Омская энциклопедия дружбы
Коми
Коми – это самоназвание двух народов, которые русские раньше называли зырянами и пермяками. Это действительно близкородственные народы, но, тем не менее, самостоятельные.
Официальное название коми-зырян – просто коми. Они являются коренным населением Республики Коми. Это финно-угорский народ, численность которого составляет по данным переписи 2010 года около 228,2 тысяч человек. В основном, коми живут в своей родной республике, но около 100 тысяч человек «разбросано» по другим регионам России, а также Украины и Латвии. Сами себя они называют по-разному, в зависимости от региона проживания: коми-морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), комийас («коми», самоназвание).
Что касается коми-пермяков (это их официальное название), то большая часть этого народа проживает в Пермском крае. Это ещё более малочисленные народ, чем зыряне. Их всего около 94,4 тысяч человек. У них тоже разные названия: коми морт, коми отир (самоназвание). До XX в. их называли пермяками. Термин «пермь» («пермяне») скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение «пера маа», что означает «земля, лежащая за рубежом».
В настоящее время просто пермяками нужно называть только жителей города Пермь. А народ – только коми-пермяками.
Общая численность коми в Омской области на 2010 г. – 403 человек. Городское население – 199 человек. Сельское население – 204 человека. Коми-пермяков – 307 человек. Городское население – 106 человек. Сельское население – 201 человек.
Источники:
Источник: Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Токарев С. А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. – М.: Изд-во Московского университета, 1958. – 616 с.
Фото из открытых интернет – источников
Фото из открытых интернет – источников
Непосредственные предки коми – этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в X–XIV вв. на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.).
Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. В конце XIV в. коми были христианизированы. После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства. В XVI–XVII вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходило сложение основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В XVII–XVIII вв. в результате дальнейшего расселения коми сформировались этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформилась восточная граница этнической территории коми вдоль Уральского хребта.
Шёл активный процесс формирования коми как этноса. Расширение этнической территории на север продолжалось вплоть до конца XIX в., но чёткой этнической границы не сложилось. Северные коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать на одной территории с ненцами. Основными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.
В 1921 г. была образована Автономная область Коми, которая в 1936 г. преобразована в Коми АССР, с 1991 г. – Коми ССР, с 1992 г. – Республика Коми.
В IX–XV вв. в верхнем Прикамье развивается родановская культура, принадлежащая непосредственным предкам древних коми-пермяков. В их формировании приняли участие также группы обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян (перми вычегодской) и восточных славян. В тот период образовались две обособленные этнические группы – зюздинская в истоках Камы и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, обосновавшихся на реке Язьве в ХII–ХIII вв.).
В ХII–ХIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, начинается процесс консолидации племен в народность. По русским письменным источникам известно княжество Пермь Великая. В ХIV – начале ХV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья.
В 1451 г. в Перми Великой была установлена власть наместника Московского князя. В 1505 г. великопермский князь утратил полностью управление, Пермь Великая стала воеводством. Местное население в 1450–1460-х гг. было крещено. В 1558 г. значительная часть коми-пермяков оказалась в вотчине солепромышленников Строгановых. Правовое положение коми-пермяков не отличалось от положения русских крестьян.
К ХVI в. окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков, включавшая бассейны рек Иньвы и Косы (в административном отношении – Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды). В XVI–XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Некоторые группы коми-пермяков переселились на Печору и за Урал.
Южные коми-пермяки к началу XVIII в. оказались помещичьими крепостными, северные – до реформы 1861 г. оставались государственными (черносошными) крестьянами. Из-за экономических причин в ХIХ – начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы коми-пермяки быстро ассимилировались с соседним русским населением.
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г. – автономный округ). На протяжении 1960–1980-х гг. из-за недостаточного развития экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствия – низкого уровня жизни, происходил отток населения, особенно высококвалифицированных кадров, за пределы автономии.
Наиболее значительные группы коми-пермяков переселялись в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, в города Пермской области.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет – источников
Фото из открытых интернет – источников
Традиции земледелия связаны у коми, по археологическим данным, с культурой перми вычегодской. Первоначально в X–XI вв. оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с XII в. Деревянная соха (гор) в это время оснащается железными сошниками. С XV в. постепенно внедрилось трёхпольное земледелие, однако даже в XIX – начале XX вв. у коми применялись все три системы земледелия: трёхполье, перелог и подсека.
Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, второе место по значению занимала рожь. Овёс и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лён и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук, с конца XIX в. – картофель, который в начале XX в. распространился повсеместно.
Давние традиции у коми имело рыболовство. Рыба ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое значение имело товарное рыболовство у северных коми (ижемцев и печорцев).
Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство (брусника, клюква, голубика, черника, морошка, земляника, малина, смородина, рябина, черёмуха).
Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры – рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы – грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в XIX – первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Традиционные поселения коми-пермяков – деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек.
В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений коми-пермяков.
Традиционное жилище коми-пермяков – рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у коми-пермяков имеют обычно три- четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.
Источник:
Народы Омской области/ отв. ред. И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова.- Омск : Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Традиционная одежда коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми – также с ненецкой. Женская одежда отличалась разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана – короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур, зимой – овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту – прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами.
Свадебный головной убор – очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы коми женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову тёмным платком.
Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой – шуба (пась). Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малицу, совик, пимы (меховые сапоги) и др.
Что касается, коми-пермяков, традиционная женская одежда – холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон). Традиционные женские головные уборы – самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) – в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.
Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны – из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валяные шерстяные колпаки, позднее фуражки. Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя – шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда – пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя – шуба из овчин.
Традиционная обувь – лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и бересты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги – бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим – валяные головки с суконным голенищем.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет источников
Группа селян коми-зырян, начало XX века. Фото из открытых интернет источников
Традиционная пища – растительная, мясные и рыбные продукты.
Обще распространены кислые супы, летом – холодные похлёбки на основе хлебного кваса, каша из ячневой (реже перловой) крупы, рыба в варёном, солёном, сушёном, жареном виде, как начинка для пирогов. Рыбный пирог обязателен и в праздники. Мясо чаще было на столе у северных коми – оленеводов и у охотников. Значительное место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, на праздничном столе домашнее пиво (сур).
Основа традиционной пищи коми-пермяков – хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму.
Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Обще распространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд – пироги с рыбой. Традиционное блюдо – пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой.
Устойчиво сохраняются традиционные напитки – квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Традиционная блюда коми – зырян. Фото из открытых интернет источников
Традиционная блюда коми – зырян. Фото из открытых интернет источников
Традиционная блюда коми – зырян. Фото из открытых интернет источников
Для коми было характерно приурочивание различных событий годового хозяйственного цикла, общественной или семейной жизни к наиболее близким по времени церковным праздникам. Например, у коми крестьян сенокос было принято начинать с Прокопьева дня (8 июля ст. ст.). С Ильина дня (20 июля) можно было собирать ягоды и лучить острогой рыбу.
Осенняя добыча боровой дичи повсеместно начиналась с Успения (15 августа). Артели печорских охотников уходили на промысел рябчиков в предгорьях Урала с Воздвиженья (14 сентября), а за белкой и куницей в Зауралье – после Покрова (1 октября). Общеобязательным сроком окончания всякого звериного промысла было Благовещение (25 марта). Лечебные травы и березовые веники для бани заготавливали на Иван луп (Иванов день – 24 нюня). Таким же образом регламентировалось абсолютное большинство основных хозяйственных занятий.
Народные праздники и почитаемые дни были связаны с датами православного календаря. Значительное влияние на календарную обрядность коми-пермяков оказали и традиции соседнего русского населения. В календарных праздниках и обрядах коми-пермяков наиболее значительным был пласт аграрных обрядов, в то же время в нем нашли отражение обычаи животноводческой и промысловой магии, культа предков, представления о природных явлениях. Два периода народного календаря коми-пермяков были наделены символикой нового и содержали прогностические ритуалы, сохраняющие свое значение в течение всего года, – святочный и пасхальный.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Традиционные праздники народов коми. Фото из открытых интернет источников
Традиционные праздники народов коми. Фото из открытых интернет источников
Гостеприимство у коми-зырян считалось одним из положительных качеств человека. С постоянным ожиданием гостей как посланцев Бога связана практика хранения хлеба и соли на столе. Принять постороннего человека, накормить и напоить его являлось способом выстраивания взаимоотношений с предками, от благорасположения которых зависело благополучие общества: «накормишь прохожего ‒ десять лет с хлебом будешь, десять лет голода знать не будешь».
Обильное угощение ‒ характерная черта праздничной трапезы, с помощью которой благодарили за урожай, за благополучие в семье и обществе и моделировали изобилие и благополучную жизнь: «на гостей израсходуешься ‒ вернешь на охоте». Прием гостей в доме вносил свои коррективы и в порядок размещения за столом, и в правила приема пищи. Иные, чем в будни, правила поведения за столом подчеркивали исключительность праздника. Праздничное застолье у коми-зырян отличалось от будничного тем, что детей не сажали за общий стол.
Однако, дети были свидетелями того, с каким радушием встречают в семье гостей. Все, что было самое вкусное в доме, ставили на стол. У мордвы был обычай припасать продукты для заезжих людей. Девочки помогали матери привести в порядок помещение, накрывать на стол. Мальчикам поручалось ухаживать за лошадью гостя, проводить путника до нужного дома или места.
За стол, как правило, первыми садились мужчины. Они занимали почетные места, находящееся в переднем (красном) углу избы. Женщины усаживались на оставшихся свободных местах. За столом было принято вести себя чрезвычайно скромно. Хозяева же усиленно уговаривали гостей есть и пить. Показывая им пример, сначала отпивали сами. После первой просьбы никто не выпивал рюмку и не приступал к еде – ждали многократных предложений и упрашиваний.
Украшением стола коми-зырян был самовар, который к празднику специально начищали. Чай пили горячим, подача холодного чая рассматривалась как неуважение к человеку. Это связано с тем, что, по народным представлениям, холодная пища предназначена для мира иного.
Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание. Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа. Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью.
Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью. В свадебной обрядности наблюдались интересные параллели с обрядностью календарной. Повсеместно усиленной стрельбой сопровождалось мытьё в бане невесты, выезд за ней в день свадьбы и возвращение свадебного поезда после венчания в дом молодых.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Особенности национального гостеприимства: сборник методических рекомендаций / под ред. И. А. Селезневой. ‒ М., 2021. – 229 с.Старинные свадебные обряды народов коми. Фото из открытых интернет источников
Региональная общественная организация «Омский областной финно-угорский культурный центр»
Президент КАРТЕЛАЙНЕН Данил Викторович
Омский областной финно-угорский культурный центр создан в 2009 году
Основной целью деятельности организации является развитие и сохранение культур финно-угорских народов, поддержка народных промыслов, возрождение фольклорных традиций, формирование бережного и уважительного отношения к традициям финно-угорских и других народов.
Омский областной финно-угорский культурный центр в своей работе имеет ярко выраженную социальную направленность. При партнерском взаимодействии с другими организациями центр оказывает методические и юридические консультации для граждан, поддерживает культурные связи с национально-культурными объединениями Омской области, регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Региональная общественная организация «Омский областной финно-угорский культурный центр» является региональным представителем «Ассоциации финно-угорских народов РФ», расположенной в городе Саранске (Республика Мордовия). Ассоциация объединяет в своем составе 19 регионов страны, в которых проживают представители финно-угорских народов.
Картелайнен Д.В., в качестве руководителя Омского областного финно-угорского культурный центра, стал инициатором инновационного для региона проекта, сочетающего в деятельности общественной организации несколько актуальных направлений: культурное, экономическое, социальное развитие. Под его руководством финно-угорский культурный центр реализует уникальный для Омского региона «Многоступенчатый социально-интегрированный проект «Финноугория Сибирская», который включает в себя подпроекты: «Фестиваль финно - угорской культуры в городе Омске «Финноугория Сибирская»; «Финно-угорские ярмарки» в районах Омской области; «Nordic Walking» (финская ходьба с палками), как современный вид физической активности доступный всем; магистральный проект «Пансионат для пожилых людей «Гармония».
Основная идея фестиваля финно-угорской культуры «Финноугория Сибирская» - популяризация народной финно-угорской культуры, ознакомление населения с самобытным творчеством танцевальных и песенных коллективов, работающих на материале финно-угорской культуры, выстраивание дружественного межнационального взаимодействия, воспитание в молодежи чувства патриотизма и уважения к традициям разных народов, осуществление связи между поколениями.
Фестиваль и финно-угорские ярмарки в отдаленных сельских поселениях Омского региона формируют культуру межнационального общения, интерес к изучению национальных традиций, обычаев, культуры финно-угорских народов у жителей города и области. Проведение ярмарок способствует реализации творческого потенциала национальных творческих коллективов.
В рамках проекта «Nordic Walking» (ходьба с палками) проходит обучение преподавателей физической культуры общеобразовательных учреждений технике ходьбы с палками. Созданы группы для всех желающих, проводятся походы и обучающие семинары.
В 2014 году Омский областной финно-угорский культурный центр запустил магистральный проект по созданию на территории Омского региона сети частных пансионатов для пожилых людей «Гармония» на основе государственно-частного партнерства. Лозунг пансионатов «Гармония» – «С любовью и заботой о тех, кто нуждается в помощи».
Плодотворное сотрудничество Омского областного финно-угорского культурного центра и образцового ансамбля танца «Карамель» (руководитель Гнатышина Е.М.), занимающегося на базе Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» позволило его участникам больше узнать о традициях и быте народа, репертуар коллектива пополнился интересными национальными танцами: «Вепские тройки», «Удмуртский танец с браслетами», «Мордовские перетопы», «Тейтерькат».
Участники Омского областного финно-угорского культурного центра принимают активное участие в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение», проводимого БУК «Омский Дом Дружбы»: Форум «Россия – это мы!», областная профильная смена «Многоликое Прииртышье», межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра».
Картелайнен Данил Викторович
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
- Чем (кем) Вы гордитесь?
Д.В.: Горжусь созданным культурным центром, а также нашим дружным, созданным годами коллективом. Нашей команде удалось реализовать социально значимые направления, важные для нашего общества.
Основным достижением для нас является факт создания и реализации многоступенчатого социально интегрированного проекта «Финноугория Сибирская», который объединил в своём составе комплекс важных подпроектов:
- создание проектной сети «Пансионаты для пожилых людей и инвалидов «Гармония»;
- создание и успешное развитие клуба здорового образа жизни по скандинавской ходьбе, который во всем мире только сейчас приобретает колоссальную популярность, а в Омске работает уже с 2010 года!
- проведение ежегодного фестиваля «Финноугория Сибирская» и финно-угорских ярмарок.
Таким образом, на сегодняшний день мы стали полноценными участниками процесса развития государственно-частного партнёрства в социальной и культурных сферах как нашего региона, так и нашей страны, что позволяет говорить о нашей самодостаточности.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
Д.В.: Вдохновение для меня - достигнутые нами на сегодняшний день результаты нашей деятельности, которые приносят пользу нашему гражданскому обществу. Та благодарность людей, которую мы ощущаем в результате нашей деятельности.
Дальнейшие планы - продолжить проектную деятельность, направленную на сохранение и развитие культуры финно-угорских народов Омского Прииртышья, на воспитание подрастающего поколения, продолжение действий, направленных на заботу о старшем поколении, и, конечно же, развитие международной деятельности, которое будет позволять представлять и отстаивать интересы нашего Омского региона, нашей страны России на уровне международного сотрудничества.