или иконы в красном углу. Интерьер изобильно украшали вышивками. Подзорами – узкими хлопчатобумажным белыми тканями, обвязанными по краю крючком и заканчивающимися фестонами, – завешивали печные трубы под потолком, украшали край постели. Вышивку крестом в красно-черной гамме помещали на края полотенец. Оконные проемы завешивали вычинанками – шторами из цветной гофрированной бумаги, которые менялись к каждому празднику. Из бумаги вырезали цветы и картины. В послевоенное время распространение получила машинная вышивка в стиле «ришелье». Изделиями в этой технике украшали постель, оконные проемы, обеденный стол и печь.
Для польских поселений в Омской области традиционной являлась линейная уличная застройка, ориентированная по берегу реки (д. Гриневичи, Малиновка, Минск-Дворянск, Поляки, Усть-Куренга) или озера (д. Десподзиновка, пос. Большаковский). Поскольку польские деревни были немногочисленны, поселение состояло из одной улицы, расположенной вдоль берега водоема. К примеру, д. Десподзиновка в конце XIX в. состояла из улицы в 27 дворов, шириной 14 сажень, вытянутой вдоль берега озера Тобол-Кушлы. Фасады домов выходили на дорогу, а огороды, расположенные позади усадьбы, – к озеру. На рубеже XIX–XX вв. в северных, урманных районах области возникло много польских хуторов, состоящих из нескольких хозяйств и называвшихся по одноименному гидрониму или фамилии владельцев: пос. Ченгуракский (р. Чен-гурак), хутора Вайвод, Дуды, Лабецкого и др.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Деревня Десподзиновка. Омская область. Фото из открытых интернет источников
Элемент оформления ставень в д. Десподзиновка. Омская область. Фото из открытых интернет источников
Макет польской деревни Десподзиновка. Омская область. Фото из открытых интернет источников
У старого дома Опросичей в д. Десподзиновка. 2008 год. Фото из открытых интернет источников
Поляки в Сибири очень быстро сменили традиционные наряды на костюмы, распространенные среди русского старожильческого населения. В начале XX в. городским характером костюмного комплекса отличались польские жители д. Минск- Дворянск, являвшиеся потомственными дворянами.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Польский народный костюм. Фото из открытых интернет источников
Участники вокально-инструментального ансамбля «Сковронешки» Омской региональной общественной организации «Польское культурно-просветительское общество «RODZINA-СЕМЬЯ». Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участница мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участник мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Народный польский костюм в Этнографическом музее Варшавы. Фото из открытых интернет источников
Участники региональной выставки «Омская культура: мир без границ». 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
В наибольшей степени польское население Омской области сохраняло национальные черты в пище. В качестве традиционных польских блюд готовили кровяную колбасу с луком и перловой крупой, копченое свиное мясо и мясо птицы (преимущественно гусей), запеченный в кислом тесте окорок, жаренную с луком свиную кровь, котлеты с перловкой, тушенную в чугуне в печи курицу с капустой, икрянник, закрытые пироги с капустой и курицей, пирожки с черемухой. В д. Десподзиновке на Рождество готовили клёцки с маком.
Поляки, прибывшие в 1990-х гг. из Северного Казахстана, где они проживали в соседстве с немцами, готовили «струдели» – завернутые сладкие пироги (типа рулета) с молотыми яблоками, «сальтисон/сальцесон» – мясо, соленое в желудке с добавлением перца, соли и лаврового листа, которое подвешивали в кладовой и летом отрезали от него по кусочкам; свиные кишки, фаршированные гречкой, томленные в печи.
От соседствующего русского старожильческого населения поляки переняли коробастые калачи или калачи-на-блюдцах. Впрок заготавливали грибы, ягоды – высушивали в печи клубнику, смородину, а также морковь, которые впоследствии использовали в начинки для пирогов. Из сушеных ягод варили компоты. Традиционным напитком на праздниках было пиво, хмель для которого специально не выращивали, а собирали в лесу.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Польский рулет с маком. Фото из открытых интернет источников
Польское блюдо «Капустняк». Фото из открытых интернет источников
Пончики. Фото из открытых интернет источников
Журек - польский суп на все случаи жизни. Фото из открытых интернет источников
Папская «Кремувка». Фото из открытых интернет источников
Флячки по-польски. Фото из открытых интернет источников
Много характерных черт сохранила семейная календарная обрядность. В д. Десподзиновке на Рождество, празднуемое 25 декабря, под скатерть глава семьи обязательно клал сено, между всеми членами семьи делился «oplatek» – тонкая пресная вафля, готовили обязательно 12 блюд, среди которых были кутья, отварная рыба, пляцки (выпечка). Дети помогали матери в приготовлении блюд для рождественского стола: в ступке толкли пшеницу и мак. На Рождество от дома к дому ходили колядовать, на следующее утро после Рождества родители обязательно выносили скотине и курам сено и пшеницу с праздничного стола, чтобы в следующем году они не болели и хорошо плодились. На рождественской неделе гадали, заглядывая в печь.
На Пасху запекали окорок в тесте, фаршированного поросенка и курицу, красили яйца, пекли куличи, варили пиво и готовили блюдо из воловьего желудка, которое до сих пор очень популярно в восточных регионах Польши. В д. Минск - Дворянск было принято на Пасху в 12 часов ночи выходить на улицу и устраивать стрельбу из ружей.
По сей день польские семьи Омского Прииртышья отмечают День поминовения усопших – 2 ноября. В этот день ходят на кладбище. Так же кладбище было принято посещать на Троицу. В д. Минск - Дворянск по возвращению с кладбища устраивалось массовое уличное гулянье на поляне в лесу.
К остаткам древних календарных обрядов относятся танцы, от которых зависел будущий урожай. Польки из д. Ботвино танцевали одиночный танец «никита», который заключался в том, что нужно было выплясывать фигуры в секторах, получаемых при скрещивании кочерги и ухвата, положенных на землю. При этом на польском языке исполнялась песня «сеял жито на лето». Подобные танцы, с символами плодородия, исполнялись на белорусских свадьбах во время разделения свадебных хлебов.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фестиваль польской культуры. 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омской областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Фото из архивов Омской областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омской областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Фото из архивов Омской областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Фото из архивов Омской областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Фестиваль польской культуры. 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омской областной общественной организации «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Сибирский вариант польской свадьбы во второй половине XX в. претерпевал существенные изменения под влиянием унификации культурных различий. Подготовительным, досвадебным этапом было знакомство. Будущие супруги часто присматривали себе пару во время съезжих праздников, которые отмечались в омских деревнях до середины 1960-х гг. Иногда знакомились во время игр и танцев, которые устраивались в сельских «конторах» по воскресеньям. На танцы начинали ходить после 20 лет, в 16–20 лет только смотрели, но участия в них не принимали. В отличие от белорусов и русских, польская молодежь не ходила на вечерки (в д. Ботвино поляки называли вечерками вечерние посиделки пожилых женщин на улице, во время которых обычно пряли кудель). Следующим этапом было сватовство. До того, как посвататься, будущий жених спрашивал согласия невесты. Между сватовством и свадьбой обычно проходил месяц. Это время отводилось на непосредственную подготовку к мероприятию – ставили самогон, брагу, варили солод, делали колбасы, жених и невеста готовили праздничные костюмы. Приданое невеста готовила заранее, в него входили перина, постельные принадлежности, шторы, белье. О размере и составе приданого договаривались заранее.
Свадьбу гуляли 2, иногда 3–4 дня. В свадебной обрядности поляков обнаруживается много параллелей с белорусскими и украинскими традициями. Речь идет прежде всего о раздельном праздновании свадьбы родней жениха и невесты. Из сохранившихся польских обычаев следует отметить наличие венка у невесты, причем венок делали из оранжевых и красных бумажных цветов, а не из белых, как это распространилось позднее. Наряд к свадьбе, фату и венок делали невеста и дружки. Важным элементом польской свадьбы в Северном Казахстане являлось приглашение духового оркестра. Этот сюжет встречается и в историко- этнографических описаниях польской культуры XIX в.: «Шествие открывают трубачи и другие музыканты. Музыка составляет такую необходимую принадлежность свадьбы, что без нее не обходится, бедные занимают деньги для того, чтобы заплатить музыкантам».
В дд. Поляки и Гриневичи в 1930–1950-х гг. после свадьбы молодые жили какое-то время с родителями жениха, составляя, таким образом, неразделенную семью. Иногда фиксировались случаи, когда жених «шел в примаки», в хозяйство/семью невесты. Но они были единичны, так как примачество в среде поляков осуждается до сих пор. Отношение к данному явлению подтверждает польская поговорка: «Доля примачья – доля собачья!». Переход из категории девушки в разряд замужней женщины обозначался изменением прически: девушки заплетали две косы, а после замужества надевали платок и соединяли свои две косы наверху в одну.
Похоронно-поминальная обрядность. Схожие процессы унификации охватили погребальный обряд. Самобытные черты прослеживаются в организации на кладбище общего поминального места – в центре кладбища водружался крест с закрепленным на нем изображением Иисуса Христа и устанавливался общий поминальный стол с лавочками. Иногда над общим поминальным местом сооружался навес. Отличительной чертой являлись традиционные намогильные сооружения – высокие (поляцкие) кресты с одной перекладиной, устанавливаемые в ногах усопшего, ориентированного головой на восток.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Поляки Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Юная участница Областного фестиваля свадебных обрядов. 2008. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Юная участница Областного фестиваля свадебных обрядов. 2008. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля свадебных обрядов. 2008. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Семья Валевских. д. Десподзиновка, Омская область. Фото из открытых интернет-источников
Кладбище в с. Десподзиновка, Омская область. Фото из открытых интернет-источников
Омская областная общественная организация «Польский культурно-просветительский центр «Полонез»
Дата регистрации: 15 апреля 2004 года
Председатель совета Филиппов Виктор Михайлович
Омская областная общественная организация «Польский культурно-просветительский центр «Полонез» поддерживает культурно-просветительскую деятельность поляков и лиц, интересующихся польской культурой, способствует сохранению и распространению польского языка, сохранению национальных традиций, культурного наследия и уклада жизни поляков, изданию научных и краеведческих работ, дополняющих историю Омской области. Проводит праздники, связанные с определенными моментами польской истории и культуры, памятными государственными датами, днями, посвященных различным деятелям государства, искусства и науки Республики Польша, Дни польской культуры в Омске.
Поддерживает творческие контакты с общественными организациями поляков в различных городах России и стран СНГ, сотрудничает с национальными общественными организациями Омской области; участвует в детских и молодежных программах по изучению польского языка и польской культуры как на территории России (Санкт-Петербург, Томск, Иркутск), так и на территории Польши (Краков, Варшава, Люблин); приглашает в Омск деятелей науки, культуры и искусства Республики Польша для участия в научных конференциях, в праздничных мероприятиях. посвященных Дню города и фестивалях; содействует восстановлению родственных связей поляков в России с поляками за рубежом.
«Польский культурно-просветительский центр «Полонез» оказывает методическую помощь учебным заведениям и заведениям культуры города Омска в организации мероприятий, пропагандирующих польскую культуру и язык, в частности постановкам спектаклей польских авторов на сценах омских театров и подготовке музыкальных номеров коллективами города и области.
Все члены организации – это люди увлеченные, являются постоянными активными участниками проводимых в городе и области мероприятий.
Омской областной общественной организацией «Польский культурно-просветительский центр «Полонез» организованы четыре разновозрастные и разноуровневые группы по изучению польского языка, которые включают в себя знакомство с польской культурой, обычаями, обрядами, историей и литературой. При организации работает клуб любителей польского кино, театральный кружок и вокальный ансамбль любителей польской народной песни. Ежегодно проводится «Большой польский диктант».
На протяжении последних десяти лет представители организации активно принимают участие в Международных фестивалях поэзии Марии Конопницкой в Пшедбуше. Представители центра совместно с учеными из Республики Польша и российскими полонистами ведут исследовательскую деятельность по истории своих фамилий, изучению и составлению родословного древа, о судьбах поляков, связанных с Омским краем.
Польский культурно-просветительский центр «Полонез» принимает активное участие в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение»: Форум «Россия – это мы!», посвященный Дню России, областная профильная смена «Межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра», Омского Дома Дружбы.
Омская областная общественная организация «Польский культурно-просветительский центр «Полонез» является членом Федеральной национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» и награждена дипломом за «Многолетнюю и активную деятельность в деле возрождения, сохранения и продвижения польской культуры и языка, а также опеку над памятными местами, связанными с польской историей».
Организация тесно сотрудничает с Посольством Республики Польша в Российской Федерации, с Генеральным консульством Республики Польша в Москве, с администрацией города Сандомеж, польскими обществами в Абакане, Тюмени, Иркутске, Республике Башкортостан.
Организация входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области, действующего на базе Омского Дома Дружбы.
******
Омская региональная общественная организация «Польское культурно-просветительское общество «RODZINA - СЕМЬЯ»
Дата создания 1998 год
Председатель Правления Шмакова Валентина Сергеевна
С момента основания общества его членами были и есть не только граждане польского происхождения, но и граждане Омска, вне зависимости от происхождения - ценители и любители польской культуры.
Направления деятельности:
- изучение польского языка, истории Польского государства, его литературы, изобразительного и других видов искусств;
- проведение праздников, связанных с определенными моментами польской истории и культуры, проведение Дней польской культуры в Омске;
- участие в многочисленных фестивалях культуры и искусства, конкурсах и пленэрах, организуемых для поляков, проживающих за рубежом, правительством Республики Польша и польскими общественными организациями;
- проведение в Омске выставок омских художников, имеющих польское происхождение;
- создание в Омске детских и молодежных творческих коллективов исполнителей польской народной, классической и современной музыки;
- содействие в поддержании культурных связей с общественными организациями Республики Польша;
- поддержка творческих контактов с общественными организациями поляков в различных городах России и стран СНГ, проведение совместных мероприятий;
- сотрудничество с национально-культурными общественными организациями Омской области.
Организация активно участвует в общественно-политической жизни региона, мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение»: Форум «Россия – это мы!», посвященный Дню России, областная профильная смена «Межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра», Омского Дома Дружбы, праздничных мероприятиях, посвященных Дню омича, Дню города.
На базе общества проводится обучение польскому языку. Слушатели подробно знакомятся с народными традициями, обычаями польского народа. Ежегодно «RODZINA - СЕМЬЯ» проводит Дни польского кино, жители города знакомятся с коллекцией лучших польских фильмов. Ряд членов общества являются постоянными корреспондентами журнала «Соотечественники» (Абакан) и омских изданий.
Польское культурно-просветительское общество «RODZINA - СЕМЬЯ» неоднократно была активным участником в организации и проведении совместно с Омским Аграрным университетом имени П.А. Столыпина (ОмГАУ) ряда Международных научно-практических конференций «Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития». С 2013 года участвует совместно с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова в организации Международного конкурса имени Ядвиги Щепановской на базе детских школ искусств №1 имени Ю.И. Янкелевича и №4 имени Ю.А. Вострелова города Омска.
При обществе «RODZINA-СЕМЬЯ» создан детский вокально-инструментальный ансамбль «Сковронечки», в состав которого входят дети в возрасте от 13 до 18 лет. Руководитель ансамбля – Перминова Ольга Владимировна. Ансамбль является неоднократным лауреатом Международного конкурса имени М. Конопницкой (Республика Польша). В репертуаре ансамбля присутствуют как музыкальные произведения великих польских композиторов, так и народные песни.
Организация входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области, действующего на базе Омского Дома Дружбы.
Филиппов Виктор Михайлович
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
В.М.: Был избран общим собранием организации по рекомендации предыдущего Председателя Совета - Нестеровой Любови Леонидовны. Общественной деятельностью подвигло заняться стремление дать возможность людям больше узнать о польской культуре, национальных праздниках, приобщиться к изучению польского языка.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
В.М.: Горжусь тем, что уже более 15 лет наша организация известна не только в Омской области, регионах России, но и в Польше, что мы на хорошем счету у Генерального Консула Республики Польша в Иркутске. Горжусь нашим экс-председателем, почетным членом Центра «Полонез» - Нестеровой Любовью Леонидовной, которая самоотверженно продолжает заниматься организацией культурно-массовых мероприятий и преподаванием польских традиций и культуры; нашими преподавателями-волонтерами – Екатериной Сунцовой, Татьяной Карченковой, Вероникой Копеной, всеми нашими участниками!
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
В.М.: Вдохновением для общественной деятельности являются: Во-первых, благодарные люди, которые имеют возможность изучать польские язык, культуру, историю, традиции. Во-вторых, участие в различных мероприятиях, которые позволяют и себя показать, и опыт перенять. В-третьих, результаты нашего труда: не один десяток наших выпускников учатся или завершили обучение в вузах Польши и даже оставшись проживать на ее территории, продолжают поддерживать связь с нашим Центром. В ближайших планах – возобновить занятия языком и культурой (после снятия ограничительных мер, введенных в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией).
******
Шмакова Валентина Сергеевна
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
В.С.: Я состою в обществе с 2004 года, благодаря своим польским корням. С 2014 года являюсь руководителем организации. Название общества «RODZINA – СЕМЬЯ» говорит само за себя – организация объединяет в единую семью всех членов, количество которых, в настоящее время составляет более 70 человек.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
В.С.: Горжусь активной деятельностью нашего общества. Мы ежегодно принимаем участие в творческих и общественных общегородских и региональных мероприятиях, а также в организации литературно-тематических вечеров. В течение последних 5 лет наше общество «RODZINA – СЕМЬЯ» подготовило и реализовало 9 проектов, в том числе становилось победителем грантовых конкурсов на получение субсидий областного и местного бюджетов. Отдельная гордость – это успехи членов нашего общества и детского вокально-инструментального ансамбля «Сковронечки». Так например, в августе 2018 года, выступая в конкурсе песни на ХХVII Международном музыкальном фестивале поэзии им. Марии Конопницкой в городе Пшедбуже (Польша), ансамбль завоевал I место и в третий раз стал лауреатом фестиваля. А в мае 2019 года член нашего общества Евгения Симак завоевала диплом I степени в IV Межрегиональном конкурсе исполнителей польской поэзии: «Поэзия, из музыки плывущая» (г. Новосибирск).
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
В.С.: В этой нелегкой общественной работе меня воодушевляет поддержка членов нашего общества (Ладан А.И., Наволокин О.В, Рузимова О.В., Можан Н. И., Перминова О.В., Маер А.Г), как при подготовке проектов, так и при их реализации. В дальнейшем мы будем продолжать развивать творческую деятельность детского вокально-инструментального ансамбля «Сковронечки», сохраняя положительную тенденцию и увеличивая число благополучателей. Также в предстоящих планах продолжить работу школы польского языка и польской культуры (преподаватели Ладан А.И., Рузимова О.В). Занятия будут проводиться для разновозрастных категорий слушателей (дети, молодежь и взрослые). К сожалению, эпидемиологическая ситуация сорвала большинство планов нашей организации, однако, мы надеемся на стабилизацию обстановки и в дальнейшем планируем активно продолжать свою культурно-просветительскую деятельность.