Омская энциклопедия дружбы
Мордва
Мордва. Самоназвания – эрзя и мокша. Внешнее название (экзоэтноним) «мордва» появляется в довольно ранних письменных источниках (начиная предположительно с VI в.), поэтому на данный момент сами эрзя и мокша зачастую идентифицируют себя этнонимом «мордва». Проживают в Республике Мордовия, в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областях и на других территориях Российской Федерации. Общая численность в России по данным переписи 2010 года - 744,2 тысяч человек.
Говорят на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском – диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространен также русский язык. Письменность на русской графической основе.
Данные по переписи населения (2010 год). Общая численность в Омской области –1209 человек. Городское население – 840 человек. Сельское население – 369 человек.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Мордва [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/mordva (дата обращения 10.09.2021).
Участники парад национальностей на Форуме «Россия- это мы!». 2019. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники парад национальностей на Форуме «Россия- это мы!». 2019. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ».
Предки мордвы – финно-угорские племена – населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во второй половине I-го тыс. до н.э. В процессе выделения эрзи и мокши (с VI–VII вв.) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племен Окско-Сурского междуречья и более южных, проживающих в верховьях рек Суры и Мокши.
На протяжении длительного времени мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в XI–XIII вв. (видимо, летописная Пургасова волость и др.). Связи с русскими усилились после добровольного вхождения мордвы в состав Русского государства в конце XV в. К середине XVIII в. мордва в основном была обращена в православие.
Во второй половине XIX – начале XX вв. по мере роста капиталистических отношений в мордовской деревне широкое распространение получают промыслы, связанные с деревообработкой. Рост аграрного перенаселения, распад под воздействием капиталистических отношений мордовской сельской общины способствовали развитию отхожих промыслов. Подавляющая часть отходников из мордвы первоначально лишь временно покидала деревни в поисках подсобного заработка. Сохранение земельного надела в общине было одним из важных факторов, сдерживавших отходников от ухода из своих деревень. Но постепенно социально-экономические связи отходников с деревней ослабевали, часть их закреплялась в городах, на промышленных предприятиях, приисках Сибири.
Главные районы отхода мордовских крестьян – Санкт-Петербург, Москва, центральные промышленные губернии, поволжские города, Донбасс, Харьков, Баку, Сибирь и Дальний Восток. Переселения были как добровольными, так и вынужденными. Мордовское население переселилось в эти края из современных районов Республики Мордовия и соседних регионов России. Миграция мордовского населения в первые годы советской власти была связана с разорением крестьянского хозяйства во время Первой мировой и Гражданской войн, а также с голодом 1921 г., поразившим население Поволжья.
Определенное значение имела коллективизация, в условиях которой немало сельских жителей было насильственно выселено за пределы Мордовии. Была и организованная миграция, в процессе которой значительные массы населения, в основном сельского, выезжали за пределы республики. В 1930-е гг. по так называемому «организованному набору на крупные и ударные стройки страны» из Мордовии было направлено более 270 тысяч человек. Они работали на многих предприятиях, важных для индустриального развития СССР.
Среди сибирской мордвы встречались и старообрядцы. Селились мордва- переселенцы компактными группами и вскоре в старообрядческих деревнях – Низовом и Большекрасноярке Муромцевского района Омской области – появились Мордовские края.
По материалам переписи 1897 г., мордва была «православной», но жители с. Низового и д. Юдинки считают, что некоторые мордовские семьи были старообрядческими. Жители Низового до сих пор помнят фамилии людей, чьи предки были мордвой.
По данным переписи 1897 г. в Тарском округе мордвы проживало: 24 – в Аевской волости, 111 – в Бергамакской волости, 3 – в Бутаковской волости, 104 – в Карташевской волости, 8 – в Слободчиковской волости.
По данным переписи 1926 г. мордва составляла 0,17 % населения Тарского округа. Переселения мордвы в Сибирь были как добровольными, так и вынужденными. Мордовское население переселилось в эти края из современных районов Республики Мордовия и соседних регионов России. Поскольку многие колхозы в малоземельных районах были уже не в состоянии наделять приусадебными землями колхозников по норме, предусмотренной Уставом, намечалась организация переселения колхозников из малоземельных районов в многоземельные – Поволжье, Омскую, Новосибирскую, Челябинскую области, Алтайский край, Казахстан, на Дальний Восток.
На территорию Омской области мордва пришла также в основном в конце XIX–XX вв. Согласно «Списку населенных мест Сибирского края» (1928 г.) в Омском округе зафиксированы следующие поселения с преобладающим населением «мордовцы»: хутор Мордовский Ачаирского района, с. Кутузовка Борисовского района, кордон Калино-Гурьинский (Кулач. дача) Бородинского района, пос. Камышинский Еланского района (ныне – деревня Камышинка Нижнеомского района), выселок Лодочный и хутор Кизаев Калачинского района, хутор Котов, пос. Лыжинский и коммуна Пролетарский путь Любинского района, пос. Нижне-Карбуш Сосновского района, хутор Байжан Уральского района. Полевые исследования в Нововаршавском районе Омской области дали определенные результаты. Мордовское население в с. Новороссийка переселилось в 1957 г. из д. Кузьминовка Шенталинского района Самарской области и в 1987 г. из с. Нижняя Дубровка Камешкирского района Пензенской области. В с. Победа мордва заселялась в 1956 г. и в 1958 г. из с. Сенькино, в 1958 г. – из с. Вязовка, в 1974 г. – из с. Старая Шентала, в 1957 г. и в 1958 г. – из д. Кузьминовка Шенталинского района Самарской области. Также мордва переселялась в 1964 г. из с. Камышлино Северного района Оренбургской области и пос. Нефтяников Бугульминского района Оренбургской области.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Мокшанки в национальных костюмах 19 век. Фото из открытых интернет источников
Мордовская семья из казанской губернии 1890 год. Фото из открытых интернет источников
По вероисповеданию мордва – православные.
Вплоть до начала XX в. среди мордвы были широко распространены ранние формы религиозных воззрений, которые включали в себя культ предков (почитание умерших сородичей появляется в период распада первобытных отношений и связано с патриархальной структурой общества) и веру в божеств, олицетворяющих различные природные явления. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, а также в виде растений, полулюдей-полузверей, что являлось отголоском более древних тотемических анимистических воззрений. Имелась у мордвы и система мифологических представлений о строении мира. Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Такое положение объясняется тем, что эти верования возникли в эпоху материнского родового строя, для которого была характерна ведущая роль женщины в хозяйственной и общественной жизни.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Основными видами хозяйственной деятельности являлись земледелие и животноводство. Их дополняли охота и рыболовство, пчеловодство и собирательство, обработка дерева и железа, дру гие промыслы. Среди женщин были распространены прядение и ткачество, вышивка, в том числе бисером.
Источник:
Этническая панорама Сибири: Альбом-путеводитель по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея / Авторы и составители: П. П. Вибе, М. А. Жигунова; Мин-во культуры Омской обл.; Омский государственный историко- краеведческий музей . – Омск: ОГИК музей; Санкт-Петербург: Любавич, 2020. – 144 с.: ил.
Мордовское село. Фото из открытых интернет источников.
Мордовское жилище трудно отличить от русского, что явилось следствием длительных этнических связей этих народов.
Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трехраздельное. Исторически двухраздельный дом предшествовал трехраздельному как более простой тип жилой постройки. Он состоял из жилой избы и сеней. Трехраздельный дом состоял из передней избы, служившей в качестве горницы, задней избы и сеней. Дома-пятистенки - довольно позднее явление, результат русского влияния. Мордва, как правило, строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
К общим чертам в женской одежде мордвы следует отнести белый холст как основной материал одежды, туникообразный покрой рубахи, верхнюю белую распашную одежду туникообразного покроя, отделку одежды плотной вышивкой, преимущественно из шерсти красно- кирпичного и черного цветов, украшения из металла, бисера и раковин (сюлгамы, ожерелья и разнообразные подвески), плетеную из лыка обувь (так называемый мордовский тип лаптя), ременные оборы, сапоги «гармошкой», закрепленной наглухо, а также обычай обертывать ноги портянками и онучами так, чтобы они были ровными и толстыми. Повседневной обувью служили лапти (мокш. карьхть, эрз. карть) так называемого мордовского типа косого плетения с низкими бортами.
В костюме мордвы - эрзи и мордвы-мокши имеются и специфические черты, присущие каждому из этих субэтносов. Для эрзи общими элементами являлись головные уборы на твердой основе – панго, набедренник с валиком или без него, для мокши – холщовые белые штаны традиционного покроя длиной до щиколоток, надеваемые под рубаху и выглядывавшие из-под нее, бисерные воротники, нагрудники и другие. Основные компоненты мужского костюма – рубаха и штаны с узким шагом.
Рубаху туникообразного покроя, без воротника, шили из белого холста. Ее носили всегда навыпуск, подпоясывая самотканым узким пояском или ремнем. Летней мужской одеждой был также халат из холста туникообразного покроя, отделанный вышивкой по вороту, концам рукавов и полам. Осенью и весной мужчины, как и женщины, носили сумань, сшитый в талию, и прямоспинный чапан из домотканного сукна коричневого цвета, зимой – овчинные шубы с отрезной талией и сборами. В морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, надевали сшитый из овчин длинный, с высоким воротником прямоспинный тулуп. Мужскими головными уборами были валяные шляпы белого и черного цветов, шапки из мерлушки и типа башкирского малахая из овчин, крытые сукном.
Изменения в традиционной одежде мордвы оказались особенно заметны в конце XIX – начале XX вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений и проникновением в крестьянскую среду тканей и одежды промышленного производства. Изменения коснулись прежде всего материала, из которого шили одежду. Во многих семьях предпочитали шить из покупного, фабричного. Домашний холст также начали ткать из покупных ниток. Традиционные каркасные и полотенчатые уборы заменялись более удобными в употреблении покупными головными платками. Во многих районах расселения мордвы, особенно эрзи, переходным этапом от традиционного мордовского к современным городским формам одежды был традиционный русский женский костюм.
Наряду с вышивкой в костюме мордвы, в связи с исчезновением шумящих подвесок, существенное место заняло шитье бисером. Оно применялось для отделки головных уборов, воротников, шейных, нагрудных и поясных украшений. Мордва- эрзя обычно в одежде предпочитала приглушенные тона красного, белого, желтого и черного цветов, мордва-мокша – голубого, синего, белого, розового, зеленого, золотистого. Типичные орнаментальные фигуры – ромбы, зигзаги, косы, кресты, свастика. Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, наличники, ткацкие станы, прялки, а также свадебные сундуки для приданого невесты.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участник мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участница мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Национальный мордовский костюм. Фото из открытых интернет источников
Национальный мордовский орнамент. Фото из открытых интернет источников
Мордовская девушка. Фото из открытых интернет источников
Учительница-мордовка. 1937. Холст, масло. Художник Сычков Ф.В.
Девушка в национальном костюме. Цикл 1914. Мордовское село Вечканово в канун Великой Войны
Скрипач. икл 1914. Мордовское село Вечканово в канун Великой Войны
Мордовская кухня обусловлена не только окружающей флорой и фауной, но и хозяйственными занятиями народа, в первую очередь земледелием и животноводством.
Подспорьем в питании служили и служат продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. К наиболее древним агрикультурам, которые традиционно возделывала мордва, относятся полба, овес, ячмень, гречиха, рожь, пшеница, горох, чечевица. Из овощей в разное время в мордовскую кухню входили капуста, огурцы, лук, чеснок, редька, репа, морковь, свекла, тыква, помидоры, перец, редис. Со второй половины XIX в. распространился картофель, названный мордвой «земляным яблоком» – мода маръ.
Большое место в системе традиционного питания мордвы занимал хлеб. Традиционный мордовский хлеб был преимущественно черный, ржаной. Его пекли из кислого теста, сажая в горячую печь на капустных листьях деревянной лопатой. Одно из наиболее старинных мордовских блюд – ям. Это нечто среднее между супом и кашей (жидкая каша). Готовили это блюдо из проса, чечевицы, гороха и заправляли конопляным маслом. Из картофеля, капусты, щавеля варили щи, из пшена с добавлением небольшого количества картофеля – супы.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Мордовское блюдо «Валдо якстере вий». Фото из открытых интернет источников
Мордовское блюдо «Овтонь лапат». Фото из открытых интернет источников
Мордовское блюдо «Селянка». Фото из открытых интернет источников
Мордовское застолье. Фото из открытых интернет источников
Праздничный календарь мордвы начинался с зимнего цикла. В ночь под Новый год во многих селах жгли костры и прыгали через них для очищения; пожилые женщины молились перед иконами о лучшей жизни; обращались с молитвами и угощением к хозяйкам леса и поля. В новогодние праздники навещали родственников и соседей. Устраивали щедрое застолье, но в гости обязательно приходили со своим угощением.
Полагают, что задолго до принятия христианства у мордвы появился игровой праздник, который позже стал частью рождественского цикла. Безудержное веселье этого праздника предопределяло грядущий год.
В рождественские дни в мордовских селениях про должали читать православные молитвы и старинные заговоры. Важное место в праздниках занимали колядки и гадания – гадали о свадьбах, о погоде, об урожае. Часто в качестве колядников выступали пастухи. По домам ходили ряженые; традиционными были маски медведя и коня, которые защищали людей от злых сил. Участники обходов совершали посевание – обсыпали дом, людей и скотину зерном, чтобы вызвать их плодовитость и обеспечить богатство.
Когда рождественские праздники подходили к концу, перед Крещением совершали проводы Шайтана, который, по поверьям, все это время находился среди людей. Для его изгнания устраивали большой шум; с пучками горящей соломы обходили дома и дворы; с криком и шумом шли за околицу, откуда быстро расходились по домам, уверенные, что расстались со злом.
Последним зимним праздником в календаре мордвы была Масленица. Ее праздновали за неделю перед Великим постом, именуя ее Мастя, Масланьце, Масла. В это время катались на конях, наряженных как на свадьбу, – с лентами и колокольчиками; устраивали масленичную карусель: на горе вбивали большой кол, надевали на него колесо, к нему прикрепляли жерди, к ним привязывали салазки; несколько человек крутили эту карусель, остальные катались; платой за развлечение для молодых замужних женщин служили блины.
На проводы Масленицы сжигали на горе соломенное чучело. Последний день Масленицы – Прощеное воскресенье – отмечали, собираясь у родителей; к этому застолью пекли специальное печенье и мордовские толстые блины; после угощения просили у родителей прощения. На следующий день начинался Великий пост, и остатки со стола хранились в корзине до Пасхи.
На день весеннего равноденствия приходится праздник Сороки, который был посвящен памяти Сорока Севастийских мучеников. У мордвы, так же как у многих групп русских, он связывался с приходом весны. В этот день пекли фигурки птиц, с которыми дети бегали по улице и бросали их к небу.
На Благовещение ходили за вербой. Новую освященную вербу ставили к иконам, старой выгоняли на пастбище скот. Кроме прочего, обращались в этот день к хозяйке ветра. В канун Вербного воскресенья девушки ходили из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы дать им здоровье.
Самым светлым праздником среди мордвы почитали Пасху. По-эрзянски праздник называется Инечи, по-мокшански – Очижи или Оцюши (великий день). В этот день поминали предков с просьбами об урожае, умножении скота и о здоровье. В субботу перед Пасхой в одном из домов готовили пиво для угощения предков. К этому дню пекли «паски» и куличи; шили детям и взрослым новые платья; делали обережные украшения из соломы, которые вешали к иконам; совершали обходы дворов с молитвой. Перед закатом выходили за околицу «провожать» предков. Всю пасхальную неделю дети и молодежь ходили по домам собирать яйца; качались на качелях, чтобы росли посевы и рождались дети.
Заканчивалась Пасха старинной игрой, которую устраивали девочки-подростки: вечером в последний день Светлой недели за селом под деревьями они сооружали подобие домика со скамейками и столом, где устраивали застолье с блинами, яйцами и квасом. Яйца подбрасывали кверху – провожали Пасху.
Перед началом сева устраивали семейные и родовые моления, обращенные к богам и духам – хозяевам полей.
Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица. Главный ее символ – украшенная березка, которую порой называли кизень чи (летний день) и как будто «приводили» в деревню. Заканчивался обряд на поле или у речки, куда бросали березку. После Троицы отмечали Духов день.
К весенним праздникам относился День борозды, во время которого устраивали народные гулянья, перетягивание каната и другое. В советский период этот праздник трансформировался в День красной борозды, который мордва устраивала после посевной, не забывая обращаться к хозяевам полей.
Статус исключительно мордовского праздника в Сибири носил Петров день, когда было принято приглашать гостей, готовить угощение, относить его на кладбище.
Завершали летний период народного календаря сибирской мордвы три Спаса – медовый, яблочный и ореховый – и праздник урожая. Последний отмечали «сабантуем»: резали быка, устраивали обильное угощение.
Осень знаменовали обряды, посвященные окончанию полевых работ и сбору урожая. В это время люди поклонялись силам природы, в особенности хозяйке поля, для которой оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.
Позже, в октябре, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. В этот день «Покров баба» в вывороченной шубе с веником очищала дома соседей от нечисти. В селах устраивались гулянья.
Источник:
Новосибирская область: этноконфессиональный атлас. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. – Ч. 2: Праздники и фестивали. – 212 с.
Участники Форума “Россия - это мы!”. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Мордовский праздник “Покров”. Фото из открытых интернет источников
Мордовские семьи были, как правило, многодетными. Предпочтительность многодетности нашла отражение в народных пословицах и поговорках: «Одного ребенка растить – матери слезы лить», «Бездетный, что дуплистое дерево – ни лыка, ни дров», «Дом с детьми – счастливый дом». До настоящего времени сохраняется обычай топить баню и мыть в ней роженицу и ребенка после их возвращения из роддома, устраивать праздник по поводу рождения ребенка; родственницы, как и прежде, приходят навестить молодую мать с гостинцами.
В традиционной мордовской свадьбе выделялись следующие основные моменты: сватовство, сговор, пропой, оплачка с девичником, сама свадьба и послесвадебный пир. Остановив выбор на той или иной девушке, родители жениха в один из «легких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашали к себе своих родственников, объявляли им о выборе невесты для сына и спрашивали, не знает ли кто из них каких-либо недостатков и пороков за этой девушкой. Значительным событием предсвадебного периода у мордвы являлось обрядовое мытье невесты накануне самой свадьбы или за несколько дней до нее в бане («девичья баня»), которую топили подруги или невестки. В промежуток времени между пропоем и брачным торжеством устраивались пиры, на которые у жениха собирались его друзья и приятели, а у невесты – подруги, помогавшие ей шить одежду и готовить белье. В песнях подруги хвалили невесту и всячески бранили жениха, его родителей и родителей невесты за то, что те лишали их подруги. Сама невеста при этом причитала о своей девичьей доле. В день свадьбы женихова родня и свадебные чины (дружка и сваха) собирались в доме жениха с раннего утра и готовили для невесты почетную кибитку, обтягивая ее вышитым разными узорами холстом. На второй день свадьбы совершался специфичный, свойственный только мордве, обряд наречения молодой – лемдима (от лем – имя), смыслом которого было причисление ее к новому семейству и определение ее положения в нем. В XX в. Свадебная обрядность претерпела существенные изменения, что особенно заметно в среде мордвы-горожан. Одни обряды исчезли совсем (выбор невесты родителями жениха, причитания невесты), другие, сохранив этническую форму, изменили содержание (например, сватовство), третьи обрели шуточный, игровой характер (обсыпание невесты хмелем, показ ей местонахождения колодца).
Если в семье был больной человек и родственники чувствовали, что скоро наступит его смерть, то они стремились в обязательном порядке выполнить все религиозные предписания по этому случаю. За несколько часов до смерти в доме обязательно зажигали свечу, чтобы человек отходил легко. Следует отметить, что среди мордвы старшего поколения широко распространен обычай заблаговременно приобретать принадлежности церковного ритуала (венец, полотнища, церковные свечи, крестик, а также носовые платки – в подарок мужчинам и головные платки – в подарок женщинам во время похорон). Важным элементом в период подготовки к смерти являлась комплектация погребальной или «смертной» одежды (кулома одежат), «узелка со смертным». Важным элементом в похоронном обряде было обмывание покойного, для чего родные приглашали самых близких людей или друзей умершего. В качестве них могли выступать и соседи, либо специальные люди, занимающиеся обмыванием покойников. Во всех других работах (изготовление и вынос гроба, копание могилы и т.д.) близким родственникам принимать участие строго запрещалось. Повсеместно сразу после смерти человека, как правило, начинали делать гроб. Обрезки и особенно стружки от гроба старались не бросать в огонь, так как считали, что покойнику будет «жарко» в потустороннем мире, а все складывали вовнутрь гроба и из них «устраивали постель» для умершего. Сверху стружки застилали тканью, в прошлом – холстом, а в настоящее время – коленкором или бязью. Как на похороны, так и на все поминки мордва с пустыми руками не ходила. С собой обязательно приносили муку, масло, яйца, крупу, мясо, мед и т.п. Принесенную еду, как правило, ставили на стол. Таким образом, преследовали две цели: с одной стороны, обеспечить покойного и ранее умерших предков запасами пищи на «том свете» (тона шиса), а с другой – попросить у него благополучия и обилия этих продуктов на этом свете. Это была также своеобразная помощь родственников и односельчан семье покойного. В настоящее время в основном приносят хлеб, пироги, блины, конфеты, печенья и другие кондитерские изделия.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Мордовская свадебная традиция. Фото из открытых интернет источников
Мордовский праздник. Фото из открытых интернет источников
Региональная общественная организация «Омский областной финно-угорский культурный центр»
Президент КАРТЕЛАЙНЕН Данил Викторович
Омский областной финно-угорский культурный центр создан в 2009 году.
Основной целью деятельности организации является развитие и сохранение культур финно-угорских народов, поддержка народных промыслов, возрождение фольклорных традиций, формирование бережного и уважительного отношения к традициям финно-угорских и других народов.
Омский областной финно-угорский культурный центр в своей работе имеет ярко выраженную социальную направленность. При партнерском взаимодействии с другими организациями центр оказывает методические и юридические консультации для граждан, поддерживает культурные связи с национально-культурными объединениями Омской области, регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Региональная общественная организация «Омский областной финно-угорский культурный центр» является региональным представителем «Ассоциации финно-угорских народов РФ», расположенной в городе Саранске (Республика Мордовия). Ассоциация объединяет в своем составе 19 регионов страны, в которых проживают представители финно-угорских народов.
Картелайнен Д.В., в качестве руководителя Омского областного финно-угорского культурный центра, стал инициатором инновационного для региона проекта, сочетающего в деятельности общественной организации несколько актуальных направлений: культурное, экономическое, социальное развитие. Под его руководством финно-угорский культурный центр реализует уникальный для Омского региона «Многоступенчатый социально-интегрированный проект «Финноугория Сибирская», который включает в себя подпроекты: «Фестиваль финно - угорской культуры в городе Омске «Финноугория Сибирская»; «Финно-угорские ярмарки» в районах Омской области; «Nordic Walking» (финская ходьба с палками), как современный вид физической активности доступный всем; магистральный проект «Пансионат для пожилых людей «Гармония».
Основная идея фестиваля финно-угорской культуры «Финноугория Сибирская» - популяризация народной финно-угорской культуры, ознакомление населения с самобытным творчеством танцевальных и песенных коллективов, работающих на материале финно-угорской культуры, выстраивание дружественного межнационального взаимодействия, воспитание в молодежи чувства патриотизма и уважения к традициям разных народов, осуществление связи между поколениями.
Фестиваль и финно-угорские ярмарки в отдаленных сельских поселениях Омского региона формируют культуру межнационального общения, интерес к изучению национальных традиций, обычаев, культуры финно-угорских народов у жителей города и области. Проведение ярмарок способствует реализации творческого потенциала национальных творческих коллективов.
В рамках проекта «Nordic Walking» (ходьба с палками) проходит обучение преподавателей физической культуры общеобразовательных учреждений технике ходьбы с палками. Созданы группы для всех желающих, проводятся походы и обучающие семинары.
В 2014 году Омский областной финно-угорский культурный центр запустил магистральный проект по созданию на территории Омского региона сети частных пансионатов для пожилых людей «Гармония» на основе государственно-частного партнерства. Лозунг пансионатов «Гармония» – «С любовью и заботой о тех, кто нуждается в помощи».
Плодотворное сотрудничество Омского областного финно-угорского культурного центра и образцового ансамбля танца «Карамель» (руководитель Гнатышина Е.М.), занимающегося на базе Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» позволило его участникам больше узнать о традициях и быте народа, репертуар коллектива пополнился интересными национальными танцами: «Вепские тройки», «Удмуртский танец с браслетами», «Мордовские перетопы», «Тейтерькат».
Участники Омского областного финно-угорского культурного центра принимают активное участие в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение», проводимого БУК «Омский Дом Дружбы»: Форум «Россия – это мы!», областная профильная смена «Многоликое Прииртышье», межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра».
Картелайнен Данил Викторович
Президент Региональной общественной организации "Омский областной финно-угорский культурный центр" с 2009 года
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
Д.В.: В моей жизни был хороший пример работы Финского культурного центра. Я видел, когда люди, объединённые одной идеей, сообща могли решать нелегкие задачи. Омск всегда был территорией больших возможностей с присущим национально-культурному объединению устоем доброты и многонационального согласия! Так, в 2009 году, объединившись вместе с единомышленниками, нами была создана некоммерческая организация "Омский областной финно-угорский культурный центр". Были определены задачи организации, поставлены цели. И вот уже на протяжении более 10 лет мы осуществляем важную, по нашему мнению, работу.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
Д.В.: Горжусь созданным культурным центром, а также нашим дружным, созданным годами коллективом. Нашей команде удалось реализовать социально значимые направления, важные для нашего общества.
Основным достижением для нас является факт создания и реализации многоступенчатого социально интегрированного проекта «Финноугория Сибирская», который объединил в своём составе комплекс важных подпроектов:
- создание проектной сети «Пансионаты для пожилых людей и инвалидов «Гармония»;
- создание и успешное развитие клуба здорового образа жизни по скандинавской ходьбе, который во всем мире только сейчас приобретает колоссальную популярность, а в Омске работает уже с 2010 года!
- проведение ежегодного фестиваля «Финноугория Сибирская» и финно-угорских ярмарок.
Таким образом, на сегодняшний день мы стали полноценными участниками процесса развития государственно-частного партнёрства в социальной и культурных сферах как нашего региона, так и нашей страны, что позволяет говорить о нашей самодостаточности.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
Д.В.: Вдохновение для меня - достигнутые нами на сегодняшний день результаты нашей деятельности, которые приносят пользу нашему гражданскому обществу. Та благодарность людей, которую мы ощущаем в результате нашей деятельности. Дальнейшие планы - продолжить проектную деятельность, направленную на сохранение и развитие культуры финно-угорских народов Омского Прииртышья, на воспитание подрастающего поколения, продолжение действий, направленных на заботу о старшем поколении, и, конечно же, развитие международной деятельности, которое будет позволять представлять и отстаивать интересы нашего Омского региона, нашей страны России на уровне международного сотрудничества.