Омская энциклопедия дружбы
Корейцы
Корейцы, чосон сарам («люди страны Чосон»), хангуксарам («люди страны Хангук»), корёсарам («люди страны Корё»), народ, основное население Республики Корея и КНДР. Проживают также в Китае, Японии, США, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане.
В России, по итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали около 153,2 тыс. человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.
Язык. Говорят на изолированном корейском языке. Диалекты: северо- восточный, северо-западный, юго-восточный, юго-западный, центральный, чеджудо. Долгое время этот язык считался изолированным. Сейчас лингвисты считают, что корейский язык из ныне живущих языков наиболее близок японо-рюкюским. Письменность – корейское фонетическое буквенно-слоговое письмо, восходит к XV в. Среди корейцев России распространен русский язык.
Данные по переписи населения (2010 год). Общая численность в Омской области – 705 человек. Городское население – 588 человек. Сельское население – 117 человек.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Национальный состав населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. – URL: gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения 10.09.2021).
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Выставочная экспозиция на Областном фестивале китайской и корейской культуры. 2014 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фестиваль корейского кино. 2015 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Формирование корейской диаспоры в Сибири и на Дальнем Востоке началось в связи с присоединением Приморья к Российской империи по Пекинскому трактату 1860 г.
Первые корейцы поселились в Омске в конце XIX в. – их миграция в Азиатскую Россию явилась результатом экономических трудностей на родине, а позднее и установления в Корее японского колониального режима. Большинство корейских мигрантов были объединены в национальные общества, ставившие своей целью освобождение родины от японского ига. В Омске такая организация возникла сразу после аннексии Кореи Японией в 1910 г.
В 1917 г. на волне октябрьских событий в Омске было создано общество корейской молодежи. Здесь же некоторое время формально существовала также организация Красного Креста, созданная по инициативе «корейского временного правительства», базировавшегося в Шанхае.
В социально-демографическом отношении корейцы Омска представляли собой довольно малочисленные, но компактно проживающие, преимущественно мужские городские общины (в Омской губернии за пределами собственно Омска в 1920 г. проживало всего 4 корейца). В дальнейшем численность корейцев в Омском Прииртышье, главным образом в самом Омске, несколько возросла, но никогда не превышала 1 тыс. человек. В годы перестройки, благодаря своей активной общественно- политической деятельности, достиг известности преподаватель Омского госуниверситета Ким Ен Ун – впоследствии он возглавлял Ассоциацию корейцев СНГ.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Верхний ряд Тен Сан Дин, жена Ли Сен Дя; нижний ряд слева направо - младшая дочь Гера, мама Цой Ча Рен, старшая дочь Тен Чун Дя. Пхеньян, 1956 г. Архив Тен Сан Дина. Фото из открытых интернет источников
В начале XX века в Российской Империи проживало несколько десятков тысяч этнических корейцев. Фото предоставлено Виктором Аном, Коммерсантъ
Фото из открытых интернет источников
Командиры корейских партизанских отрядов (Владивосток,1920). Фото из открытых интернет источников
В КНДР в основном отошли от религии, хотя существует буддийская община, восстанавливаются храмы; имеют распространение «новые религии», шаманство и христианство. В Республике Корея отмечен религиозный синкретизм, а также усиление роли христианских церквей разных направлений и «новых религий». Среди верующих в Республике Корея (число их – 54 % от общего населения) – к буддистам относят себя 51,2 %, к протестантам – 34,4 %, к католикам – 10,6 %, к конфуцианцам – 1,8 %; существует более 240 «новых религий», наиболее влиятельная – Чхондогё («Религия Небесного Пути»), её последователи есть и в КНДР. С 20-х гг. XX в. появились мусульмане, в современной Республике Корея их 20 тысяч человек.
Корё сарам придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Одним из факторов интеграции корейцев в российское общество являлась их высокая экономическая активность. Имея многовековой опыт ведения сельского хозяйства в природно-климатических условиях Дальнего Востока, переселенцы способствовали распространению земледельческой культуры в слабозаселенных районах России. Они выращивали просо, гречиху, ячмень, овес, кукурузу, картофель, буду, гаолян, чумизу, рис, бобы. Поселенцы собирали с десятины до 120 пудов зерна, 300–400 пудов риса. Высокая урожайность была обусловлена применением грядового способа посева и регулярной прополкой пашни. Данная техника земледелия заимствовалась русским крестьянами. Корейцы создавали также крупные овощеводческие хозяйства, занимались скотоводством, выращиванием тутовых деревьев и разведением шелковичных червей.
Иммигранты, прибывавшие в Россию на сезонные заработки, были заняты в различных промыслах, отраслях добывающей промышленности, строительстве. Русские купцы и промышленники были заинтересованы в найме корейцев, являвшихся дешевой рабочей силой. Многие из приезжих трудились на сезонной ловле и переработке рыбы на побережье Охотского моря и Камчатки, в угольных шахтах, на металлургических заводах Западной Сибири и Урала. Их привлекали к постройке железных дорог и мостов, погрузочным работам на железнодорожных станциях и в портовых доках.
Традиционные ремёсла – производство керамики, лаковых изделий с перламутровой инкрустацией, плетение из соломки и др.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото: Виктор Ан, Коммерсантъ
Жилой дом ставился в глубине усадьбы, огороженной забором. Наиболее типичное жилище – каркасно-столбовой дом (чип), обмазанный глиной и поставленный на земляную площадку высотой около 50 см. Обычно состоял из нескольких комнат, каждая из которых имела наружную дверь, выходящую на галерею (покто). Характерна система отопления жилища – ондоль(дымоход кухонного очага прокладывался под полом; на тёплом полу спали). Система ондоль выделяла жилище корейцев в самостоятельный «корейский тип».
В настоящее время большинство корейцев Омской области проживает в современных многоквартирных домах, но в интерьере сохраняются элементы традиционного быта.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Традиционный дом «Ханок». Фото из открытых интернет источников
Интерьер корейского жилища. Фото из открытых интернет источников
Традиционная одежда мужчин – запашная куртка и штаны, обычно белые (зимой – на вате). Штаны заправляются в белые матерчатые носки (посон). Женская одежда состоит из короткой кофты (чогори) с узкими длинными рукавами, широких штанов и широкой юбки (чхима), подвязываемой на груди широким поясом. Зимой старики носили жилет на меху или длинный халат (турумаги). Крестьянская обувь – плетеные из веревок или соломы сандалии, в дождливую погоду носят долблёную деревянную обувь на высоких подставках. Дома ходят без обуви. Широко распространена одежда европейского покроя.
В настоящее время традиционный костюм корейцев сменился одеждой городского типа, национальные костюмы используются для публичных и показательных выступлений, презентаций.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Корейский национальный костюм. Фото из открытых интернет источников
Основная пища – рис, сваренный на пару без соли, который едят с острыми приправами, квашеные овощи. Пищу готовят на растительном масле. Почти не используют животный жир. Распространены палочки для еды, для жидкой пищи – плоские ложки. Из спиртных напитков известна рисовая водка, которую пьют подогретой.
Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем.
На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Курзенева Е. Расписные веера и морковча [Электронный ресурс] // Национальный акцент: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/ingushi (дата обращения 10.09.2021).
Блюда традиционной корейской кухни. Фото из открытых интернет источников
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Выставка – дегустация корейских блюд на Областном фестивале китайской и корейской культуры. 2014 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Мастер – класс по приготовлению блюд корейской кухни. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Выставка – дегустация корейских блюд на Областном фестивале китайской и корейской культуры. 2014 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
В жизни каждого корейца есть три главных праздника, имеющих глубокий смысл: день, когда ребенку исполняется год, свадьба и празднование шестидесятилетнего юбилея. Другие народные праздники связаны большей частью с сельскохозяйственным календарём. Празднование Нового года длится несколько дней и сопровождается угощениями, танцами в масках, песнями, играми.
«Толь» – празднование первого дня рождения ребенка. Корейцы называют этот день «тор наль», который является одним из главных событий в жизни, потому как считается, что в этот день ребенок, коснувшись или взяв определенный предмет со стола именинника, выбирает свою будущую судьбу. В этот день ребенка одевают в яркую нарядную одежду («ханбок»), которую покупают либо шьют специально ко дню рождения. Эту одежду часто сохраняют на память.
В назначенное время гости собираются вокруг обрядового стола и наблюдают за действием именинника: что он выберет. На столик обязательно ставят: «чар тоги» – три чашки отбитого хлеба (изготавливается из особого сорта риса, называемого «чальб сари»), «кхо» – чашку гороха или фасоли, «сари» – чашку риса,«чяг» – книгу, «йонпхиль» – ручку или карандаш, «гася» – ножницы для девочек,«силь» – нитки, «баныль» – иголку для девочек, меч или стрелы для мальчиков, «тон» – деньги. В старину корейцы каждый предмет окружающего мира одухотворяли, наделяли душой. Поэтому считали, что выбор ребенком предмета, лежащего перед ним на столе, предопределит его последующую жизнь, судьбу.
После церемонии гостей приглашают к праздничному столу. Обязательными блюдами в этот день являются: корейский рисовый хлеб (чальтог), рисовые лепешки (чимпени), корейский хворост, усыпанный рисовыми хлопьями (квадюри).
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Областного фестиваля «Орнамент восточной души», 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Корейские праздники. Фото из открытых интернет источников
Экспозиция Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» на Форуме «Россия – это мы!». 2018 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
До недавнего времени у корейцев были сильны пережитки родовых отношений. Все, носящие одну фамилию, считались родственниками. Помимо фамилии и личного имени каждый кореец имеет родовое имя – пон («корень»). Корейцы с одинаковым пон составляли экзогамную группу. Для корейцев характерен религиозный синкретизм.
Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными.
«Хвангаб» – это самый важный праздник в жизни каждого корейца, который считается предварительным подведением итогов всей жизни (поскольку завершен пятый, полный зодиакальный цикл из 12 лет по восточному календарю). Раньше этот праздник отмечали очень пышно, потому что немногие доживали до этого возраста. Впрочем, по старым корейским обычаям есть условия, при которых нельзя справлять юбилей в 60 лет:
Если родители не отпраздновали свои «хвангаб». По старым корейским обычаям, юбилей родителей обязаны справить их дети, т.е. все расходы и хлопоты по празднованию юбилея несут они. Это долг детей, невыполнение которого ложится позором на них, на их детей, детей их детей и т.д. до седьмого поколения. Пусть скромно, но дети обязаны справить юбилей родителям. Если они не сделают этого, то они теряют право на празднование своего «хвангаб» и уважение со стороны родных и людей.
Корейские свадьбы всегда проводятся пышно и отличаются большим количеством приглашенных. Свадебный стол оформляют и сервируют следующим образом: на столе у жениха и невесты обязательно должен стоять сваренный петух, красочно оформленный, в клюв вкладывается красный стручковый перец, а также традиционно рисовые лепешки, рисовый хлеб, корейский хворост, торт, сладости, фрукты и т.д. После всех церемоний и пиршества родственники начинают упаковывать приданое невесты в специально сшитые полотнища из ткани (хабури). При выносе приданого очень внимательно следят за тем, чтобы оно не передавалось из рук в руки, не ставились на землю, а доносилось без остановки до машины, т.к. это считалось плохой приметой. Главным атрибутом в приданном является зеркало, символизирующее чистоту и красоту. Зеркало отдают женщине со стороны жениха, которая затем вручает его матери жениха, которая в свою очередь, должна посмотреть в зеркало, чтобы в будущем свекровь с невесткой жили в мире и согласии.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы и религии мира / гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.
Участница Областного фестиваля свадебных обрядов. 2008. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Традиционная корейская семья. Фото из открытых интернет источников
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев»
Дата регистрации: 5 сентября 2000 года
Председатель: Ким Александр Романович
Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» осуществляет деятельность по сохранению и развитию национальной культуры, корейского языка, традиций, обычаев российских корейцев, популяризации народного творчества, традиционных промыслов, декоративно-прикладного искусства, национальных видов спорта.
Совместно с национально-культурными объединениями Омской области в тесном взаимодействии с органами власти Омское региональное отделение активно участвуют в процессе построения гражданского общества и реализации стратегии государственной национальной политики на территории региона. Развивает конструктивное сотрудничество с органами власти, национально-культурными объединениями Омской области, регионами Российской Федерации, Южной Кореей.
Омское региональное отделение входит в состав правления совета Общероссийского объединения корейцев г. Москвы, состав консультативной комиссии по мирному объединению Кореи, состав Совета директоров национально культурных объединений Омской области на базе Омского Дома Дружбы.
Активисты организации и созданная творческая группа «Жемчужина» являются активными участниками мероприятий областного фестиваля национальных культур «Единение», Омского Дома Дружбы, городских и областных мероприятий, благотворительных акций. Среди них: международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной, межнациональный фестиваль «Орнамент восточной души», Областной фестиваль культуры корейского и китайского народов, Форум «Россия – это мы!», посвященный Дню России, Областная профильная смена «Межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра», фестивали посвященные Дню города, благотворительные акции для детей инвалидов «Подари детям радость».
ОРОООО «Общероссийское объединение корейцев» активно сотрудничает с Омской государственной областной научной библиотекой имени А.С. Пушкина, организуются группы изучения корейского языка в формате онлайн-уроков.
С целью содействия развитию отношений между Россией и Республикой Корея, популяризации Омского региона и повышение его туристической привлекательности путем реализации культурных проектов, приобщения молодежи к культурным ценностям и изучению истории Омска, по инициативе Омского регионального отделения на территории региона ежегодно проводятся фестивали корейской культуры. В программе фестивалей - традиционные корейские игры, мастер-классы по приготовлению национальных блюд, показательные выступления по тхэквондо.
В тесном контакте со студенческой молодёжью из Кореи, обучающейся в высших учебных заведениях региона: Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Омском государственном аграрном университете им. П.А. Столыпина, Государственном педагогическом университете, Региональное отделение проводит различные просветительские, культурно-досуговые мероприятия, среди них, научно-практическая конференция «Восток в социокультурном пространстве Сибири», детский спортивный праздник «Время побед!», фестиваль корейского кино, межнациональный кулинарный фестиваль «Кухни народов мира», ежегодный международный фестиваль классической музыки «Dialog classica» с участием ведущих корейских исполнителей; танцевальный конкурс «конкурс К-pop cover dance team».
Одним из основных направлений деятельности общественной организации является работа по пропаганде традиционных духовных ценностей, основных направлений национальной доктрины здорового образа жизни. В сотрудничестве с Общественной организацией «Федерация Тхэквондо WTF» Омской области организуются турниры по тхэквондо, в том числе международного уровня.
ОРОООО «Общероссийское объединение корейцев» – неоднократный победитель конкурса муниципальных грантов. Общественно полезные проекты общества корейцев всегда востребованы, имеют большое количество благополучателей.
Заслуги ОРОООО «Общероссийское объединение корейцев» в области сохранения и популяризации корейской культуры неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами Правительства Омской области, Администрацией г. Омска, Министерства культуры Омской области, БУК «Омский Дом Дружбы».
Ким Александ Романович
А.Р.: Я стал руководителем благодаря доверию совета организации. Общественной деятельностью подвигло заняться чувство патриотизма (хочу быть полезным обществу) и гордость за свою историческую родину, желание познакомить россиян с лучшими достижениями в области культуры, образования, спорта, бизнеса и технологий.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
А.Р.: Поводом для гордости я считаю представительство в двух созывах при консультативной комиссии при Президенте Республика Корея, по мирному объединению Кореи. Успехи в популяризации олимпийского вида спорта тхэквондо, укреплении международного сотрудничества между Республикой Корея и Омским регионом.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
А.Р.: Вдохновляет полезность обществу и городу Омску. В планах – развиваться, увеличивать, улучшать международные проекты на благо Омского региона.