Омская энциклопедия дружбы
Немцы
Немцы – один из народов Центральной Европы, основное население Германии. Самоназвание – дойч, дойчен (Deutsche).
Общая численность немцев в мире около 80 млн. человек. Они также проживают в США, Канаде, Бразилии, Чили, Аргентине, Австралии, Австрии, Франции, Венгрии, Польше, Украине, Казахстане и других странах.
Численность немцев в России – 394 138 человек. (0,29% от общей численности населения страны), городское население составляет 56,8%, сельское – 43,2%. Основными регионами проживания являются: Алтайский край, Омская, Новосибирская, Кемеровская, Тюменская области, Красноярский край и другие субъекты РФ.
Немецкий язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 50 055 человек. (четвертый народ в области по численности населения после русских, казахов, украинцев). Большинство из них — потомки колонистов, которые заселили эти земли в конце 19-го века. Сюда переселялись из Ставрополья, из Саратовской и Самарской губерний. Перед войной в Омскую область были депортированы жители Автономной Республики немцев Поволжья и немцы из некоторых других районов Центральной части СССР.
Среди немцев Омской области преобладают сельские жители (56,6 %). Районами относительно компактного проживания немцев на территории региона являются: Азовский немецкий национальный (19,8% населения района), Исилькульский (7,0%), Марьяновский (8,5%), Москаленский (8,5%), Одесский (6,4%), Русско-Полянский (6,9%), Шербакульский (9,0%).
Немцы Омской области сегодня в большинстве своем свободно владеют (99,8%) и считают родным (84%) русский язык. Ранее среди немцев были широко распространены немецкие диалекты, которые значительно отличаются от немецкого литературного языка. В настоящее время наблюдается тенденция к исчезновению немецких диалектов и более широкому распространению литературных форм немецкого языка через преподавание в школах, языковые курсы, языковые лагеря, немецкоязычные средства массовой информации российских немцев. По результатам переписи 2010 г., немецким языком владеет 24% немецкого населения Омской области.
Азовский немецкий национальный муниципальный район Омской области был образован осенью 1991 года, когда стало ясно, что возрождения немецкой республики в Поволжье не произойдет. Центром района стало село Азово. В немецкий район вошли двадцать сел и деревень, в шестнадцати из которых немецкое население составляло подавляющее большинство.
Сейчас население Азовский немецкий национальный район живет сельским хозяйством, есть птицефабрики, АТПР, строительные фирмы. Местные уделяют много внимания сохранению традиций. В двенадцати детских садах и в девятнадцати школах района преподают немецкий язык, выходит билингвальная газета Ihre Zeitung, ежегодно проходят праздники и фестивали немецкой культуры.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участницы Форума «Россия – это мы!». Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участница экспозиции «Немецкий двор» Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники экспозиции «Немецкий двор» Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Немцы переезжали в нашу страну на поселение по приглашению российских государей едва ли не с момента образования Московского государства. В основном это были квалифицированные специалисты: военные, медики, ремесленники, ювелиры, живописцы и др. Язык германцев представлялся славянам «немым», т.е. неясным, непонятным. Почти до XVII в. слово «немец» в русском коллективном сознании обозначало «иностранца, выходца из другой, неславянской земли». К «немцам» причислялись почти все выходцы из Европы, особенно из Северной и Центральной, говорившие на германских языках.
Реформы Петра I резко увеличивают количество прибывших в Россию иностранцев, прежде всего из германских государств. Немцы участвовали в создании регулярной русской армии, в открытии и функционировании ряда учебных заведений, в модернизации экономики, в развитии российской науки и культуры.
В декабре 1762 г. Екатерина II подписала «Манифест о позволении иностранцам селиться в России». Продолжением этой политики стал Манифест 1763 г., в котором перечислялись привилегии, дарованные переселенцам: свобода вероисповедания, освобождение от налогов, предоставление беспроцентной ссуды, внутреннее самоуправление в колониях, освобождение от воинской службы. Манифест был обращен ко всем иностранцам, но подавляющее большинство колонистов являлись выходцами из германских княжеств. Практически до 1870-х гг. осуществлялось массовое переселение немцев-колонистов и компактное поселение их в различных регионах Российской империи (в Поволжье, Северном Причерноморье, Закавказье, под Санкт-Петербургом). Позднее из мест первоначального расселения потомки колонистов стали перемещаться на северный Кавказ, Южный Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.
Первые немецкие населенные пункты в Западной Сибири были основаны в 1893–1895 гг. Причины переселенческого движения немецких крестьян в Сибирь носили преимущественно экономический характер: малоземелье, резкий рост цен на землю, а также неурожаи и истощение почвы в Поволжье и Причерноморье. На территории современной Омской области первое немецкое село Александровка было основано в 1893 г. лютеранами, выходцами из Поволжья. Затем в 1894–1896 гг. появились Привальное, Красноярка, Новинка, Поповка, Сосновка. Эти деревни были объединены в Александровскую волость, которую часто называли «немецкой», к 1897 г. в ней проживало более 2 тысячи человек.
Возникший в Омской области очаг немецкой крестьянской колонизации притягивал все новые партии колонистов, желание поселиться рядом с соплеменниками было очень велико. Сведения о жизни в Сибири они получали из писем и слухов. В период аграрной реформы 1906–1910 гг. немецкими колонистами были заселены обширные пространства Омского уезда Акмолинской области. Появились деревни Цветнополье, Пришиб, Трубецкое, Звонарев Кут, Гауф и другие.
Еще один центр немецкой колонизации начала ХХ в. находился в современном Исилькульском районе. В 1895 г. был основан поселок Исилькуль, вокруг которого появилось множество немецких поселков: Солнцевка, Маргенау, Пучково, Гофнунгсталь, Николайполь, Аполлоновка и другие. Переселенцы, среди которых преобладали меннониты, прибывали с деньгами, имуществом, скотом, инвентарем. Они брали в аренду или покупали земли, которые ранее были закреплены за Сибирским Казачьим войском, и довольно быстро выводили свои хозяйства на товарный уровень.
Всего в этот период в Акмолинской области и Томской губернии было образовано 323 немецких населенных пункта и более 130 – в Северном и Восточном Казахстане. Чаще всего переселенцы сохраняли уклад жизни, веру, язык и названия «материнских колоний».
В это же время появились первые немецкие поселения в урманах Тарского округа. Переселенцы из Волынской губернии основали в 1897 г. поселок Березовский, на следующий год появились хутора: Федоровский, Александровский, Литковский, Вишневский. Всего было организовано 133 поселения. Условия тарской тайги оказались суровыми, землю под пашни приходилось расчищать от леса, применяя подсечно-огневую систему. В результате многие колонисты переехали южнее, на территорию современного Любинского района, где основали деревни: Казанка, Квасовка, Бабайловка, Беляевка и др. Однако часть волынских немцев осталась в тайге, приспособившись к новым условиям. В настоящее время в Тарском районе сохранилось единственное село с немецким населением – с. Литковка. Добраться до него сложно, поэтому для местной группы немцев характерен изоляционный характер развития, который во многом обеспечил высокую степень сохранности традиционной культуры.
До настоящего времени в составе российских немцев выделяются группы, обладающие самосознанием, которое связано с районами выхода переселенцев – поволжские, украинские, волынские, кавказские, казахстанские немцы. Выделяется также группа меннонитов, которые представляют собой этноконфессиональную общность, их общины сохранились и сегодня в с. Солнцевка и с. Аполлоновка Исилькульского района Омской области.
Следующий этап в истории российских немцев начался в 1918 г., когда была создана Автономная область (Трудовая коммуна) немцев Поволжья, которую в 1924 г. преобразовали в Автономную Советскую Социалистическую Республику немцев Поволжья (АССР НП) в составе РСФСР с центром в городе Энгельс (бывший Покровск).
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны (28 августа 1941 г.) Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», по которому все немецкое население было депортировано в Сибирь и Казахстан, а АССР НП была ликвидирована. Всего в 1941–1942 гг. из Поволжья было депортировано более 450 тыс. немцев. Вслед за этим последовала депортация немцев из всей европейской части страны. Количество депортированных в Омскую область – 82,9 тыс. чел. В результате группа сибирских немцев стала самой многочисленной и состояла как из потомков добровольных переселенцев, так и из депортированных немцев. Так, первая послевоенная перепись 1959 г. зафиксировала в Омской области 105 728 немцев, из них 91 089 проживали в сельской местности.
Помимо выселения немцев из Европейской части СССР, в августе 1941 г. началось создание трудармейских формирований российских немцев, что впоследствии распространилось и на депортированных немцев. В это время прошёл призыв немцев (мужчин и женщин трудоспособного возраста) в рабочие отряды, которые направлялись на строительство, на лесозаготовки, на шахты и т.д. В Омске с 1941 по 1947 гг. трудармейцы участвовали в строительстве заводов: шинного, сажевого, имени Куйбышева и Октябрьской революции, а также кордной фабрики. При участии мобилизованных немцев построены здания в Октябрьском районе, водопровод, канализация, дороги города Омска. К моменту ликвидации рабочих колонн в январе 1946 г. в них побывало около 316,6 тысяч российских немцев.
Окончание войны не повлекло за собой восстановления депортированных народов в правах. Был введен режим спецпоселения: все должны были отмечаться в комендатурах, а самовольный выезд из мест поселения предусматривал в качестве меры наказания 20 лет каторжных работ. К 1953 г. на учете спецпоселения находилось 2 753 тысяч человек, из них 1225 тысяч (44,5 %) – немцы. В 1955 г. режим спецпоселения был отменен, однако немцы и члены их семей не имели права возвращаться на места, откуда они были выселены. Только в 1972 г. ограничения в выборе немцами места жительства были сняты, однако массового выезда немцев из Сибири не произошло. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в Омской области проживало 134 199 немцев.
В начале 1990-х гг. началась массовая эмиграция немцев из России в Германию. Стремительный рост числа эмигрантов достиг своего пика к 1995 г. В период с 1990 по 2011 гг. из бывшего СССР и стран СНГ и Балтии в Германию въехало более 2 млн. человек российских немцев и членов их семей, получивших юридический статус поздних переселенцев, в основном из Казахстана и России. Самое большое сокращение численности немцев произошло в Омской области – на 43,1%. На пике эмиграционного движения люди снимались с насиженных мест не просто семьями, а целыми селами. Россия в свою очередь приняла несколько десятков тысяч немцев из Казахстана и других республик бывшего СССР, в Омской области и Алтайском крае довольно прочно закрепился этноним «казахстанские немцы».
Немцы достаточно равномерно расселены во всех субъектах федерации. Больше всего их в Алтайском крае (79,5 тысяч), Омской области (76,3 тысяч), Новосибирской области (47,3 тысяч). Многочисленные группы немцев проживают в Красноярском крае (36,9 тысяч), Кемеровской (36 тысяч), Челябинской (28,5 тысяч), Тюменской (27,2 тысяч), Свердловской (22,5 тысяч) областях, Краснодарском крае (18,5 тысяч), Оренбургской (18 тысяч), Волгоградской (17 тысяч) областях и Пермском крае (10,3 тысяч).
В Западной Сибири были созданы два немецких национальных района – Азовский немецкий национальный район и Немецкий национальный район на Алтае с административным центром в с. Гальбштадт (1991 г.). Азовский немецкий национальный район (АННР) был образован 17 февраля 1991 г. по итогам референдума, в котором приняли участие более 80% жителей будущего района. В его состав вошли семь сельских советов смежных районов Омской области – Омского, Марьяновского, Таврического, Шербакульского, Одесского. Первым главой района был Бруно Генрихович Рейтер, который руководил районом до 2010 г. По данным на 1 января 2016 г., население района насчитывает 25 213 человек, треть из них составляют российские немцы.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из архивов Омского государственного историко – краеведческого музея
Историческое фото немецких колонистов. Фото из открытых интернет источников
Титульная обложка альбома «Если б картины могли говорить…» по творчеству Александра Вормсбехера Омского государственного историко-краеведческого музея при поддержке Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев
Фото из архивов Омского государственного историко – краеведческого музея
По вероисповеданию немцы Омской области относятся к разным конфессиональным группам. Среди них есть католики и представители протестантских течений: лютеране, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники.
Значительная часть немцев исповедует православие.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Лютеранская кирха во имя Святой Екатерины в городе Омск. Фото из открытых интернет источников
Церковь. Литковка. Омская область. 2000
Основу хозяйства немцев Омской области традиционно составляли пашенное земледелие и животноводство. Большая часть немецкого населения была занята в сфере земледелия, где ведущей полевой культурой являлась пшеница. Среди зерновых культур также преобладали овес и ячмень. Овес и продукты его переработки играли важную роль в кормлении скота. Из зерен ячменя готовили каши. Кроме того, они служили сырьем для изготовления кофе и пива – традиционных немецких напитков. В незначительных количествах выращивали рожь и просо. Именно зерновое земледелие на протяжении длительного времени являлось главным источником существования для немецких крестьян.
Обработка зерновых – трудоемкий процесс. Для получения дробленого зерна немцы использовали зернодробилку, которая имелась практически в каждой немецкой деревне. Для обработки небольшого количества зерна немцы использовали ручные мельницы «рушилки», для помола зерна в больших количествах – паровые, ветровые и вальцовые мельницы. Часто владельцами таких мельниц являлись меннониты. Так, большой популярностью среди окружающего населения пользовалась мельница с. Солнцевка Исилькульского района Омской области, основанного меннонитами.
Большое значение имело выращивание картофеля, который давал высокие урожаи. Его могли высаживать как на пашне, так и в огороде. Неплохие урожаи давал и подсолнечник. В Омской области имелись маслобойни по производству растительного масла, преимущественно из семян подсолнечника и рыжика.
Из огородных культур выращивали капусту, лук, морковь, свеклу (сахарную и кормовую), огурцы, помидоры, тыкву, горох, фасоль, бобы. Большое распространение в немецких селах получило изготовление патоки (сиропа) служившей заменителем сахара. Ее заготавливали глубокой осенью из свеклы, моркови, тыквы.
Ягодные культуры также отличались большим разнообразием: малина, черная и красная смородина, крыжовник и др. Немцы специально выращивали паслен, ревень, физалис, которые в округе называют «немецкой ягодой». Культурами, характерными только для немцев, были хмель и цикорий. Хмель служил основным сырьем для изготовления домашних дрожжей и пива, сушеный и молотый цикорий заменял кофе.
Еще одной важной и традиционной отраслью сельского хозяйства было животноводство, которое, на первых порах, по отношению к земледелию играло преимущественно подчиненную роль. Продукты животноводства составляли важную часть в рационе питания немецкого населения, служили сырьем для домашних промыслов. Животноводство традиционно развивалось в трех направлениях: разведение крупного рогатого скота, свиноводство и овцеводство. Коровы «немецкой» породы были молочной направленности. Распространителями такой породы крупного рогатого скота были меннониты, которые успешнее других групп немцев адаптировались к местным условиям. Они активно занимались селекцией скота и зерновых культур, среди них имелись свои специалисты по скотоводству, полеводству и огородничеству. Хозяйство меннонитов имело преимущественно товарный характер, широкое распространение получили производственные артели, кооперативы, товарищества и т.п. Так, еще в начале XX в. в с. Чукреевка, с. Чунаевка и с. Екатериновка были организованы семенные и племенные товарищества по выращиванию высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Важное значение в хозяйствах немцев имели лошади, использовавшиеся в качестве тягловой силы. Большое распространение получила «киргизская» (казахская) порода лошади. В крупных хозяйствах немцев проводилась работа по улучшению местных пород лошадей. Для этих целей создавались конные заводы.
Количество свиней, по сравнению с крупным рогатым скотом и лошадьми, было незначительным. В среднем хозяйстве держали две-три особи в основном русской породы, служившие источником мяса и сала. Практиковалось и разведение овец. Овцы держались для получения мяса, шкур, шерсти для изготовления вязаных вещей и валенок. Овцеводство получило большое распространение среди причерноморских немцев.
Незначительное распространение получило разведение коз. Из козьего молока делали сыр (брынзу). Иногда в хозяйствах разводили кроликов. В некоторых немецких селах существовали целые кроличьи фермы, как, например, в с. Трубецкое Азовского немецкого национального района. Ферма была открыта в 1974 г. и просуществовала до 1995 г.
Держали в немецких хозяйствах и птицу, в основном кур, реже – гусей и уток. Они служили источником мяса и яиц. Кроме того, гусь с яблоками был главным атрибутом немецкого Рождества.
Дополнительным направлением хозяйственной деятельности являлись охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. В отличие от традиционных видов занятий они не носили всеобщий характер. Например, лесные промыслы – охота и собирательство продуктов леса широкое развитие получили у волынских немцев, проживающих в Тарском районе. Объектами охоты являлись такие крупные звери, как лось, медведь. Охотились также на кабана, косулю, рысь, волка, бобра, промышляли белку, зайца, колонка, лису, соболя, барсука, горностая, росомаху. Охотились немцы и на диких птиц: глухаря, тетерева, рябчика, гуся, утку. Большое развитие у немцев Тарского района получила такая отрасль собирательства, как добыча кедрового ореха. Рыболовство не получило большого распространения в Омской области, что было связано с отсутствием водоемов в местах проживания немецкого населения. Основным объектом рыболовного промысла был карась. Немаловажное место в хозяйственной деятельности населения занимало пчеловодство, дававшее мед и воск. Разведением пчел занимались лишь отдельные семьи.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Женщины в немецком селе в начале 20-века. Фото из открытых интернет источников
Мастер декоративно прикладного творчества. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
На конезаводе. Подготовка к ВДНХ. 1930 год. Омская область. Фото из открытых интернет источников
Мельничный механизм. Александровка. Омская область. Фото из открытых интернет источников
Немецкие населенные пункты Омской области были представлены в основном селами и деревнями. Сначала они застраивались в соответствии с правительственными инструкциями, по единому образцу. В центре села располагались церковь или молитвенный дом и школа. Первоначально преобладающей формой немецких поселений были хутора, включавшие в себя от одного до пяти строений. В них проживали члены одной большой семьи, которые вели совместное хозяйство. Так, на хуторе Розенорт (на месте нынешнего с. Солнцевка Исилькульского района) проживали семьи Беккеров, Классенов, Диков, Браунов. Часто хутора назывались по фамилии владельцев. Хутора были ликвидированы в период коллективизации.
Первыми жилищами немцев в Омской области были так называемые «пластянки» – дома из земляных пластов. Такие дома были довольно теплыми, однако служили недолго. Позже немцы стали строить дома из саманного кирпича. Они, в отличие от пластянок, были более долговечными, однако требовали больше сил и времени на строительство. В настоящее время такие дома встречаются крайне редко, используются в качестве подсобных помещений.
Обязательным элементом немецкой усадьбы являлась летняя кухня, которая располагалась параллельно дому, часто к ней примыкали хозяйственные постройки: баня, сараи, кладовые. В летнее время года она служила в качестве столовой.
Почти в каждой усадьбе была коптильня, печи для хлеба, реже печи для приготовления кормов. В домах встречались печи различных типов: вертикальные печи-голландки, печи смешанного типа, печи со встроенными котлами для нагрева воды и вытапливания жира, духовыми шкафами для выпечки хлеба.
С началом строительства домов по типовым проектам этническое своеобразие немецкого жилища начинает постепенно стираться, сохраняясь в значительной степени лишь в деталях интерьера. К его особенностям можно отнести покраску и роспись стен и потолков, большое количество в интерьере предметов женского рукоделия, деревянной мебели ручной работы и множество пуховых изделий. У верующих немцев было принято украшать стены «шпрухами» – красочно оформленными изречениями из Библии. Как и прежде, неотъемлемой чертой немецкого жилища остаются порядок и чистота.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Историческое фото немцев Поволжья. Фото из открытых интернет источников
Экспонаты выставочной экспозиции немцев Омской области. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Выставочная экспозиция «Немецкий двор» Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год.
Немецкое село. Омская область. Фото из открытых интернет источников
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Немецкое поселение в Тарском уезде. Омская область. Фото из открытых интернет источников
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Деревня Апполоновка. Фото А. Кряжев
Шпрух. Фото М. Тарасова
Наименее устойчивым элементом культуры этноса является одежда, среди которой выделялась повседневная, праздничная и обрядовая. Повседневный костюм немки состоял из длинной сборчатой юбки темного цвета и кофты, прямой или с баской. Дома женщины носили фартуки темного цвета, в воскресные и праздничные дни – белые. В качестве головного убора выступал чепец из темной ткани, у замужних женщин – платок.
Мужской костюм был представлен рубахой и брюками. Поверх рубахи надевался жилет. В качестве верхней одежды выступали однобортный пиджак черного или темного цвета и штаны, заправлявшиеся в сапоги. Также в комплект мужской одежды входили фетровые шапки, галстуки и шейные платки.
Традиционная немецкая обувь состояла из вязаных чулок в полоску, кожаной обуви на деревянной подошве (шлёры), текстильной мягкой обуви (шойгель) и кожаных ботинок.
Отличие праздничного костюма немцев от повседневного комплекса вещей состояло в том, что для его изготовления использовали более дорогие и более светлые ткани. Кроме того, шитьем праздничной одежды занимались портнихи.
Своеобразие сохранилось в обрядовой одежде, особенно в свадебном и похоронном костюме. Например, свадебный наряд невесты состоял из платья светлых тонов (белое, желтое, розовое и др.), фаты и цветочного венка. Свадебный наряд жениха включал костюм и розетку из длинной белой ленты и цветов. В одежде сохранились конфессиональные различия. К примеру, меннониты придерживались строгости в одежде, которая изготавливалась из тканей темных тонов. Различий между праздничной и повседневной одеждой у них не было.
С переселением в Сибирь немцы Омской области включили в свой гардероб теплую зимнюю одежду. У местного населения были позаимствованы овчинные шубы и полушубки, шапки-ушанки, шерстяные платки и др. Широкое распространение среди немцев получило производство валяной обуви.
В настоящее время немцы в подавляющем большинстве носят одежду фабричного производства. Народный костюм ушел из повседневной жизни немцев Омской области, однако перешел в другие сферы культуры. Многие элементы традиционного костюма можно встретить в музейных коллекциях. Кроме того, в немецких селах Омской области существуют творческие коллективы, которые для своих выступлений воссоздают сценические костюмы на основе традиционного немецкого комплекса одежды, тем самым сохраняя и поддерживая представления о нем.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Из всех компонентов материальной культуры немцев пища имеет наибольшую сохранность. Ее потребление проходило в основном в три приема: завтрак, обед и ужин. Для каждого приема пищи существовало строго определенное время, что отражает немецкий национальный характер – стремление к порядку и дисциплине. Обязательной нормой поведения за столом являлась молитва.
Основу пищевого рациона составляли мучные, мясные и молочные продукты, картофель. Продукты животного происхождения (мясо, молоко и продукты их переработки) занимали существенное место в питании немцев. Из мяса домашних животных предпочитали свинину и мясо птицы, употребляли и говядину, крайне редко встречается потребление баранины, еще реже – конины. Последнее характерно для южных районов Омской области, где немцы проживают совместно с казахами. В некоторых семьях разводили кроликов, чье мясо также употребляли в пищу.
Мясо употребляли в отварном, жареном виде, из него варили супы, готовили вторые блюда. Разнообразными были и колбасы (кровяная, мясная, ливерная, картофельная). Для их набивки использовали специальный пресс
Большое распространение получило копчение мяса, сала, колбас, птицы и рыбы. Одним из любимых копченых продуктов был свиной желудок, фаршированный мясом, субпродуктами или кашей. В основном его употребляли во время полевых работ. Мясо коптили в специальных устройствах. В прошлом у каждого хозяина была коптильня, которая располагалась на чердаке под печной трубой. Сейчас в качестве коптилен используются металлические бочки.
Существенное место в рационе питания занимали супы, которые отличались большим разнообразием. В зимнее время чаще готовили горячие супы на мясном бульоне, летом – холодные супы на фруктовых и ягодных отварах, молоке и пахте. Среди немцев Омской области были распространены такие виды супов, как суп из капусты, суп из квашеной капусты, суп-затируха, фасолевый суп, суп из стручковой фасоли, гороховый суп, суп с поджаренной мукой, суп с клецками, суп из свежих фруктов, ягод и сухофруктов. Центральное место среди них занимал суп с лапшой домашнего приготовления, который готовили на курином бульоне. В Тарском районе в него добавляли еще и молоко Нудельсуп являлся одним из главных обрядовых блюд.
Из вторых блюд большой популярностью пользовались штрудель, квашеная капуста с картофельным пюре. В прошлом их готовили в выходные и праздничные дни.
Важными источниками пищи у немцев являлись молоко и молочные продукты. Употребляли в основном коровье молоко. Переработка молока в немецких селах достигла довольно высокого уровня развития. Из него получали сметану, масло, простоквашу, ряженку, творог, сыр. В свежем виде молоко употребляли в качестве приправы к кофе, чаю и крупяным блюдам.
Основу растительной пищи составляли блюда из зерновых. Преобладание в еде мучных изделий является особенностью немецкой кухни.
Изделиям из муки и теста было присуще большое разнообразие. Самый главный элемент питания – хлеб, выпекали из пшеничной (а в прошлом и из ржаной) муки. Тесто для хлеба в большой деревянной квашне месила старшая в доме женщина. В последние десятилетия хлеб все чаще покупают в магазине, хотя по-прежнему предпочитают, особенно по праздникам, хлеб домашней выпечки.
Большой разновидностью отличались булочные изделия: круглые, двойные, крученые, в форме косы и др. Из этой группы заметно выделялись булочки «цвибак», в состав которых не входили сахар и яйца.
В повседневном рационе важное место занимали пряники. На Рождество, Новый год и Пасху их делали фигурными. Кроме названных видов печений популярностью пользовались вафли. Из-за недостатка сахара или его отсутствия их долгое время делали несладкими. Выпекали в чугунных вафельницах в форме пяти сердец.
Из традиционных видов жареной пищи большое распространение получил «кребель» – перевитые полоски теста, обжаренные в масле. Весьма популярны были пироги как открытые (с начинкой сверху), так и закрытые (с начинкой внутри). Среди открытых пирогов главное место занимал пирог с посыпкой. В качестве начинки для пирога использовали творог, малину, землянику, паслен, яблоки и др. Как правило, открытые пироги были сладкими. В современной Германии такой пирог известен как штройзелькухе. Закрытые пироги также отличались большим разнообразием. Для их приготовления использовали следующие начинки: овощные, мясные, рыбные, смешанные, сладкие. Из традиционных видов сладостей известны мед и варенье из фруктов и ягод.
Из напитков особое место занимал кофе, ставший одной из особенностей немецкой национальной кухни. Традиции его приготовления были привезены немцами из Германии. В момент переселения немцев кофе уже имел широкое распространение в Германии. В Омской области при отсутствии натурального кофе в сельской местности был выработан его аналог. Кофе стали изготавливать в домашних условиях из жареных зерен ячменя, пшеницы, овса, ржи с добавлением молотого сушеного гороха, фасоли, моркови. Такой напиток получил название «припс». Другим заменителем кофе был молотый цикорий. Употребляли и чай различных сортов и чай, настоянный на травах. В летний период большой популярностью пользовались муссы из фруктово-ягодных смесей.
Из алкогольных напитков употребляли самогон и домашнее вино. Употребление алкогольных напитков зависело от конфессиональной принадлежности. Баптисты и меннониты не употребляют спиртного.
Праздничные и обрядовые блюда отличались обилием и высоким качеством. Обрядовая пища нередко обладала магической символикой. Так, целебными свойствами обладала квашеная капуста. Кроме того, она символизировала достаток и благополучие. Сила плодородия приписывалась свинине и блюдам из нее, куриному мясу, фигурному печенью. Сакральными свойствами наделялся и хлеб – символ богатства и благополучия. Он присутствовал во всех обрядах и праздниках немцев. В центре весенних, в том числе пасхальных обычаев, было яйцо – символ возрождения жизни.
В последние годы в системе питания немцев появился целый комплекс заимствований. Из кухни славянских и тюркских народов в быт немцев вошли борщ, галушки, вареники, щи, пельмени, манты, плов, бешбармак и др. Также значимые новшества были связаны с увеличением доли покупных продуктов, включением в рацион питания местных ягод и грибов. Несмотря на эти процессы, этническая специфика в сфере питания немецкого населения Омской области сохраняется и в наши дни.
В немецких семьях в большом количестве имелась различная деревянная, глиняная, фаянсовая и металлическая утварь. Большая ее часть была связана с кухней. Использование той или иной утвари при приготовлении пищи во многом зависело от вида печи. Условно утварь можно разделить на три группы: утварь для приготовления и обработки пищевых продуктов, утварь для хранения и доставки продуктов, столовая утварь.
Большую часть пищи готовили в котлах. Их также использовали для варки чая. Позже для приготовления пищи стали использовать чугуны. Напитки и молочные продукты хранили в глиняной посуде фабричного производства. Значительная часть столовой утвари была изготовлена из фаянса и металла. Для хранения многочисленной утвари, помимо кухни, использовались сени.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Немецкое блюдо «Жаркое «Проудэ». Фото из открытых интернет источников
Немецкое блюдо «Кребель». Фото из открытых интернет источников
Необыкновенный обыкновенный немецкий суп. Фото из открытых интернет источников
Немецкая чугунная вафельница. Фото из открытых интернет источников
Немецкое блюдо «Штройзелькухе». Фото из открытых интернет источников
Основу календарной обрядности составляют праздники, приуроченные к определенным датам, повторяющиеся из года в год. Центральное место в зимнем календарном цикле немцев занимали дни с 24 декабря по 6 января, главным праздником считалось Рождество, празднуемое 25 декабря. Ему предшествовал длительный пост Адвент, который длился 4 недели. Для верующих это время духовной подготовки, очищения и покаяния. Католики соблюдают предрождественский пост. Верующие много времени проводят за молитвой, воспоминаниях и рассказах о религиозных событиях. Во время Адвента раньше запрещалось устраивать свадьбы, танцы, песни, игры. Начиналось украшение церквей, молитвенных домов (воссоздавались декорации хлева, устанавливались рождественские ясли, сплетался рождественский венок, на котором каждое воскресенье Адвента зажигали одну свечку). Кроме того, важно было в это время привести в порядок свой дом, двор, хозяйственные постройки. Накануне Рождества все члены семьи должны помыться и надеть праздничную одежду. К этому времени должны быть завершены все хозяйственные дела, потому что во время Рождества и неделю после, т.е. до 2 января, существовал запрет на работу, разрешалось только готовить пищу и кормить скот.
В канун Рождества в домах устанавливали и украшали елку, именно немцы в XVI в. стали это делать первыми, а затем этот обычай распространился по всему миру. Елку ставили не только в доме, но и украшали их во дворах, чтобы отогнать несчастья и болезни. Украшения для елки часто делали сами, это могли быть бумажные гирлянды, специально испеченное печенье, конфеты, яблоки, свечи т.д.
Большое значение придавалось рождественской мессе или праздничному молитвенному собранию. Они проходили 24 и утром 25 декабря. Собравшиеся пели рождественские песни, молились, детям дарили сладкие подарки. Но в первую очередь Рождество – это семейный праздник. Главное событие этого дня – рождественский (святой) ужин, на который собиралась вся семья. Отсутствие кого-либо за столом считалось для человека плохой приметой. Ужин был обильным, главным блюдом был испеченный накануне хлеб, также подавали супы, блюда из свинины, гуся с приправами, сладости. Рождественским вечером все члены семьи дарили друг другу подарки. Кроме того, к детям приходили ряженые рождественские персонажи: Крискинд и Пельцникель. Крискинд – это девочка в белой одежде, лицо которой закрыто вуалью. Она дарит послушным детям подарки за то, что они расскажут ей стихотворение или молитву. Подарки обычно заранее готовят родители. Пельцникель одет в вывернутую наизнанку шубу, обвешан цепями, лицо измазано сажей или под маской. Он приходит к непослушным детям и пугает всех гуляющих по улицам. Тех, кого он поймает, заставляет «есть» цепи, лук или чеснок. В некоторых деревнях процессии ряженых были многочисленны, все шумели, гремели, били в барабаны. На следующий день после обеда дети шли к своим крестным, поздравляли их с Рождеством и получали сладкие подарки.
В меннонитских деревнях праздник проходил не так шумно, на Рождество проводили несколько молитвенных собраний. Подарки детям дарили либо родители, либо члены общины, либо Вайнахтсман.
С 25 по 31 декабря шла Рождественская неделя. В это время нужно было вести себя очень осторожно и на всякий случай почаще молиться. Нельзя было гулять ночью, сквернословить (особенно поминать черта и материться), играть в карты. Считалось, что в это время по небу носится всякая нечисть, которая старается навредить людям.
В ночь с 31 декабря на 2 января празднуется Новый год. Новогодний праздник немцы называют Сильвестр, в честь святого, чей день поминовения приходится на 31 декабря. Новогодние обряды и обычаи во многом носят коллективный характер, центр празднования переносится из семьи в общину, было принято ходить в гости к родственникам и соседям с поздравлениями и подарками. В момент Нового года все выходили на улицу, стреляли из ружей, устраивали фейерверки, кричали, пели, желали друг другу счастья.
Рождественско-новогодний цикл у российских немцев, как и в Германии, заканчивается 6 января, когда христианская церковь отмечает праздник Богоявления (Эпифании). У российских немцев он известен как День трех королей– в основном у католиков или как Большой Новый год– преимущественно у протестантов. Этот праздник связан с преданием о трех царях-волхвах, пришедших поклониться Иисусу Христу.
Период конца декабря – начала января, и без того насыщенный праздничными обычаями, у немцев в России имеет более сложный характер из-за совмещения русских и немецких праздников. Поскольку в России религиозные праздники отмечаются по юлианскому календарю, многие немцы празднуют сначала немецкое Рождество, потом Новый год, затем День трех королей, 7 января – русское Рождество и 24 января – Старый Новый год.
Русские традиции оказали большое влияние и на праздничные обряды конца зимнего цикла, что проявляется в праздновании Масленицы. Большое внимание на Масленицу уделяется пище. Изобилие сытной и жирной пищи объясняется тем, что это последние дни перед постом. После Масленицы наступает Великий пост, а после 40-дневного поста – Пасха или Воскресение Христово.
Пасха является подвижным праздником и отмечается в период с 22 марта по 25 апреля, в воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Считается, что немецкое название праздника произошло от имени богини весны и плодородия Остары, которой в древности поклонялись европейские народы и которой посвящали праздник в день весеннего равноденствия. Поэтому символами Пасхи являются заяц и яйцо (главные атрибуты Остары), символизирующие плодовитость и возрождение. В пасхальной обрядности яйца играли первостепенную роль. Немцы верили, что крашеные яйца в сочетании со свежей зеленью должны способствовать хорошему урожаю. В канун Пасхи, в субботу, дети должны были подготовить во дворе гнезда для пасхального зайца, который должен был принести ночью подарки, чтобы зайчик не обошел дом стороной. Иногда для этой цели использовали шапку, украшенную проращенным овсом.
В 12 часов ночи начиналась праздничная служба, посвященная воскресению Иисуса Христа. В пасхальную ночь после торжественного богослужения по деревне ходил «хор» молодых парней с вениками из зеленых веточек, чаще всего березовых, в руках. Остановившись под окнами дома, они пели религиозные песни, рассказывали стихи и ждали, когда выйдут хозяева, которые угощали их рюмкой водки или вина, крашеными яйцами, булками.
В воскресное утро дети старались встать как можно раньше. Дети надеялись в пасхальное утро увидеть в лучах восходящего солнца Христова барашка. По представлениям лютеран, Иисус Христос ходил с пастушьим посохом в руках и барашком у ног. У всех детей утро начиналось с того, что они искали пасхальные подарки (крашеные яйца и сладости). Детям говорили, что их принес заяц. Для большей убедительности родители делали из опилок или соломы след на улицу, и далее в лес, который будто бы оставил заяц. Также взрослые прятали яйца в огороде, сеновале, саду, а дети их искали. Обязательным атрибутом праздника были игры с пасхальными яйцами. После обеда дети ходили в гости к своим крестным, где их угощали все теми же разноцветными яйцами; как всегда на праздник давали сладости и мелкие монеты. Любимым угощением были конфеты собственного приготовления из жженого или вареного сахара.
В пасхальное воскресенье большое значение придавалось воде из проточного источника. Девушки и женщины ходили за водой на источник, обязательно молча, так как иначе вода теряла свои лечебные свойства.
Весенне-летний цикл праздников немцев включает Троицу, День святого Иоанна. Главным осенним праздником был праздник по случаю окончания уборки урожая. Наиболее распространенное название этого праздника у немцев в России – праздник благодарения за урожай. Отмечают его обычно в конце октября. Для участия в празднике приезжали гости – родственники, жители соседних немецких деревень. Тесно связан с праздником урожая праздник забоя скота. Он не имеет точной даты и какой-либо связи с христианским календарем, отмечается с наступлением морозов, обычно в начале- середине ноября. Этот праздник, завершающий осенний цикл обрядов, можно считать границей между осенью и зимою. Вскоре начинался Адвент, а с его окончанием завершается и календарный цикл.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
У немцев, как и у финнов есть хорошая пословица, касающаяся посещения гостей: «Краткие посещения продлевают дружбу». Однако, не стоит ее воспринимать буквально. Это скорее про взаимные обязательства тактичного отношения между хозяевами и гостями. В русском языке можно обнаружить очень похожее изречение: «Пора и честь знать».
Как и у большинства народов, в немецком гостеприимстве отдых никогда не организуется без угощения. Однако, у немцев при бытовых визитах в гости принято ограничиваться легким угощением. Все это свидетельствует об универсальности многих традиций немецкого гостеприимства и роднит их с другими локальными этническими традициями.
В гости к родственникам и соседям с поздравлениями и подарками в немецких селах было принято ходить в Новый год. Гости прежде чем зайти в дом, должны были как следует пошуметь. С этой целью топали ногами, громко стучали в дверь, мужчины стреляли в воздух из ружей, специально к Новому году украшенных красными лентами. Также каждому гостю необходимо было рассказать стихотворение или специальное новогоднее пожелание (виндши). Одновременно с пожеланиями, для обеспечения хорошего урожая в следующем году, гости обсыпали хозяев зернами пшеницы. Как и у соседних народов, у немцев существовала примета о том, что для удачного года первым в дом должен был войти мужчина.
Из семейной обрядности наиболее яркой и красочной является свадебная обрядность. Весь комплекс свадебной обрядности можно разделить на три части: досвадебные обряды и обычаи, собственно свадьба и послесвадебные обряды. Традиционно свадьбе предшествует сватовство. Сват был одним из главных действующих лиц этого процесса. Им мог быть любой знакомый или родственник жениха, главное, чтобы он был веселым и разговорчивым человеком. Сваты нарядно одевались, на рукавах у них были красные повязки или белые ленты с вышитой надписью. Сватали обычно в пятницу или субботу, в 12 часов дня. Сваты заходили в дом невесты, клали хлеб на стол и начинали беседу. Цель посещения чаще раскрывалась иносказательно, расхваливали жениха, его положительные качества и имущество и настаивали на свадьбе. Родители же невесты ее достоинства сознательно принижали, поскольку существовало поверье о злых духах, которые из зависти к прекрасной молодой девушке могли наслать на нее порчу и болезни, сглазить невесту. После недолгих препирательств стороны переходили к деловому разговору. Период между сватовством и свадьбой обычно составлял 3–4 недели, в течение которых шли интенсивные приготовления.
За неделю до свадьбы приглашали гостей. Приглашение устраивалось шумное и веселое. Центральной фигурой становились специальные распорядители свадебного торжества.
Они несли специальный свадебный жезл или посох, украшенный сверху цветами. Каждый, кого приглашали на свадьбу, должен был завязать цветную ленту на посохе. Потом по количеству лент считали приглашенных гостей.
Свадьбу праздновали два-три дня: в субботу и воскресенье, в понедельник проводили «хвост» от свадьбы, а накануне свадьбы, в пятницу, устраивали полтерабент – это вечер прощания с молодостью. Молодые люди собирались в доме невесты, приносили с собой угощение. Невеста плакала, а подруги ее успокаивали, пели прощальные песни. Молодежь стремилась как можно больше шуметь, отсюда и название «шумный вечер». С грохотом били на счастье посуду. По поверью, шум и грохот отпугивают злые силы. Поэтому чем больше шума, чем больше битой посуды, тем больше счастья будет молодым.
Обычно свадебное торжество проходило в доме жениха (у волынских немцев – в доме невесты). Дом к свадьбе должен быть чисто убран и украшен, в теплое время года свадебные столы могли быть накрыты во дворе, на свежем воздухе.
Утром в день свадьбы невеста вставала поздно, так как она в последний раз ночевала в родительском доме и могла позволить себе подольше поспать. Часам к 10–11 начинали собираться гости. С древних времен было принято начинать свадьбу до полудня, на подъеме солнца. Одевали невесту замужние женщины, чаще всего – крестная мать или та женщина, которая делала для невесты свадебный венок. Венок невесты представлял собой высокую корону из цветов и листьев. Изготавливались цветы и листья из воска, парафина, цветной бумаги, крепились на проволочном каркасе. Для украшения венка использовались бусы, блестки и кносп – гроздья мелких шариков, для изготовления которых свиную щетину обмакивали в воск или парафин. Старинный венок состоял из трех частей: головной, наплечной и нагрудной. К венку крепилась фата. Изготавливали венки специальные мастерицы, которые были известны на всю округу и искусство которых высоко ценилось. У жениха на левой стороне груди крепилось украшение. Этот букет состоял из цветов, листьев и кноспа, техника изготовления которых была аналогична технике изготовления венка. Затем они становились семейными реликвиями и хранились в течение многих лет.
Жених в сопровождении друзей и родственников шел к дому невесты. Это была шумная процессия, в сопровождении музыкантов и родных, которые пели и плясали. В доме невесты собирались ее друзья и родственники. Они пытались помешать жениху забрать невесту из родного дома. Жених и его друзья, преодолевая препятствия и испытания, отдавая выкуп, подходили к дому невесты и забирали ее из отчего дома. После этого процессия двигалась к церкви или молитвенному дому, где проходил обряд бракосочетания.
После обряда бракосочетания молодожены и все приглашенные шли в дом, где на пороге их встречали родители жениха. Мать подавала им хлеб, который молодые должны были есть одновременно. Также одновременно молодые должны были переступить через порог. Затем начинался праздничный обед. Всем распоряжался хозяин свадьбы. Он рассаживал гостей, следил за тем, чтобы у всех были еда и выпивка, произносил речи и предоставлял слово приглашенным, устанавливал порядок дарения подарков, организовывал танцы.
В конце свадебного торжества, в полночь, проходил ритуал снятия венка с невесты (так называемый ритуал очепления). Новобрачные усаживались в центре комнаты на стулья, гости встают вокруг и поют песню, во время которой с невесты снимают венок и повязывают ей голову платком. В большинстве случаев венок снимали женщины. Это могла быть крестная мать девушки или ее будущая свекровь, тетка, лучшая подруга, молодая женщина из числа близких родственников, например, сестра. Венок кладут невесте на колени или на поднос (или в большую чашку). С этим подносом молодая обходит гостей, и они бросают туда деньги.
Во второй день свадьбы устраивали танцы, игры, различные испытания молодоженов. По деревне ходили ряженые. Устраивалась шутовская «вторая свадьба», на которой невесту изображал переодетый парень, а жениха – девушка.
Третий день свадьбы носил название «куриный хвост», потому что свадьба считалась оконченной тогда, когда гости съедят последний куриный хвост.
В целом свадебная обрядность немцев представляет собой достаточно сложное явление. В ней сочетаются современные формы, с исконно немецкими и заимствованными элементами культуры, с языческими и христианскими представлениями.
Похоронно-поминальная обрядность. Традиционные элементы в похоронной обрядности сохранились в меньшей степени, чем в свадебной обрядности, однако в ней присутствуют элементы культа огня, воды, земли. Локальная специфика прослеживается в похоронной одежде и выборе цвета для обивки гроба. В Омской области долгое время сохранялся обычай «венчания покойников» – в случае смерти молодой девушки или парня, их рассматривают как невесту или жениха. Девушку одевают в светлое (часто – белое) платье, а на голову надевают свадебный венок с фатой. Юношу одевали в костюм. Повсеместно бытовал обычай хоронить в свадебных венках совсем маленьких девочек, даже младенцев. Немцы считали, что человек должен пройти все этапы жизни, а брак обязателен для любого человека.
В Сибири немцы сохранили много старинных, архаичных обычаев, которые бытовали в германских землях в XVIII в. С другой стороны, на немецкую обрядность повлияла культура окружающих народов, особенно русская культура. На протяжении ХХ в. на духовную культуру большое влияние оказывали политические события, модернизация образа жизни, распространение массовой культуры. В настоящее время в обрядности российских немцев становится все больше черт, характерных для современной национальной культуры Германии.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Особенности национального гостеприимства: сборник методических рекомендаций / под ред. И.А. Селезневой. ‒ М., 2021.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участники Межнационального фестиваля свадебных обрядов. 2008. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Общественная организация Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области
Дата создания: 6 декабря 1997 года
Председатель Совета: Эйхвальд Виктор Васильевич
Общественная организация Немецкая национально-культурная автономия Омской области учреждена региональными и местными общественными организациями российских немцев Омской области. В 2018 году общественная организация Немецкая национально-культурная автономия Омской области переименована в общественную организацию Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области.
Сегодня Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области состоит из 14 местных немецких национально-культурных автономий и четырёх региональных центров, которые координируют деятельность 50 центров и филиалов немецкой культуры посредством проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад, социальных акций и др. Немаловажным в деятельности организации является взаимодействие с органами власти, результатом которого стало подписание соглашения с руководством администраций 13 муниципальных районов Омской области о сотрудничестве и взаимодействии в области сохранения и развития этнокультурного потенциала немцев в Омской области.
Одно из главных направлений деятельности автономии – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сферах культуры и образования. За период деятельности ОО Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области в Омском государственном университете имени Ф. М. Достоевского и Омском государственном педагогическом университете подготовлены десятки учителей немецкого родного языка и истории российских немцев. На базе Омского областного колледжа культуры и искусства подготовлены более 100 специалистов в этнокультурной сфере для работы в организациях и учреждениях российских немцев Омской области. Сформирован институт мультипликаторов, которые регулярно проводят разноплановые семинары по повышению квалификации для руководителей центров (филиалов) немецкой культуры и общественных организаций российских немцев.
Системная работа региональной автономии позволила создать и поддержать десятки самодеятельных национальных творческих коллективов российских немцев. Для мотивации деятельности граждан в сфере науки, культуры, образования, литературы и журналистики общественная организация учредила в 2007 году звание Лауреата, которое присваивается ежегодно гражданам России и зарубежья за особый вклад в развитие этнокультурного потенциала немцев Омского Прииртышья.
В целях изучения немецкого языка издаются: литературно-исторический журнал немцев Сибири «Культура», приложение к журналу «Культура» – «Немцы Омского Прииртышья: Люди и судьбы», коллективная научная монография «История и этнография немцев в Сибири», сборник «Омские немцы. Исторический путеводитель».
При поддержке органов исполнительной власти и местного самоуправления в районах Омской области проводятся спартакиады местных немецких национально-культурных автономий «Wir sind ein Team» – «Мы одна команда»; межнациональные культурно-спортивные праздники «Ball der Freundschaft» – «Мяч дружбы, Дни литературы российских немцев в Омской области; организованы гастроли Северного государственного драматического театра по девяти районам Омской области со спектаклем о депортации советских немцев «Папин след». Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области стала инициаторам проведения Фестиваля культуры российских немцев «PHÖNIX – ФЕНИКС», одним из организаторов областного конкурса эстрадной песни «Weihnachtsstern - Рождественская звезда», областного детского вокального конкурса «Maigloсkchen - Ландыш».
В целях увековечения памяти известных немцев региона по инициативе членов Региональной национально-культурной автономии немцев Омской области установлены пять памятных знаков и мемориальных плит.
Значимые проекты ОО Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области в последние годы: создание документальных фильмов: «Трудовая армия», «Он знал, на что шёл» - о Б.Г. Рейтере - основателе, бывшем главе Азовского немецкого национального муниципального района, почетном председателе Совета ОО Региональная национально-культурная автономия немцев Омской области; участие в подготовке материалов для съёмки документального фильма «Немцы - Герои Советского Союза» (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне); издание журнала немцев Сибири «Культур»; содействие оказанию гуманитарной, медикаментозной помощи трудармейцам, репрессированным российским немцам.
******
Общественная организация Омская городская немецкая национально-культурная автономия
Дата создания: 25 декабря 1997 года
Председатель совета: Смаль Ольга Эдуардовна
Основные направления деятельности: создание условий для сохранения и развития этнокультурного потенциала российских немцев, проживающих в Омске; организация работы курсов немецкого языка и клубных формирований; оказание социальной, гуманитарной поддержки ветеранам войны, труда, трудармейцам и малообеспеченным семьям.
Представители Омской городской немецкой национально-культурной автономии проводят большое количество общественно значимых мероприятий в целях ознакомления омичей с культурой российских немцев. Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные народно-религиозным праздникам: Рождеству, Пасхе, Троице, Благодарению за урожай, этнокультурные недели российских немцев г. Омска. Традиционным стало проведение литературных гостиных в Культурно-деловом центре «Российско-немецкий дом» в городе Омске. При организации действуют клубные формирования: вокальный ансамбль «Silberstrauss – Серебряный букет», исторический клуб «Клуб любителей истории российских немцев», кружок рукоделия «Ваsteln – Рукоделие», клуб любителей немецкого языка.
С 2018 году при содействии городской автономии стал проводиться открытый диктант по немецкому языку в рамках Всероссийской акции «Tolles Diktat – Тотальный диктант».
******
Омская областная молодежная общественная организация «Методический центр немцев Омской области»
Дата регистрации: 20 февраля 2008 года
Председатель: ИОРДАН Наталья Робертовна
Омская областная молодёжная общественная организация «Методический центр немцев Омской области» объединяет сеть молодёжных клубов Омской области, осуществляет координацию и методическое руководство их деятельности и взаимодействия.
Основной целью организации является развитие системы взаимодействия молодёжных клубов и молодёжных организаций Омской области, поддержка и развитие проектных инициатив, так как именно проекты (региональные, сетевые, местные) способствуют развитию деятельности молодёжных клубов на местах и позволяют построить стабильно действующую систему взаимодействия молодёжных организаций между собой. Одним из важнейших вопросов является налаживание работы существующих молодёжных организаций и увеличение количества молодёжных клубов при Центрах немецкой культуры.
******
Ассоциация некоммерческих организаций «Культурно-деловой центр «Русско-Немецкий Дом в городе Омске»
Дата регистрации: 9 июля 2020 год
Директор: Граф Елизавета Егоровна
В 2016 году был открыт Культурно-деловой центр «Российско-немецкий дом». Основными задачами центра стали: создать открытую площадку для знакомства с немецким языком, историей и культурой немцев России, стать центром притяжения для российских немцев и любителей немецкой культуры. КДЦ «Российско-немецкий дом» организует и проводит:
-
деловые форумы, круглые столы, выставки, творческие вечера, литературные гостиные;
-
показы фильмов на немецком языке, клубы любителей немецкого языка для молодежи, взрослых и сеньоров;
-
воскресный клуб любителей немецкого языка для детей и для самых маленьких;
-
языковые этнокультурные лагеря;
-
молодежные клубы.
В 2020 году был переименован АНО «Культурно-деловой центр «Русско-Немецкий Дом в городе Омске».
******
Омская региональная детская общественная организация «Центр немецкой культуры «Хоффнунг» (Надежда)
Омская региональная детская общественная организация «Центр немецкой культуры «Хоффнунг» (Надежда) до 2019 года - ОООО «Детский центр немецкой культуры «Хоффнун» создался в декабре 1995 года на базе школе «Wiedergeburt - Возрождение». На протяжении всех лет основой деятельности центра остаются принципы сохранения традиционной национальной культуры российских немцев и воспитание нравственности у подрастающего поколения, углубление знаний немецкого языка и выявление новых талантов и дарований. Работа детского центра немецкой культуры носит открытый, социально-ориентированный характер и нацелена на интернациональное воспитание молодежи путем приобщения к развитию ее творческих способностей и на профессиональное становление.
Ребята находят в центре все необходимое для личностного развития, через игру, танцы, песни, занятия актерским мастерством, изобразительным искусством и прикладным творчеством.
Большой популярностью на протяжении многих лет пользуются проекты центра: областная выставка-конкурс юных художников «Meine kleine Heimat» – «Ты в моем сердце, моя маленькая Родина. Пасха. Зимние мотивы», областная выставка прикладного детского творчества «Пасхальный подарок. Рождественский подарок», областная детская фотовыставка «Мир, в котором я живу. Весна. Зима», областной детский весенний пасхальный фестиваль культуры российских немцев, областной детский конкурс «Театр – сказочная страна», городские игровые программы «Город друзей Ostern».
Областной детский весенний пасхальный фестиваль культуры российских немцев проводится с 1996 года и является визитной карточкой центра. Фестиваль содействует сохранению традиционной национальной культуры российских немцев, возрождению духовности, воспитанию нравственности у подрастающего поколения, углублению знаний немецкого языка, выявлению новых талантов и дарований. В нем участвуют детские самодеятельные творческие коллективы и солисты учреждений культуры, образования, общественных детских и молодежных объединений, центров немецкой культуры г. Омска и Омской области. Фестиваль вошел в программу областного фестиваля национальных культур «Единение».
На базе центра осуществляют свою деятельность художественные коллективы: образцовый вокальный ансамбль «Блиц», студия ИЗО и прикладного творчества АНОО «Школа «Видергебурт», студия «Ниточка, иголочка, завяжем узелочек», театральные студии «Чайка» БОУ г. Омска СОШ № 73, «Веселый язычок», «В гостях у немецкого языка», «Немецкий с Шрумди», театральный коллектив БОУ г. Омска «СОШ № 17», театральный коллектив БОУ г. Омска «СОШ № 47». Коллективы центра неоднократно становились лауреатами и дипломантами международных, межрегиональных, областных, городских, окружных фестивалей.
В один год с центром «Хоффнунг» был создан образцовый вокальный ансамбль «Блиц». Первым и неизменным руководителем коллектива стала хормейстер Каршева Инна Алексеевна. В 1998 году ансамблю присвоено звание «Образцовый».
Вокальный ансамбль «Блиц» - постоянный участник мероприятий Детского центра немецкой культуры «Хоффнунг»: День благодарения урожаю, Рождество, Пасха, областной детский весенний пасхальный фестиваль культуры российских немцев, множества праздников и благотворительных концертов, устраиваемых центром.
«Блиц» ведет активную концертную деятельность на площадках города и области, гастролировал по многим городам Российской Федерации, выступал с благотворительными концертами в Германии, Франции, Чехии и Казахстане; в рамках реализации культурных проектов «ЮНЕСКО» путешествовал с концертами по городам Словакии и Венгрии.
За всю историю коллектива через творческую мастерскую ансамбля «Блиц» прошли десятки ребят, в разы увеличился репертуарный багаж коллектива, изменилось его амплуа: на концертах представляются не только отдельные номера, но и мюзиклы - «Мост в будущее» и «По следам бременских музыкантов».
Разноплановый репертуар образцового вокального ансамбля «Блиц» позволяет ему достойно вплетаться в канву многонациональной тематики областного фестиваля национальных культур «Единение».
Детский центр немецкой культуры «Хоффнунг» участвует в общественных и культурных мероприятиях городского, областного, российского и международного масштаба посредством организации презентаций, конкурсов, выставок и фестивалей; способствует углубленному изучению иностранных языков; развитию культурных связей с другими государствами и упрочению дружественных отношений между народами.
Эйхвальд Виктор Васильевич
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
В.В.: До избрания более 10 лет был заместителем председателя Совета. Наработанный опыт позволил выдвинуться на должность председателя. 17 декабря 2018 года выиграл альтернативные выборы. У меня был выдающийся наставник - мой предшественник Бруно Генрихович Рейтер — профессор, Глава — основатель Азовского немецкого национального района. От него и «заразился» болезнью «общественника»
- Чем (кем) Вы гордитесь?
В.В.: Командой. Проектами в области национального образования и культуры. Изданными книгами по истории, культуре немцев России. Созданными документальными фильмами «Трудовая армия» и «Он знал, на что шёл». Литературно-историческим, методическим журналом немцев Сибири «Культура».
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
В. В.: Востребованность в нашей конструктивной деятельности со стороны этнических немцев Омского Прииртышья. Основной плановый стратегический проект организации — это создание Азовского этнографического культурно-образовательного комплекса «Немецкое подворье» и туристско-рекреационной зоны на его территории.