Омская энциклопедия дружбы
Киргизы
Киргизы, кыргыз – самоназвание, основное население Киргизии.
В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживают 103,4 тыс. киргизов. Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии, на северо-востоке Афганистана и Пакистана. Говорят на киргизском языке тюркской ветви алтайской семьи. Письменность на русской графической основе.
Общая численность в Омской области (2010 год) – 1578 человек. Городское население – 1129 человек. Сельское население – 449 человек. На территории региона киргизы относительно компактно проживают в Таврическом районе (282 человека).
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Киргизы [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/kirgizy (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Киргизский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. Согласно письменным источникам, на территории Центрального Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времён до XVI в. упоминаются этнические названия: саки, усуни, юечжи, хунны, эфталиты, дулу, нушиби, тюргеши- тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могули- стана. Процесс сложения киргизов шёл с начала II-го тыс. и завершился на рубеже XV–XVI вв.
Енисейские киргизы, переселившиеся в IX–X вв. (отчасти позднее – в XIII–XIV вв.) на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании киргизов.
Согласно географическим сведениям о древних киргизах, их прародиной считается Северо-Западная Монголия с центром в окрестностях озера Хиргис-нур. В середине I в. до н.э. киргизы населяли в основном Минусинскую котловину, уход киргизов из Северо-Западной Монголии к северу от Саян связывается с передвижением на северо-запад гуннов. До прихода киргизов Минусинскую котловину населяли динлины, которые были ассимилированы пришельцами из района озера Хиргис-нур. Результатом этого явилось возникновение таштыкской культуры (I–V вв.). На основании археологического материала (в том числе портретных погребальных масок) и китайских источников можно считать таштыкскую культуру, прежде всего её тепсейский этап (III–V вв.), древне- киргизской или протокиргизской культурой.
В VI–VIII вв. енисейские киргизы входили в Тюркский каганат, сохраняя известную политическую самостоятельность. В середине VIII в. киргизы становятся данниками уйгурских ханов (сменивших тюркских каганов), вступают в борьбу с уйгурами, которая оканчивается в первой половине IX в. победой киргизов и установлением их господства в Центральной Азии (Киргизский каганат). Киргизы в 40-х гг. IX в. завоевали племена Алтая, верхнего Енисея и Монголии. Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с китайским императорским двором и распространяет свою власть на запад до степей современного Казахстана, на юг – до Тибета. Власть енисейских киргизов в IX–X вв. распространяется на территории от Маньчжурии на востоке до реки Иртыш на западе, от Красноярска на севере до Восточного Туркестана на юге. Часть енисейских киргизов, преследуя уйгуров на юго-западе, проникла в Восточный Тянь-Шань, где они составили впоследствии основное ядро киргизского народа.
Однако в первой четверти X в., под давлением киданей, енисейские киргизы оставили Монголию и удерживали только Саяно-Алтай и Джунгарию. Сведения о енисейских киргизах XI–XII вв. немногочисленны. Накануне монгольского завоевания они образовывали два княжества: Кыргыз (в Минусинской котловине) Кем-Кемджиут (на Верхнем Енисее). В 1209 они были захвачены Чингисханом. К началу XVII в., когда на Енисее появились русские, енисейские киргизы были численно небольшой группой. Во второй половине XVII в. границы кочевий киргизов сместились по Енисею на юг, вплоть до Саянского хребта. Остатки енисейских киргизов вошли в состав хакасского народа.
Формирование киргизской народности и её расселение в пределах современного обитания завершилось в основном во второй половине XVIII века. С середины XIX в. киргизы начали переходить в русское подданство, в 60–70-х гг. вошли в состав России.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Группа киргизов в окрестностях Омска. Фото из открытых интернет-источников
Киргизы на базаре. Фото из открытых интернет-источников
Типы киргиз. Фото из открытых интернет-источников
Верующие киргизы – преимущественно мусульмане-сунниты.
Источник:
Киргизы [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/kirgizy (дата обращения 10.09.2021).
Традиционное занятие киргизов – кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах).
До присоединения к России разводили главным образом лошадей, в меньшем количестве – овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах.
Подсобной отраслью было земледелие, чаще – поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая.
Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, – одно из древнейших занятий киргизов.
Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву.Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы и религии мира / гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.
«Богатый киргизский охотник с соколом». Художник Верещагин В. В. 1871. Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Вечерний кумыс». Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Киргизы на плотах». Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Киргызы на базаре». Фото из открытых интернет-источников
Обработка кожи. Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Типы киргизов». Фото из открытых интернет-источников
Пастух. Фото из открытых интернет-источников
Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиционную материальную культуру киргизов. До 50–60-х гг. XIX в. киргизы жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100–200 юрт и более, объединяемыми главным образом по генеалогическому признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) основная масса киргизов продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа. Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужскую и женскую половины. За годы советской власти условия быта киргизов в корне изменились. Юрта сохраняется в быту лишь части киргизов как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Открытка «Типы киргизов вблизи Омска». Начало XX века. Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Юрты киргизов». Начало XX века. Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Внутренность киргизской юрты вблизи Омска». Начало XX века. Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Киргизские юрты». Омск. Начало XX века. Фото из открытых интернет-источников
Традиционная одежда разнообразна. Женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. Также встречается платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Женские национальные головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан – элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельдемчи). Мужской костюм – туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу. Штаны общего среднеазиатского покроя, с широким шагом. Зимняя одежда – нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые тёмной тканью. Распространённый головной убор – белая войлочная шляпа (несколько вариантов), зимой – шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь – мягкие сапоги с калошами.
Национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской местности среди людей старшего поколения.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Традиционная пища в основном молочная (в теплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда – кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растертым и разбавленным водой), топленое масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиционных лепешек, готовят боорсок – кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печенные в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины.
Излюбленный напиток –чай.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
21 марта в день весеннего равноденствия киргизы празднуют Нооруз. В день праздникав каждой семье накрывается дастархан с различными яствами. Главным традиционным блюдом является сумаляк, так как готовится только в этот период времени. Приготовление блюда сопровождается песнопением, танцами. Традиционно в этот день проводятся народные гуляния. На Нооруз люди ходят друг к другу в гости, навещают друзей и родственников, для того, чтобы отдать дань уважения старшим членам семьи. Орозо Айт – один из главных Исламских праздников.
Дата празднования ОрозоАйт (Ид аль-Фитр) устанавливается по лунному мусульманскому календарю. Ид аль-Фитр означает завершение поста месяца рамазан. Во время этого месяца все мусульмане соблюдают пост, при котором не разрешается принимать пищу и воду до захода солнца. После окончания священного месяца и отмечается праздник, день которого начинается с утренней молитвы. Перед праздником принято помогать бедным и нуждающимся.
Курман Айт или Ид аль-Адха (Праздник Жертвоприношения). Согласно преданию, Аллах потребовал у пророка Ибрагима, чтобы тот принес ему в жертву своего сына Исмаила. Убедившись в его преданности, Аллах разрешил в качестве искупительной жертвы принести ему ягненка. Так появился обряд, каждый правоверный мусульманин в этот день приносит в жертву овцу или ягненка.
Источник:
Национальные праздники Кыргызстана [Электронный ресурс] //
Anur Tour Кыргызстан: [сайт]. – URL: https://tourstokyrgyzstan.com/ru/blog/kyrgyzskaya-kultura/nacionalnye-prazdniki-kyrgyzstana.html (дата обращения 10.09.2021).
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Алтыбакан. Фото из открытых интернет – источников
Фото из открытых интернет – источников
Традиционная семья носит патриархальный характер. Если в семье несколько сыновей, то младший сын женившись остаётся с родителями в родительском доме, родительский дом по наследству достаётся ему. По традиции каждый киргиз должен знать имена дедов и прадедов по мужской линии до седьмого колена — «жетиата» (семь отцов).
До XX в. сохранялись большие трёхпоколенные семьи. У большинства киргизов был запрещён брак между родственниками по мужской линии до седьмого колена. Практиковались кросскузенные браки, многожёнство, колыбельный сговор, брачный выкуп (калым), временная матрилокальность брака (жизнь мужа в семье жены). Характерен обычай добрачных посещений невесты женихом (кюйёолёо). Важную роль в свадебном обряде выполняют друзья жениха (кюйёо джолдош). На 5–7-й день (бешик-той) после рождения ребёнка устраивают праздник укладывания в колыбель, на 40-й день (кыркы) – надевания рубашки. Над могилами сооружают глинобитные (моло) или сырцовые (кюмбёз) гробницы, иногда расписанные изображениями животных и др.
Источники:
Ситнянский Г. Ю., Дзибель Г. В. Киргизы [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/2066374 (дата обращения 10.09.2021).
Кыргызстан. Улуттук энциклопедия: 3-том. / Башкы ред. Асанов Ү. А. – Бишкек: Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору, 2011. – 784 с.
Открытка «Внутренность юрты киргизов». Начало XX века. Омск. Фото из открытых интернет источников
Участники Профильной смены «Многоликое Прииртышье», 2008 год. Фото их архивов Омского Дома Дружбы
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной» 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет – источников
Фото из открытых интернет – источников
Омская областная общественная организация «Содружество кыргызстанцев» (без права юридического лица)
Дата создания: 2007 год
Президент: Асанов Акимбек Мырзаевич
Основными целями создания и деятельности Организации являются:
-
создание условий для оказания социально-правовой и культурной помощи кыргызстанцам;
-
содействие реализации и защите конституционных прав и свобод, национального достоинства, содействие борьбе с расизмом, национализмом и экстремизмом во всех его формах и проявлениях.
Организация активно участвует в общественно-политической жизни региона, в областных, городских мероприятиях, среди них: областной фестиваль национальных культур «Единение», международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан. межнациональном празднике «Навруз». Выставочные экспозиции в рамках мероприятий представлены национальными костюмами, инструментами, предметами быта. Организация проводит выставки- дегустации блюда национальной кухни.
Омская областная общественная организация «Содружество кыргызстанцев» - постоянный участник круглого стола по вопросам профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии и национализма в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию».
ОООО «Содружество кыргызстанцев» входит в состав Совета директоров национально - культурных объединений Омской области на базе Омского Дома Дружбы. Асанов А.М. является членом Общественного совета при Министерстве экономики Омской области по направлению «Международные внешнеэкономические связи Омской области».