Омская энциклопедия дружбы
Литовцы
Литовцы. Самоназвание – летувис. Общая численность в мире около 3,2 млн. человек. Литовцы также проживают в США, Канаде, Англии и Шотландии, Бразилии, Казахстане и других странах. Численность литовцев в России – 31 377 человек, городское население составляет 68,68 %, сельское – 31,32 %. Основными регионами проживания являются: Калиниградская, Московская и Ленинградская области, Красноярский край и другие субъекты РФ.
Говорят на литовском языке (балтийская ветвь индоевропейской семьи). Основные диалекты — жемайтский и аукштайтский, легший в основу литературного литовского языка. Письменность с XVI в. на основе латинской графики.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 332 человек. Особенность литовцев Омской области состоит в том, что в их числе преобладают сельские жители (56,6%). Районами относительно компактного проживания литовцев на территории региона являются: Омский, Исилькульский и Москаленский районы.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Предки литовцев — древнебалтские племена, пришедшие в бассейны Немана и Даугавы в первой половине II тыс. до н.э., ассимилировав автохтонное население. С V–VI вв. н.э. два балтских этноса (летописные литва и жамойть) населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли южные группы селов, земгалов и куршей, а также какие-то части скальвов, пруссов и некоторых других балтских племен.
О литовских переселенцах известно не так много. Наиболее значимым в процессе формирования литовского населения на территории Омской области был период 1868–1915 гг. В это время из Литвы, которая в конце XIX в. включала Ковенскую губернию, три уезда Виленской, пять уездов находившейся в подчинении варшавского генерал-губернатора Сувалкской, а также небольшую часть Курляндской и Гродненской губерний, из-за трудностей с землей эмигрировало около четверти населения. Характерной особенностью литовцев в Сибири являлось то, что большая их часть обосновалась в городах. На территории Омской области, по материалам переписи 1926 г., в Омском округе как литовский фиксируется выселок Сосновка (1922 г.).
Еще одна важная страница в истории литовцев в Сибири связана с депортациями 1940–1941 гг. и 1945–1952 гг. За этот период из Литвы было депортировано 131 600 человек. Большая часть депортированных осела в Восточной Сибири и соседних западносибирских регионах – Томской области и Алтайском крае.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Литовские переселенцы в Сибири. Фото из открытых интернет источников
По вероисповеданию литовцы Омской области относятся к разным конфессиональным группам. Среди них есть католики и представители протестантских течений: лютеране, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Основу хозяйства литовцев Омской области, проживающих в сельских населенных пунктах, традиционно составляли пашенное земледелие и животноводство. В числе основных культур были рожь, ячмень, лен, бобовые. Занимались они также и картофелеводством, особенно в период 1940–1950-х гг., т.к. картофель в сравнении с зерновыми культурами был менее прихотлив.
Культивировали такие зерновые, как: овес, пшеница, ячмень, рожь. Для ткачества выращивали лен, коноплю.
Развивалось и скотоводство – с опорой на молочные породы коров. Литовцы, как и другие прибалты, преуспели в производстве масла.
Вплоть до 20 века применялись деревянные орудия труда, сделанные из еловых, орешниковых палок. Бороны, сохи крестьяне делали самостоятельно. Для изготовления железных наконечников обращались к кузнецам. Тягловыми животными были лошади, волы. Также разводили овец, коз, свиней. Некоторые крестьяне имели огород, где выращивали морковь, свеклу, огурцы, лук, картофель. Охота не имела большого значения, ей в основном занимались в помещичьих усадьбах ради развлечения. Летом жители деревень рыбачили на местных водоемах. Многие жители были пчеловодами. Тогда существовала система общего владения пасекой. Заготовка меда превращалась в праздник, ей занимались всем селом, делали угощение.
Те же литовцы, которые жили в городах, часто были известны в Сибири как отличные портные. Этот промысел известен в Литве издавна – здесь портными чаще были мужчины, ходившие работать из двора во двор по какой-то более или менее определенной территории. Портные шили только мужскую одежду, портнихи – мужскую и женскую.
Важное значение в структуре литовских промыслов имела и деревообработка. В конце XIX – начале XX вв. на территории Литвы плотники, ходившие работать на заказ, делились на две группы – одни возводили стены и стропила, другие отделывали дом. К числу древоделов с узкой специализацией относились и мастера, изготовлявшие самопрялки. Подобная узкая специализация некоторое время сохранялась и в Сибири.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Группа ссыльных литовских женщин на работах в одном из лесных хозяйств Иркутской области. 1952 г.
Можно выделить несколько особенностей в формировании литовских поселений. Прежде всего, с самого начала их существования они складывались как полиэтничные; в тех деревнях, где литовцы численно преобладали, они селились с единоверцами-католиками – латгальцами и поляками, таким образом, при выборе места заселения литовцы учитывали этноконфессиональные признаки.
Поселения раннего периода отличались скученностью. Жилища располагали хаотично, где придется. Потом стали делать деревни с длинной прямой улицей, вдоль которой ставили дома. Другим типом селений являлись хутора, состоящие из одного или нескольких домов.
Со средних веков литовцы строили срубные избы. Жилье отапливалось русской печью. Крышу выстилали соломой, пол делали из деревянных досок. При входе в жилище ставили сени для сохранения тепла. Во дворе ставили клети и хлев для скота. Это были прочные строения из бревен. Кроме них, устраивали помещение для хранения зерна, баню. Весь участок огораживался забором. Фасад дома украшали резьбой, перед ним разводили клумбы с цветами.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Галактионова Ж. Литовцы — дружелюбные обитатели Прибалтики [Электронный ресурс] // TravelAsk: [сайт]. – URL: https://travelask.ru/articles/litovtsy-druzhelyubnye-obitateli-pribaltiki (дата обращения 10.09.2021).
В Сибири почти не сохранился комплекс традиционной женской одежды, которая состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.
Основной частью традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха, имеющая несколько вариантов кроя в зависимости от местной традиции. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток.
Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. Обычно же поверх рубахи надевались юбки из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки – одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.
Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник, тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению.
Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка – лиф (Нетепё). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки – из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом.
Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги и овчинные шубы. Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало.
Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
Девушки носили венки, изготавливаемые из разных материалов: цветов, ткани, лент. Могли девушки надевать и платки. Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор – намитка, широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки, которые чаще всего завязывали под подбородком.
Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками, нарукавниками и чулками.
Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы.
Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.
Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан – холщовый или суконный, и сермяга.
Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти и кожаные постолы, в западных районах Литвы, кроме постолов, – деревянные башмаки. В сибирских условиях довольно быстро распространилась валяная обувь с галошами.
В начале XX в. литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской, поэтому в Сибири она уже не представлена. Сохранились лишь воспоминания о том, что спецпоселенцы 1940-х гг. на Пасху или день Святой Троицы иногда надевали национальную одежду.
Одежда с некоторыми традиционными чертами сейчас надевается лишь на праздники. Из традиционных украшений большой популярностью пользуются янтарные бусы, броши и браслеты, серебряные украшения с инкрустацией из янтаря.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
В Сибири литовцам удалось сохранить некоторые традиционные блюда. «Супы варили на литовский манер – без картошки». Иногда готовили «цеппелины» – большие картофельные клёцки (зразы) по форме напоминающие огромные германские дирижабли. У цеппелинов есть ещё одно название – диджкукулиай.
Повседневным блюдом был холодный борщ, в который добавляли яйцо, зелень и делали на основе кефира. Сохранились в литовских семьях и традиции изготовления творожного сыра и такого блюда, как «ведарай» – картофельных колбасок. Помимо картофеля в эти колбаски добавляется сало, бекон, лук и майоран. Отличительной чертой данного блюда является приготовление картофельной массы, в которую добавляется крахмал (отстоявшийся и порошком) или кефир.
В семьях редко сохраняется утварь, необходимая для приготовления традиционных блюд, поэтому рецептуру часто меняют. Кроме того, приготовление традиционных блюд – это скорее исключение, чем правило.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Блюда литовской кухни. Фото из открытых интернет источников
Жаренная рыба по – литовски. Фото из открытых интернет источников
Шакотис. Фото из открытых интернет источников
Духовная культура литовцев явление многоуровневое. На территории Сибири основными ее трансляторами являются представители литовской национальности и национально-культурные центры. Литовская календарная обрядность включает в себя сейчас как традиционные праздники литовцев, так и воспринятые ими русские, немецкие, польские традиции. Литовцы отличались высокой степенью религиозности.
Как и у большинства народов, у литовцев присутствуют сезонные календарные циклы, в каждом из которых можно обнаружить центральное/главное событие.
Самый известный календарный праздник и обряд – Иванов день, который у литовцев известен как Йонинис/Раса. Совершаемые обрядовые действия совпадают у многих народов – разжигание костров, плетение венков и гадание.
В зимний период наиболее известный праздник – Рождество Христово, воспринимаемое современным населением как семейный праздник. Рождественский стол по традиции должен быть застелен белой скатертью, под которую нередко подкладывают солому – символ места рождения Христа. Еще один обязательный элемент Рождества – наличие 12 блюд, из которых одно должно быть приготовлено из рыбы. В числе обязательных рождественских угощений также плавающие в маковом молоке махонькие печенюшки – кучюкай из очень крутого теста, которые надо есть с этим молоком или киселем.
По окончании праздничной трапезы необходимо было раздать всем освященные рождественские вафли (облатки), которые разламывают с соседом по столу после чтения «Отче наш».
В преддверии Великого поста литовцы, как и другие народы, отмечают Масленицу (Ужгавенес). У лютеранских народов Прибалтики Масленица празднуется один день – 12 февраля. Традиционно в этот день проходит шествие ряженых. В отличие от русской Масленицы литовцы пекут блины из тертой картошки – «жемайчун».
Не забывают литовцы и о самом почитаемом весеннем празднике – Пасхе и детской Пасхе – «Атвеликис».
В Сибири в силу своей малочисленности и закрытости литовцы сохранили архаичные обычаи, но на протяжении ХХ в. они подвергались большому влиянию политических событий.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Интересным языковым явлением у литовцев является образование женских фамилий с помощью суффиксов. От отцовских фамилий женские фамилии образуются при помощи суффиксов: -ут; -ют; -айт. К суффиксу добавляется окончание -е. Например, Орбакас – Орбакайте. К корню фамилии мужа прибавляются суффиксы: -ен; -реже; -увен; -ювен. Окончание все то же. Примеры: Гринюс – Гринювене, Варнас – Варнене. Однако в настоящее время правила образования фамилий упрощены.
К XIX веку у литовцев сложился мелкий тип семьи (родители с детьми). Главным фактором при заключении брака служила материальная обеспеченность. Союз заключался при одобрении отца, самовольная женитьба, несогласованная с родителями, могла закончиться лишением наследства и уходом из дома. Старший сын был обязан содержать престарелых родителей, ему передавалось их имущество. В семье всем распоряжался мужчина, жена была помощницей.
У литовцев было 2 типа приданого: созданное своими руками (одежда, постельные, кухонные принадлежности, утварь) и имущество отца. Первое считалось личной собственностью невесты, с которым она приходила в дом жениха. Вторым являлись: земельный надел, скотина, денежные средства. Их давал отец по своему желанию. При заключении брака жених старался получить побольше приданого второго типа, поэтому на сватовстве были распространены торги за невесту. Встречался такой тип брака, когда жених приходил в дом к будущей супруге и жил у нее. Обычно так поступали бедные крестьяне, не имевшие имущества.
При рождении ребенка устраивали обряды. Женщине дарили подарки, ее муж угощал гостей вином. Предпочтительным всегда считалось появление сына, особенно, если это был первенец. Когда ребенку давали имя, устраивался праздник Крещения. Он проводился с участием священнослужителя. Родственники приносили подарки, деньги.
В литовских поселениях была распространена взаимопомощь. Если хозяин заболевал, случался пожар, ему выделяли необходимые вещи, средства. Также помогали при уборке урожая, строительстве жилья. У женщин был обычай совместного пользования ткацким станком. Соседи часто делились едой друг с другом, приносили угощения. При забое скота раздавали части туши, угощали колбасой.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Галактионова Ж. Литовцы — дружелюбные обитатели Прибалтики [Электронный ресурс] // TravelAsk: [сайт]. – URL: https://travelask.ru/articles/litovtsy-druzhelyubnye-obitateli-pribaltiki (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет источников
Фото из открытых интернет источников
Объединение находится на этапе организации