Омская энциклопедия дружбы
Латыши
Латыши – один из народов Европы, основное население Латвии.
Живут также на Украине, в Литве, Казахстане, Эстонии, Белоруссии, Узбекистане, Канаде, США, Австралии, Швеции и других странах. В России проживают 28,5 тысяч латышей. Всего в мире насчитывается около двух миллионов латышей. Они составляют около 62% населения Латвии. Также латыши живут в США, Ирландии, Великобритании, Канаде, Бразилии, России, Новой Зеландии, Австралии, Германии, Украине и ряде других стран.
Говорят на латышском языке (балтийская ветвь индоевропейской семьи). Письменность с XVI в. на основе латинской графики. В языке выделяются средне- и верхнелатышский диалекты. Письменность на основе латиницы.
В 1890-х гг. в латышских колониях Омского Прииртышья существовали национальные школы, где преподавание велось на трех языках – эстонском, финском и латышском.
Особенностью латышских переселенцев была почти всеобщая грамотность. В местных архивах сохранились дела с просьбами от переселенцев прислать газеты на латышском языке, а в случае их отсутствия – на немецком или финском. Однако уже к 1930-м гг. грамотность среди латышей снизилась наполовину. Сейчас 100% латышей и латгальцев владеют русским языком.
Численность латышей в России составляет по данным переписи 2010 г. – 18979 человек, латгальцев насчитывается 1089 человек, городское население у латышей составляет 72,85 %, сельское – 27,15 %; у латгальцев это соотношение 54,3 % к 45,7 % соответственно. Основными регионами проживания являются Ленинградская область, Омская область, Красноярский край, Башкортостан и другие субъекты РФ.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 1444 человека. Из них 20 человек принадлежат к группе латгальцев. Городское население – 742 человека. Сельское население – 702 человека. У латгальцев: городское население – 16 человек; сельское население – 4 человека. Районами относительно компактного проживания латышей на территории региона являются: Калачинский, Крутинский, Омский и Тарский.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники Омской региональной общественной организации «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Юная латышка. Фото из открытых интернет источников
С XIII в. латыши находились под немецким владычеством, затем под шведским, а с 1795 г. латышские земли стали частью Российской империи.
Первые поселения латышей в Сибири появились в составе моноконфессиональных колоний, жители которых – эстонцы, финны, немцы и корлаки (самоназвание ингерманландских финнов), являлись приверженцами лютеранства.
На территории Западно-Сибирского региона, в пределах современной Омской области, в XIX в. существовали две лютеранские колонии: Рыжково (время основания согласно разным документам колеблется между 1799 и 1802 гг.) и колония на р. Омь (основана в 1864 г.). Эти колонии формировались под надзором администрации, поскольку первые латыши прибыли в Сибирь как административные ссыльнопоселенцы. Устройством внутренней жизни колоний занимались Евангелическо-Лютеранская консистория, Тобольская экспедиция ссыльных, тобольский генерал-губернатор и другие административные органы.
Наличие среди ссыльнопоселенцев двух различных в языковом отношении групп – латышской (индоевропейская языковая семья) и эстонско-финско-корлацкой (уральская языковая семья) обусловило образование внутри Рыжковской колонии первоначально двух поселений – латышского и эстонско-финско-корлацкого. По более поздним письменным и картографическим материалам поселение Рыжково функционировало еще и под названием «Чухонская колония». По одним данным, в 1846 г. там жили 900, а в 1859 г. – 1 653 человек, а по другим – в 1859 г. в колонии проживало 1300 жителей, а ежегодный прирост составлял 50–60 человек.
Ухудшение социально-экономического и хозяйственного состояния Рыжковской колонии в 1860-х гг. повлекло за собой организацию дочерней колонии в 1864 г. на р. Оми, получившей название «Лютеранская колония». В рамках «Новой лютеранской колонии» на р. Оми было образовано четыре моноэтничных поселения, из которых латыши образовали д. Рига. К 1864 г. в ней проживало 25 семей. Однако чуть позже вокруг д. Риги образовалось 17 хуторов, куда перебрались жить представители 17 домохозяйств. Впоследствии разрастание этой хуторской группы и новые приселения способствовали оформлению на месте выселка поселения, получившего название Новая Рига, фигурировавшего в позднейших сведениях как деревня.
В более поздний период наблюдается сокращение латышей в составе добровольных переселенцев. Основную массу переселенцев в этот период составляли жители Латгалии (Двинский, Режицкий и Люцинский уезды Витебской губернии), ориентированные в большей степени на сельскохозяйственное производство. Латгальцы уходили в Сибирь не только семьями, но и целыми деревнями. На территории современного Кормиловского района Омской области в конце XIX в. оформились два латышских поселения – Салтыковка (1889–1905 гг.), организованная латгальцами, и Латышовка/Латышка (1910-е гг.).
Переселение конца XIX – начала XX вв. охватило не только Латгалию, но и остальные территории Латвии. Самым крупным районом расселения латышей из Курземе была территория современного Тарского района Омской области. Здесь в начале XX в. сложилась хуторская система землепользования. Каждый хутор наряду с общим названием всей хуторской группы (например, группа Верхне- Бобровских хуторов), имел свое собственное – Прус хутор, Тевер хутор, Ликсне хутор, Гауч хутор, Вацвагер хутор, Низдулькин хутор и др.
Содействовало процессу переселения и строительство Сибирской железной дороги. В 1897 г. в Сибири уже проживало 6 768 латышей, из которых 48,5% приходилось на Тобольскую губернию (здесь осело 3 283 латыша). Крупнейшими населенными пунктами сибирских латышей были деревня Ковалево Локтинской волости Тюкалинского уезда (380 эстонцев и 112 латышей) и оправившаяся от эпидемии и пожара Рыжковская колония (519 латышей и 381 эстонец). Только в Тарском и Тюкалинском уездах проживало 3 112 латышей.
В 1910–1914 гг., несмотря на возникновение новых поселений в Сибири, увеличился удельный вес обратного переселения. В указанный период из Сибири в Прибалтийские губернии выехало около 1/3 от числа прибывших переселенцев. Причинами, по которым прибалтийские переселенцы покидали Сибирь, были неразвитая инфраструктура края, удаленность переселенческих участков от крупных населенных пунктов.
Однако начиная с 1930 г. латышские населенные пункты постепенно исчезают с карты Омской области. Сначала под воздействием коллективизации укрупняются хутора (так было, например, с Богдановским сельсоветом, где компактно проживало латышское население). В 1950–1970-е гг. при укрупнении колхозов и расформировании «неперспективных» деревень был ликвидирован ряд селений с преобладанием латышско-латгальского населения. В Омской области в этот период были ликвидированы д. Сырбашка Тарского района, д. Новая Рига и Макаркино Калачинского района.
На период 1930–1940-х гг. приходится вторая волна переселений латышей в Сибирь, связанная с депортацией «неблагонадежных» элементов. В 1940–1941 гг. и 1944 г. – конце 1950-х гг. активизируются двухсторонние миграции (возвращение в Прибалтику латышей и эстонцев из других районов СССР после вхождения Прибалтики в состав Советского Союза в 1940 г., депортации 14 июня 1941 г., эвакуация латышских и эстонских граждан с частями Красной Армии летом 1941 г. и их возвращение после изгнания оккупантов, а также высылка лиц, боровшихся против Советской власти или обвиненных в этом в 1944 г. – начале 1950-х гг., с их последующим возвращением).
Несмотря на это, в 1959 г. численность латышей в Сибири несколько возросла – до 35,1 тысяч человек. Омская латышская диаспора занимала в этот период второе место после красноярской, насчитывая около 7 тысяч человек. Еще одним важным процессом, который обнаруживается в документах, был процесс слияния латышей и латгальцев. Начиная с 1970-х гг. в Сибири в целом наблюдается сокращение латышского населения.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Переселенцы из Двинского уезда в Сибири. Фото из открытых интернет источников
Старинные фото латышей. Фото из открытых интернет источников
Старинные фото латышей. Фото из открытых интернет источников
Переселенцы, путешествующие железной дорогой. Фото из открытых интернет источников
По вероисповеданию латыши Омской области относятся к разным конфессиональным группам. Конфессиональная принадлежность большинства латышей – протестантизм различных направлений (чаще всего – лютеранство), часть (в основном латгальцы) является католиками.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Основу хозяйства латышей и латгальцев Омской области традиционно составляли пашенное земледелие и животноводство. В числе основных культур были рожь, ячмень, лен, бобовые. В отличие от Прибалтики, в Западной Сибири пшеница уже в начале XX в. стала доминирующей культурой в земледелии, однако к началу XX в. в структуре посевов латышских переселенцев Тарского округа она занимала не более 1/10 части. Помол зерна на муку производили в основном для внутреннего, домашнего потребления.
Важной хозяйственной отраслью было и картофелеводство. Картофель в Тарском округе занимал первое место по размерам посева. В 1907 г. на долю картофеля у переселенцев в Тарских урманах приходилось до 2/5 всего посева. К 1930-м гг. отрасль стала перерастать рамки внутрисемейных потребностей, превращаясь в доходную отрасль сельского хозяйства латышских и эстонских переселенцев. На этой сырьевой основе большие масштабы (оставившие след в памяти соседей) на рубеже XIX–XX вв. приобрело самогоноварение, ориентированное на продажу продукта. Еще одним видом товарного продукта стал картофельный крахмал.
Развивалось и скотоводство – с опорой на молочные породы коров, свиноводство и птицеводство. В середине XIX в. распространяется товарное производство картофеля, льна, молочное животноводство, служившее основой в производстве масла. Развивается и текстильная промышленность.
Рыболовство, развитое в Латвии и Эстонии на протяжении многих веков, в Западной Сибири, даже там, где для него существовали благоприятные условия в виде рек и озер, товарного развития не получило.
Заметными товарными отраслями крестьянского хозяйства латышей стали маслоделие и пасечное пчеловодство. Уже в начале XX в. прибалтийские переселенцы стали активно использовать механические сепараторы.
Из числа промыслов стоит отметить выгонку дегтя, деревообработку и кожевенное дело. Латыши успешно изготавливали используемые для одежды льняные, реже – шерстяные и конопляные полотна, которые затем отбеливали. Светлые полотняные рубахи долгие годы были своеобразной «визитной карточкой» сибирских латышей и эстонцев. В Сибири латыши освоили и технологию изготовления валенок.
В настоящее время у латышей сохраняются такие ремесла, как вязание с национальным орнаментом. Есть мастера плетения из лозы, лучины, которые продолжают дело своих предков. В омских музеях хранится немало плетеных корзин (теосис), изготовленных латышскими мастерами. В деревне Бобровка Тарского района освоили плетение кружевных шарфов и палантинов.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год.
Участники Межрегионального фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», 2008 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Омской региональной общественной организации «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Омской региональной общественной организации «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Ольга Бенке. Фото Алексей Петров/ ТАСС
Латышский традиционный пояс. Фото из открытых интернет источников
Мастер по вязанию. Омской региональной общественной организации «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Омской региональной общественной организации «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
В конце XIX в. у латышей сложилась традиционная система ведения хозяйства и землепользования – хуторская, или группы хуторов –«ciems», с расположением земельных угодий при усадьбе. Таким образом, хутор стал для латышей этномаркирующим элементом материальной культуры, который до настоящего времени сохраняется в их исторической памяти.
К началу 1930-х гг. на территории расселения латышей и латгальцев сложилось два района: северный – с преобладанием хуторских и мызных (хуторских групп) хозяйств и южный, представленный преимущественно деревнями улично-рядовой формы.
Характерной особенностью латышских и латгальских поселений стало то, что они располагались в стороне от крупных трактов, в труднодоступных районах. Дома, образующие «порядок», располагались на расстоянии 10–19 м от уличной дороги. В настоящее время порядок образуют дома, поставленные длинной стороной к улице, боковое пространство между усадьбами обычно занято приусадебным огородом.
Центрообразующим элементом усадебного комплекса был дом. Несмотря на то, что в Прибалтике у латышей и эстонцев существовали свои национальные типы жилищ – istaba (два бревенчатых сруба, соединенных жилыми сенями) и жилая рига, в Сибири они практически полностью заимствовали жилище местного русского образца.
Строгий порядок наблюдался и в размещении всех хозяйственных построек, которое было подчинено расположению жилища. Наиболее близко были расположены к дому амбар или несколько подобных построек, которые использовались для хранения вещей и продуктов сельскохозяйственного производства. Иногда амбар устраивали в дальней части усадьбы. Так, в д. Старая Рига Калачинского района Омской области эта хозяйственная постройка нередко занимала место в дальнем углу усадьбы. Сруб для дома делали из круглого леса.
Национальной чертой считается украшение дома орнаментом снаружи и внутри. Но наличники со стилизованным цветочным рисунком сейчас можно встретить в основном в таежной и лесостепной полосе Западной Сибири, в степных районах преобладают дома с простейшими формами геометрического орнамента (как у русских, украинцев и др.).
С 1940-х гг. начинается процесс структурного изменения усадьбы, который был напрямую связан с изменением хозяйственных потребностей и функций отдельных построек крестьянского двора. Из усадьбы исчезают такие постройки, как рига и овин.
С 1950-х гг. распространяются системы навесов, которые, соединяя хозяйственные постройки усадьбы, образуют дополнительные объемы, используемые в хозяйственных целях. Под этими навесами хранили сельскохозяйственный инвентарь, организовывали дровники и т.п. Усиливается стремление к компактному расположению построек на усадьбе и объединению их системой навесов. В результате, к настоящему времени сложились усадебные комплексы, в которых большинство хозяйственных служб располагаются под одной крышей.
В конце 1990-х гг. в состав усадьбы сибирских латышей и латгальцев входят такие постройки, как дом, баня, летняя кухня, навес, пригон, сарай, курятник.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Латыши из с. Бобровка Тарского муниципального района Омской области. Фото Алексей Петров/ ТАСС
Интерьер латышского жилища. Фото Алексей Петров/ ТАСС
Наименее устойчивым культурным элементом является одежда. В Сибири традиционный национальный костюм латышей очень изменился. При этом было заимствовано много местных, специфичных для Сибири форм одежды, особенно зимней. В обиход вошли кожаные сапоги, валенки, нагольные тулупы и шубы, меховые шапки-треухи, головные уборы типа папах, картузы с козырьками. Одной из выраженных национальных черт было пристрастие латышских мужчин к шляпам – покупным фетровым, суконным или самодельным берестяным, украшенным тканой цветной лентой.
В женской летней одежде до конца 1930-х гг. продолжали превалировать туникообразные рубахи из беленого некрашеного холста или схожие по силуэту платья из покупных тканей. Женщины продолжали носить традиционные бронзовые и янтарные нагрудные украшения, тканые пояса с орнаментом, венки и некоторые типы традиционных головных уборов.
Обувь носили разную: башмаки на деревянной подошве, традиционные кожаные постолы/пастилас (иногда их также могли именовать лаптями), лапти и плетеные из бересты короткие сапоги. Однако использование традиционных видов обуви достаточно быстро сошло на нет. Их заменила унифицированная «русская» обувь, более подходящая для сибирского климата.
Традиция изготовления вязаной одежды у латышей в условиях сибирского климата не только сохранилась, но и получила развитие. Из шести вязали элементы одежды, юбки, шарфы, платки, варежки и носки. Этническая специфика латышских вязаных изделий проявилась в подборе цвета пряжи и традиционных видах орнамента.
Сейчас латышские национальные костюмы можно увидеть лишь на участниках фольклорных ансамблей и в музейных собраниях.
Фольклорный ансамбль «Varaviksne» («Радуга») из с. Бобровка Тарского района Омской области выступают в старинных латышских костюмах, включающих в себя продольно-полосатые юбки, густо-синие, декорированные металлом наплечные покрывала - виллайне, высокие металлические венки. Такой тип костюма в Латвии наиболее широкое распространение получил в Курземе. Однако, по словам его руководителя, во время организации коллектива «в деревне не было ни одного национального костюма. Тогда мы сшили стилизованные под латышские, а в 1991 г. поехали в Латвию и оттуда привезли подарок». Интересны костюмы латышского фольклорного ансамбля из с. Рыжково Крутинского района Омской области. Они состоят из желтой блузки и оранжевого сарафана. В качестве головного убора используются матерчатые венки кофейного цвета, украшенные геометрическим узором.
До первой трети XX в. сохранился такой элемент праздничного мужского костюма, как жилет (лироропракс). Он изготавливался из плотной ткани (например, драпа) и украшался вышивкой с использованием шерстяных ниток и бисера.
Специфика сохраняется и в вязаных частях одежды: носках (лат. – zekes), чулках (лат. – zekes), варежках (лат. – duraini). Основное их отличие состоит в стилизованном цветочном орнаменте. Латышские носки и варежки отличаются пестрой цветовой гаммой, где преобладают красные, желтые, коричневые и черные цвета. Рукавицы, перчатки и носки играли важную роль в обрядовой культуре. Вязанию их уделяли большое время девушки, т. к. они составляли значительную часть свадебных подарков. Особый магический смысл имели не только цвет, но и орнамент. Латышская невеста дарила своему суженому черные рукавицы, на тыльной стороне которых красовалось изображение красного сердца и цветов. Особенно нарядно выглядели ажурные белые перчатки и носки с изящным красно- оранжевым орнаментом. И у латышей и у эстонцев пожилые женщины иногда вяжут юбки (лат. – svarki), пуловеры (лат. – pulovers), платки (лат. – lakats) и т.д.
Но с начала XX в. благодаря кружкам рукоделия получили широкое распространение вязаные шали, шарфы, кофты, свитера, жилеты, шапочки и береты; они прочно вошли в местную городскую моду.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участница мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участник мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
2015 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
2015 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Традиционные латышские костюмы. Фото из открытых интернет источников
Традиционные латышские пояса. Фото из открытых интернет источников
Традиционные латышские пояса. Фото из открытых интернет источников
Латышская мастерица. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Традиционный женский латышский костюм. Фото А. Попурей.
Жители д. Бобровка. 2006. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Из всех компонентов материальной культуры латышей пища имеет наибольшую сохранность. В целом у них сохранилась система питания, основанная на традиционном сочетании продуктов земледелия и животноводства. Из различных видов мяса предпочтение традиционно отдается свинине, однако широко употребляются также говядина, баранина, мясо птицы и кролика.
Однако повседневный рацион, основанный на крупах, муке и молочных продуктах, был и остается достаточно однообразным. Сибирские латыши предпочитают молочные блюда: молоко с луком, сыр с тмином (в Янов день), простоквашу, молочную похлебку с перловой крупой, уху с молоком (в основном распространена у латгальцев). Из мясных блюд часто готовят студень из говядины, считавшийся в Латвии праздничным пасхальным блюдом.
В традиционную скабпутру (похлебку из перебродившего молока и перловой крупы) в Сибири стали иногда добавлять творог. Среди мучных блюд сибирских латышей – оладьи, пироги и ватрушки с ягодной и овощной начинкой.
Из напитков очень популярно пиво, которое часто варили сами на праздники или семейные события. Однако в некоторых деревнях существовали профессиональные пивовары.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Латышский холодный суп «Васара». Фото из открытых интернет источников
Участники Областного фестиваль свадебных обрядов. 2011 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Календарная обрядность остается единственной сферой духовной культуры сибирских латышей, относительно сохранившей традиционные черты. Наиболее популярные праздники у латышей – Иванов день, Пасха, Троица, Рождество. Многие виды обрядности (родильная, свадебная, похоронная) у сибирских латышей достаточно сильно изменились по сравнению с обрядами их соотечественников, живущих в Латвии, и приобрели ряд черт, характерных для окружающего русского населения.
В народной памяти сохраняются сведения о праздновании Лиго. Отмечали его в ночь с 23 на 24 июня. В Латвии этот праздник является национальным, часто его сравнивают с Бразильским карнавалом. В Сибири же Лиго – семейный/общинный праздник. Отмечали его в кругу семьи или в складчину с соседями и родственниками с других хуторов. Обязательным атрибутом праздника было пиво и сыр с тмином. Гости обязательно надевали венки, которыми даже пытались украшать домашних животных. Еще обязательно бывали обпевалки – это похоже на частушки, но на латышском языке. Каждый дом должен был приготовить угощение для праздничного стола. В этот день веселились, играли на скрипках, пели песни. Главным атрибутом праздника было разжигание костров и спускание на воду венков.
Источник:Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Латышский праздник Лиго. 2010. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2010. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Форума «Россия – это мы!». 2019. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2010. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Форума «Россия – это мы!». 2019. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2013. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2013. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2013. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2016. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2016. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Латышский праздник Лиго. 2016. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Визит творческого коллектива из Латвии. Омск. 2006 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники II Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». 2008 г. Фото из архивов Омского Дома
Латышский праздник Рождества. Фото из открытых интернет источников
Латышский праздник Лиго. 2010. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Село Бобровка Тарского муниципального района Омского области. Фото из открытых интернет источников
Латышский праздник Лиго. 2010. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
В семейной обрядности важную роль играла свадьба, которая у латышей представляла собой сложный обрядовый цикл. Непременной составной частью свадебных церемоний, как и у немцев, являлось сватовство. Сваты привозили с собой обычно пиво или водку, которые распивались в случае благоприятного исхода сватовства. Основные свадебные торжества устраивались после церковного венчания сначала в доме невесты, а затем – жениха. По дороге от церкви к дому устраивались заграждения, через которые свадебный поезд пропускали только после уплаты «выкупа» – небольшого угощения. Этот обычай в шуточной форме бытует в сельской местности и в наши дни.
К вечеру первого свадебного дня, а чаще всего на второй или на третий день на свадьбу приходили ряженые, изображавшие зверей и птиц, цыган и т.д. Они развлекали гостей песнями, шутками и танцами.
До настоящего времени не сохранился обряд посвящения молодой в замужние женщины – надевание чепца, однако латыши еще помнят обрядовые песни, которые исполняются при проведении данного обряда. Причем, по их словам, варианты, с которыми они знакомились в Латвии, отличаются неполнотой. Из числа свадебных традиций не упоминается принесение жертвы невестой (чащевсего перчаток) для умилостивления духов и обеспечения благополучной жизни молодой семье.
Латышские праздники отличало и музыкальное сопровождение. В Тарском районе до первой половины XX в. сохранялся такой интересный музыкальный инструмент, как цитар, напоминающий гусли.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Маленький латыш. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники III Международного фестиваляприграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Маленькая латышка. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Омская региональная общественная организация «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/ (без права юридического лица)
Дата организации 1992 год
Председатель: ТУПЕСИС Андрис Яковлевич
ОРОО «Латышский национально-культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/ - одно из старейших национально-культурных объединений в Омской области. «Zvaigznite»/Звайгзните/ в переводе означает «Звёздочка».
Центр активно участвует в реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на территории Омской области, осуществляет работу по сохранению латышской национальной культуры, языка, популяризации традиций народа, восстановлению латышских промыслов и ремесел; развивает конструктивное сотрудничество с национально-культурными объединениями Омской области, регионами России, Всемирным латышским обществом (PBLA), Конгрессом российских латышей, Посольством Латвийской Республики в Российской Федерации, Латвийской Республикой.
В 1997 году по инициативе участников был создан фольклорный ансамбль «Дайна», в 2002 году ансамблю присвоено звание «народный самодеятельный художественный коллектив». Главная цель деятельности коллектива – изучение фольклора латышского народа, сохранение и популяризация латышской культуры. Участники ансамбля исполняют латышские народные песни и танцы, демонстрируют игру на народных латышских инструментах: стабулэ (дудочка), коклэс (гусли), бунгас (барабан) и других.
Пение ансамбля «Дайна» сопровождает инструментальная группа коллектива, в репертуаре которой, много самостоятельных инструментальных композиций. В хореографических постановках «Дайны» используются элементы латышских народных игр под аккомпанемент самобытных народных инструментов. Разработка эскизов костюмов, обуви, выбор тканей и фурнитуры проходит при активном участии активистов коллектива «Дайны», руками мастериц ансамбля связаны уникальные пояса и гольфы.
Народный фольклорный ансамбль «Дайна» и участники Латышского национально-культурного центра «Zvaigznite» регулярно выезжают в Латвийскую Республику. Являются постоянными участниками Всеобщего праздника латышских песен и танцев (г. Рига, г. Валмиера - 1991, 1998, 2001, 2008, 2013 гг.), международного фольклорного фестиваля «Балтика». Это почетное право стало результатом большой многолетней работы ансамбля «Дайна» по развитию международных связей стран Балтии и Омской области.
Благодаря международным межнациональным связям ансамбля «Дайна», по инициативе коллектива, в 2015 году музей БУК «Омский Дом Дружбы» пополнился новым уникальным экспонатом - латышским национальным костюмом ручной работы, подаренным фольклорным ансамблем из Латвии «Друвас Зентури» (город Салдус).
Своим творческим «багажом» участники центра и ансамбля охотно делятся, оказывают методическую помощь другим латышским объединениям, среди них, Красноярское латышское общество «Дзинтарс» («Янтарь»), башкирский фольклорной ансамбль села Максим Горький «Атбалст» («Эхо»), творческим коллективам Омской области - «Авотс» («Родник»), «Варавиксне» («Радуга») из села Бобровка Тарского района. В 2013 году члены центра участвовали во III культурном форуме по вопросу государственной поддержки национальных меньшинств (г. Чита, Забайкальский край).
Особое внимание в Латышском национально-культурном центре «Zvaigznite» уделяется латышским праздникам, в работе над которыми максимально соблюдаются народные традиции и обряды. Один из таких праздников – Лиго или Янова ночь - праздник, который входит в программу мероприятий областного фестиваля национальных культур «Единение». Активисты центра и народный коллектив «Дайна» – постоянные участники мероприятий, проводимых в рамках фестиваля: Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», Форум «Россия - это мы!», областной фестиваль «Детства яркая палитра», областная профильная смена «Многоликое Прииртышье».
В 2017 году народный фольклорный ансамбль «Дайна» Омской региональной общественной организации «Латышский национально- культурный центр «Zvaigznite» /Звайгзните/ стал лауреатом премии Губернатора Омской области «За заслуги в развитии народного творчества» в номинации «Лучший творческий коллектив».
Участники центра активно принимают участие в общественно-политической жизни региона, в областных, городских мероприятиях, разных проектах. Особенное направление в деятельности коллектива - эта работа с подрастающим поколением. С 2015 года коллектив «Дайна» активно участвует в модульном просветительском проекте для детей «Национальная культура Омского Прииртышья» Омского Дома Дружбы. Большим спросом среди общеобразовательных учреждений города Омска пользуются модули «Город мастеров» и «Надо жить играя». Мастера декоративно-прикладного творчества Латышского национально-культурного центра «Zvaigznite» проводят мастер-классы и обучают омичей вязанию одной иглой, ручному ткачеству на досточках, изготовлению гуслей, ручному плетению на рогатине. В рамках проекта участники ансамбля «Дайна» с удовольствием учат школьников плетению традиционных латышских поясов и знакомят с народными латышскими играми.
Тупесис Андрис Яковлевич
Андрис Яковлевич умело сочетает руководство центром и участие в народном фольклорном ансамбле «Дайна», демонстрируя игру на народном латышском инструменте – бунгас (барабан).
Тупесис А.Я. занимает активную гражданскую и жизненную позиции, обладает организаторскими способностями, опытом работы по сохранению этнокультурной самобытности народов, развитию народной дипломатии, содействию соотечественникам за рубежом.
Пользуется заслуженным авторитетом среди руководителей национально-культурных объединений Омской области, состоит в Совете директоров национально-культурных объединений при Омском Доме Дружбы.
В 2006 году Тупесис А.Я. был удостоен высшей наградой Латвийской Республикой - почетным знаком «Крест признания». Многолетний безупречный труд, большой вклад по популяризации духовных ценностей и традиций народов Омской области, по сохранению межнационального мира и согласия на земле Омского Прииртышья явились основанием награждения Тупесиса Андриса Яковлевича Почетной грамотой Правительства Омской области в 2013 году.
В 2018 году за активную деятельность на территории Омской области в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации, сохранения и развития национальных культур, укрепления этноконфессионального мира, дружбы и согласия между народами, проживающими на территории Омской области был награжден медалью Омской области «Дружба народов».