Омская энциклопедия дружбы
Казаки
Казаки (козаки). По поводу происхождения и трактовки этого термина существуют самые различные и противоречивые точки зрения. В древнерусских источниках это слово встречается в значениях «страж», «наемный работник», «удалой человек». В тюркских языках слово «казак» переводится как «человек вольный, независимый», «бродяга», «военный слуга», в монгольских – «защитник рубежей». Во многих языках коренных народов Сибири слово «казак» синонимично значению «русский», поскольку первые русские пришельцы в Сибирь зачастую и были казаками.
Российские ученые обычно причисляют казаков к субэтническим группам русского народа. Данные Всероссийской переписи населения 2002 г. впервые зафиксировали казаков в качестве отдельной национальности. Несмотря на это, существует и такая точка зрения, согласно которой «казак – не национальность, а особое состояние духа».
В начале ХХ в. численность казачьего населения в Российской империи составляла более 9 млн человек, в Сибири проживало 675 000 человек, относимых к казачьему сословию. К концу 1913 г. население Сибирского казачьего войска составляло около 300000 человек и проживало в 48 станицах, 123 поселках и 16 выселках.
Данные Всероссийской переписи населения 2002 г. впервые зафиксировали факт самоопределения казаков в качестве отдельной национальности (более 140000 человек в России назвали себя казаками). Интересно, что подобные варианты такого национального казачьего самоопределения встретились практически во всех административно- территориальных единицах Западной и Восточной Сибири. Хотя современные казаки чаще всего определяют себя русскими.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Омской области казаками и русскими казаками назвали себя 157 человек (из них – 101 человек – городского, 56 человек – сельского населения). На самом деле, численность казачьего населения значительно выше, если исходить из законодательно утвержденного довольно расплывчатого определения: «российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ».
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Казачья вечерка. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казаки – участники парада национальностей на Форуме «Россия – это мы!». 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казачья вечерка. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Планшетная выставка «Казачество на государевой службе» с Омском Доме Дружбы. 2020 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
«Покорение Сибири Ермаком». Художник В.И. Суриков
Начальной точкой в формировании сибирского казачества считаются 1580-е гг., связанные с походами Ермака. Казачество сыграло выдающуюся роль в культурно-хозяйственном освоении сибирского региона. Согласно летописному преданию, атаман Иван Кольцо был послан Ермаком в Москву, чтобы сообщить о покорении Сибирского ханства. Иван IV (Грозный) в награду за это 6 декабря 1582 г. присвоил дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Таким образом, Сибирское казачье войско стало третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского). В 1808 г. на основе служилых людей Сибири было создано Сибирское линейное казачье войско, представлявшее собой целостное, сословно-территориальное образование со столицей в городе Омске. Именно войско являлось организованной формой жизнедеятельности общности сибирских казаков.
Из исторических источников известно, что сибирское казачество характеризовалось неоднородностью этнического, конфессионального и социального состава: в него верстались донские, запорожские, кубанские, оренбургские, забайкальские и другие казаки; крестьяне из различных губерний Европейской России, Урала и Сибири; повстанцы с Дона, польские конфедераты, пленные наполеоновской армии, обращенные в христианскую веру татары, киргизкайсаки, чуваши, мордва и другие народы. Но ядро его составляли восточнославянские народы, среди которых доминировали русские (84,3% – украинцы и 10% – белорусы).
Статус казачества как особого сословия был юридически упразднен советской властью одним из первых своих Декретов «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г.
Сибирское казачье войско было ликвидировано 2 декабря 1919 г. приказом Сибирского революционного комитета. В процессах раскулачивания и расказачивания многие из казаков были репрессированы, многие эмигрировали за рубеж.
В советский период времени о казачестве практически не упоминалось. После распада Советского Союза в 1991 г. часть потомственных сибирских казаков Сибирского казачьего войска оказалась на территории другого государства – Республики Казахстан.
Начальной точкой в возрождении казачества следует считать конец 1980-х – 1990-е гг. Российское правительство приняло ряд законов и постановлений, касающихся восстановления их социально-экономического и политического статуса. В «Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству» от 22 апреля 1994 г. были определены виды и формы государственной службы казачества.
Современное казачество отличается довольно высокой гетерогенностью, процесс его возрождения протекает неоднозначно, характеризуется делением на реестровые и общественные общества, поисками новых функциональных ролей и форм национально-культурного и социального самоопределения.
На территории Омской области первые казаки появились в конце XVI в., в составе отрядов Ермака Тимофеевича. Легендарный атаман дошел до Усть-Шиша, расположенного на севере современного Знаменского района Омской области. В 1594 г. казаками была основана первая русская крепость на территории Среднего Прииртышья – город Тара. Также казаками была основана в 1716 г. Омская крепость и многие другие населенные пункты в Сибири.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Художник В. Суроков
Знамя Сибирского казачьего войска. Фото из открытых интернет-источников
Открытка почтовая «Казачья церковь, где хранится знамя Ермака». Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию сибирское казачество в большинстве своем являлось православным (в том числе – старообрядческим), хотя и встречались представители других конфессий. Обычно в центре казачьей станицы располагался православный храм, в котором хранились боевые знамена. Любое дело у казаков ежедневно начиналось и заканчивалось молитвой, в особо важных случаях служили молебен. Молитва и крест являлись первыми оберегами от всяких напастей и нечистой силы.
Спецификой сибирских казаков было наличие«походных церквей», которых называли также «Ермаковыми часовнями» и старообрядческих икон. Считалось, что погибший за правое дело казак попадает в рай. При благословениимолодоженов родители передавали им «мужские» и «женские» иконы для их новой семьи. Особо почитаемой у сибирских казаков являлась икона Николая Чудотворца, считавшегося покровителем Сибирского казачьего войска.
Существовали у сибирского казачества и представления, связанные с культами животных и птиц, матери-земли, растительности, воды и огня. Повсеместно распространена была вера в «загробную жизнь на том свете», тесно связанная с культом предков. Распространена была вера в магию, колдунов, ведьм и ведьмаков, которые вредили людям и скотине. Широко бытовали различные заговоры (лечебные, любовные, бытовые и т.д.), тексты которых практически не отличались от образцов, бытовавших у русского населения Сибири. Считалось, что «напустить порчу могли по ветру, словом, взглядом, но особенно действенно – по волосам и ногтям, личным предметам». Наиболее распространёнными были заговоры от «сглаза/урока». Специфика казачьего сословия отразилась в бытовании военной магии (заговоры от пули, охранные молитвы, молитвы перед боем и походом, ружейные выстрелы при совершении обрядов жизненного цикла, использование шашки в качестве семейной реликвии и др.).
Важнейшие этапы жизни казака отмечались церковными обрядами (крещения, венчания, отпевания и др.). Нательный крестик, одетый при крещении, носили всю жизнь, с ним и хоронили.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Воинская служба являлась для казака главной задачей, которой подчинялась вся его жизнь. Об этом свидетельствовала и старинная пословица: «Для того казак родится, чтобы царю на службе пригодиться». За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Накануне призыва на площади проходили учения. Под руководством опытных казаков и офицеров новобранцы обучались боевому искусству, джигитовке, владению саблей (шашкой), конному бою, военным командам. Казакам были присущи особое воинское мастерство и боевой дух, молодецкая удаль, демократизм, безудержная слава, находчивость и решительность, мужество и стойкость, оптимизм, выносливость и вера в свои силы.
Кроме воинской, на сибирских казаков также возлагались почтовая и ямская службы, постройка и охрана дорог и крепостей, сопровождение торговых караванов и арестантов, сбор ясака (дани), охрана частных золотых приисков, заготовка леса.
Хозяйственные занятия также отличались многообразием: животноводство, рыболовство, охота, земледелие и др. Казаки разводили лошадей, крупный рогатый скот, реже – свиней, овец, коз; из домашней птицы – кур, уток, гусей, индеек. Выращивали зерновые культуры, а также – капусту, картофель, огурцы, редьку, свеклу, репу, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, бобы, арбузы, дыни, мак, подсолнечник, лен, коноплю. Вполне доходными и распространенными являлись пчеловодство и табаководство. Большую роль в казачьем хозяйстве имела торговля.
Различные промыслы и ремесла не получили широкого распространения среди сибирского казачьего населения, поскольку занятость на воинской службе не способствовала развитию творческих видов деятельности, кроме того, – все необходимое казаки могли купить на ярмарках, базарах, в лавках. Между тем, многие казачки занимались прядением и ткачеством (в том числе узорным), вышиванием, вязанием, шитьем (в том числе лоскутным и стеганым), кружевоплетением. Современные казаки занимаются также резьбой по дереву и бересте, изготовлением мебели, керамических изделий и оружия, плетением из лозы и др. Встречаются среди казаков известные художники, скульпторы и архитекторы, ювелиры и др. мастера.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Жигунова М. А. Сибирские казаки. Часть 2: Как тебе служится, с кем тебе дружится [Электронный ресурс] // История.рф: [сайт]. – URL: https://histrf.ru/read/articles/sibirskiie-kazaki-chast-2-kak-tiebie-sluzhitsia-s-kiem-tiebie-druzhi... (дата обращения 10.09.2021).
Казачки в праздник. 1875–1876. Фотограф И. В. Болдырев
Казачки у реки. Фотограф И. В. Болдырев
Казачье семейство в праздник. 1875–1876. Фотограф И. В. Болдырев
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Областной казачий праздник «Вольница» 2018 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Областной казачий праздник «Вольница» 2018 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспонаты выставки, проводимой в рамках областного казачьего праздника «Вольница» 2018 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Территория проживания сибирского казачества была обширной. Полоса казачьих земель шириной 10–30 верст тянулась от реки Тобол до Омска, далее по Иртышу к китайской границе. Часть станиц располагалась в степи. Столицей Сибирского казачьего войска исторически являлся город Омск. По территории современной Омской области проходили три укрепленных линии Сибирского казачьего войска. Первой была Иртышская (от Омской крепости по правому берегу Иртыша через Ачаирский и Черлакский форпосты, Большой Атмас, Татарку и Железинскую крепость до Семипалатинска и Усть-Каменогорска). С 1740-х гг. было начато строительство Ишимской линии (от Омской крепости на север, затем – на запад до Коркиной слободы, современного Ишима). В 1750-х гг. возведена Новая (Новоишимская, Пресногорьковская, Горькая) укрепленная линия, которая проходила от Омска на запад вдоль горько-соленых Камышловских озер (крепость Покровская, редут Волчий, крепость Николаевская, крепость Лебяжья). Вдоль укрепленных линий основывались казачьи станицы.
Типы поселений сибирских казаков были различными: крепости, форпосты, редуты, станицы. Располагались они в стратегически выгодных местах, вдоль рек и по берегам озер, у трактовых дорог. Жилища, в зависимостиот географического положения, существенно отличались планировкой, размерами, строительным материалом. Но всегда их украшали оружием и конской сбруей, иконами и портретами членов царской семьи.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Жигунова М. А. Сибирское казачество: основные вехи истории и культуры: научно-популярный очерк. – Омск: Издательский центр КАН, 2018. – 16 с.
Народное гуляние в д. Генераловке Одесского муниципального района Омской области пор программе Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Макет «Черлакский редут». Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Убранство казачьей хаты. Фото из открытых интернет-источников
Убранство казачьей хаты. Фото из открытых интернет-источников
Казачий курень. Фото из открытых интернет-источников
У всех мужчин призывного возраста имелось обмундирование с красными лампасами, которое надевали в воскресные и праздничные дни, а также – на свадьбу. Воинская форма почиталась у казаков наряду с шашкой, в ней женились, в ней и хоронили. Сибирские казаки, в отличие от окружающих крестьян, довольно рано стали использовать покупные ткани и городские формы одежды: пиджаки, брюки, жилеты.
Казачки носили юбки, кофты, платья, реже – сарафаны. Их головы украшали шамшуры, наколки, файшонки, кашемировые платкиишали.Широко распространена была кожаная обувь.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Форум «Россия — это мы!». 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Форум «Россия — это мы!». 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Основой питания сибирскихказаков являлись продукты земледелия и животноводства, а также рыболовства и охоты. Ели обычно 4 раза в день (завтрак, обед, паужин, ужин). Готовили мясные, овощные и крупяные супы, уху, плов, студень (мясной или рыбный), жаркое, различные каши. Варили пельмени, вареники, галушки, картошку; жарили мясо, грибы, рыбу. Свиное сало солили и коптили; мясо и рыбу солили, сушили, коптили и вялили, также квасили капусту, солили огурцы, арбузы, дыни, грузди. Из напитков употреблялось молоко, свекольный и хлебный квас, кисель, компот (узвар), чай, кумыс. Чай употребляли обычно вприкуску с сахаром, медом, изюмом, конфетами, булочками, пирогами и шаньгами, вафлями, блинами, оладьями. Из пирогов любимыми среди сибирских казаков являлись рыбные. Для праздничного стола характерно было обилиемясных блюд, в том числе цельных запеченных тушек поросят, гусей, уток, куриц.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Борщ. Фото из открытых интернет-источников
Кулеш. Фото из открытых интернет-источников
Кулеш. Фото из открытых интернет-источников
Казачья уха. Фото из открытых интернет-источников
Календарь сибирских казаков в прошлом был тесным образом связан с земледелием и скотоводством и имел восточнославянские корни, хотя существовали определенные особенности в проведении праздников. Годовой цикл праздников открывало Рождество, ранним утром взрослые казаки и дети ходили «славить», предпочитая посещать зажиточные дома. Завершался святочный цикл Крещеньем, когда происходило освящение воды в «иордани». Считалось, что купание в крещенской проруби смывает грехи. Тут же обращали в православие «киргиз» и других иноверцев, записавшихся в казаки. Освященной водой окропляли скот, ее набирали в различные сосуды и использовали для лечения.
Одним из самых любимых и ярких праздников сибирских казаков была «широкая», «разгульная» Масленица, отмечавшаяся на последней неделе перед Великим постом. Основным развлечением всех возрастов являлось катание на лошадях, украшенных медной сбруей, яркими бумажными цветами, лентами, колокольчиками. Специфичной для Сибири и очень популярной среди сибирских казаков была игра «взятие снежного городка».
Особо почитаемым праздником являлась Пасха, которую отмечали целую неделю. В пасхальном ритуале особое место занимала обрядовая пища, состоящая из кулича, крашеных яиц, масла, творога, испеченного поросенка, гуся, которых обязательно освящали в церкви. Популярным развлечением на Пасху являлись игры с крашеными яйцами и катание на качелях. В пятидесятый день после Пасхи праздновалась Троица, а перед ней, в четверг, – Семик.
Распространены были различные престольные праздники, которые проходили примерно по одному сценарию: молебен, угощение вином на площади, речь атамана, гуляние с песнями, играми, плясками влесу.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Казачья вечерка. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казачья вечерка. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казачья вечерка. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казачья вечерка. 2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Народный праздник «Масленичные гулянья» 2017 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
2019 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
2019 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Военизированный быт способствовал появлению специфичных элементов в культуре сибирского казачества: конные парады и скачки, джигитовка и военно- спортивные состязания, своеобразие в воспитании детей (особенно мальчиков), наличие образцов особого «казачьего фольклора» (исполняемого исключительно мужчинами), использование форменной одежды и шашки в качестве семейной реликвии, допустимое участие мужчин в родильно-крестильной обрядности, сопровождение важнейших обрядов ружейными выстрелами, напутственные и поздравительные речи атамана при проведении важнейших общественных и семейных праздников и обрядов и др.
Важными для казаков являлись понятия патриотизма, чести и преданности Родине, воинскому долгу, личной свободы и независимости. Среди заповедей сибирского казачества особо выделяется следующая триада: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие небесное и Славу в потомках!». В качестве девиза известен следующий: «Слава Богу, что мы казаки! Все перетерпеть и победить!». Широко распространено и в наши дни следующее выражение: «Терпи, казак, атаманом будешь!».
Особое отношение у казаков было к холодному оружию. Являясь семейной реликвией, шашка передавалась по наследству, именовалась «боевой подругой». Часто на ножнах писали: «Без нужды не вынимай, без славы – не вкладывай!».
Бытовали у сибирского казачества коллективные и семейные чтения религиозных книг (в праздники и по вечерам),пение духовных стихов. Несмотря на то что православие играло важную роль в жизни сибирских казаков, религиозные посты у них соблюдались не очень строго (за исключением запрета на венчание и свадьбу).
Браки сибирских казаков заключались преимущественно в пределах одного селения, либо брали невесту из соседних станиц, расположенных на своей линии. Неохотно роднилисьс представителями других сословий (на крестьянках женились редко, еще реже встречались случаи, когда казачка выходила замуж за крестьянина). Брак по воле родителей(«согласная свадьба») был обычным явлением, но учитывалась и взаимная склонность молодых. Как правило, отец собирал в доме совет родственников, где они подбирали подходящую «по породе» невесту. Причем, у сибирских казаков оценивались не только здоровье, хозяйственность, внешние данные, но и умение ездить верхом, смелость и «бойкий нрав». Жена у казаков именовалась «начальником тыла», поскольку за время долгого отсутствия мужа самостоятельно решала все возникающие проблемы и успешно управлялась с хозяйством. Свадьбы обычно играли по взаимной договоренности между родителями. Семьи были крепкими, многодетными (у некоторых было по 10-20 детей), разводов практически небыло.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Жигунова М. А. Сибирское казачество: основные вехи истории и культуры: научно-популярный очерк. – Омск: Издательский центр КАН, 2018. – 16 с.
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2009 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие» 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Областной казачий праздник «Вольница». 2017 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Дата регистрации: январь 2003 года
Руководитель ЧУМАКОВ Игорь Георгиевич
Омская региональная общественная организация «Центр казачьей культуры «Ермак» является правопреемником казачьего культурного центра при Общественной организации «Второй отдел Сибирского казачьего войска», созданной в 1991 году.
Чумаков Игорь Георгиевич, выпускник Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, является основателем и бессменным руководителем народного фольклорно-этнографического ансамбля «Ермак» - базового коллектива Центра казачьей культуры «Ермак». Ансамбль «Ермак» создан в 1993 году, участники которого, увлеченно занимались сбором фольклорного материала.
В основе репертуара ансамбля – воинский фольклор. Проводимые участниками коллектива фольклорные экспедиции, как в Омской области, так и за ее пределами позволили накопить достаточно богатый музыкально-песенный и этнографический материал. «Ермак» активно принимает участие в различных мероприятиях российского и местного масштаба. За период с декабря 1997 г. (с момента присвоения звания «Народный») коллектив неоднократно выезжал на фольклорные фестивали в различные регионы страны. Актив Центра казачьей культуры «Ермак» стал инициатором Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Наследие», проводимого Омским Домом Дружбы и ставшего визитной карточкой самобытной культуры сибирского казачества.
Дата регистрации: ноябрь 2012 года
Председатель правления ТОМИЛОВ Олег Петрович
Омская региональная общественная организация «Казачий театр песни и танца «Белая столица» активно участвует в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение» казачьей направленности: Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Наследие», областной праздник казачьей культуры «Вольница». Казаки организации принимали участие на площадках Форума «Россия- это мы!».
Дата создания: сентябрь 2013 года (без права юридического лица)
Председатель Совета СЕРГЕЕВ Александр Евгеньевич
Дата внесения в Государственный реестр казачьих обществ РФ: 30.11.1996 года
Дата регистрации: 30.12.1997 года
На территории Омской области дислоцируется структурное подразделение Сибирского войскового казачьего общества – Омское отдельское казачье общество.
В настоящее время основными направлениями деятельности казачьих обществ Омского отдела Сибирского Войскового казачьего общества являются: военно-патриотическое воспитание молодежи, преподавание кадетам и ученикам казачьих классов истории и традиций казачества организация и проведение спортивных соревнований, фестивалей и олимпиад казачьей молодежи, переподготовка реестровых казаков и подготовка молодёжи к государственной службе.
Неослабное внимание уделяется сохранению и развитию культурного наследия сибирского казачества – организация и поддержка казачьих, в том числе и детских фольклорных, ансамблей, привлечение их к участию в фестивалях, смотрах и конкурсах. Руководство и казаки отдела постоянно участвуют в проведении мероприятий и престольных праздников Русской Православной Церкви. На базе отдела осуществляет свою деятельность Омский казачий Центр культуры, кадетского образования, молодёжи и спорта. Казаки Омского отдела активно участвуют в развитии сельско - хозяйственного производства. Налажены деловые отношения Московским государственным университетом технологий управления им. К.Г. Разумовского по вопросам обучения казаков и внедрения разработок учёных в казачьих хозяйствах.
Структурный состав Омского ОКО СВКО:
Омское городское казачье общество
Атаман МИЗОВ Николай Георгиевич
Генераловское станичное казачье общество
Атаман ОСТАПЧУК Григорий Анатольевич
Исилькульское городское казачье общество «Станица» Исилькульского района Омской области
Атаман СЕМЕНЦОВ Сергей Александрович
Исилькульское городское казачье общество Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества
Атаман БАЗИЛЬ Вячеслав Николаевич
Станичное казачье общество «Андреевское»
Атаман ВИТОВСКИЙ Вячеслав Владимирович
Лукьяновское станичное казачье общество
Атаман БОНДАРЬ Василий Сергеевич
Песчанское хуторское казачье общество
Атаман СВИРИДЕНКО Юрий Николаевич
Одесское районное казачье общество
Атаман БУДНИК Игорь Иванович
Полтавское станичное казачье общество
Атаман ЛИТАУ Сергей Николаевич
Новоомское станичное казачье общество
Атаман РЯБОВ Андрей Геннадьевич
Москаленское станичное казачье общество Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества
Атаман НИЧИПУРЕНКО Борис Григорьевич
Кухаревское станичное казачье общество Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества
Атаман БАБАК Михаил Владимирович
Первотарское станичное казачье общество Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества
Атаман ЧЕРКАШИН Юрий Викторович
Максимовское хуторское казачье общество
Атаман ВОЛКОВ Александр Николаевич
Исилькульское районное казачье общество Исилькульского района Омской области
Атаман ЕГОРОВ Сергей Анатольевич
Таврическое станичное казачье общество «Возрождение»
Атаман БЫКОВ Александр Геннадьевич
Логиновское хуторское казачье общество Омского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества
Атаман ТРЕМБАЧ Владислав Владимирович
Калачевское хуторское казачье общество
Атаман ЧЕРНЯКИН Виктор Александрович
Большереченское городское казачье общество
Атаман ПИЛИПЕНКО Андрей Александрович
Районное казачье общество Омского района
Атаман БОБРОВИЦКИЙ Николай Васильевич
Хуторское казачье общество «Казачья слобода»
Атаман ЛАПТЕНКО Вадим Владимирович
Хуторское казачье общество «Ермак»
Атаман ШАПОВАЛОВ Владислав Владимирович
Черлакское станичное казачье общество
Атаман СКРЯБИКОВ Алексей Александрович
Дата внесения в Государственный реестр казачьих обществ РФ: 30.11.1996 года
Дата регистрации: 12.02.1997 года
Войсковой Атаман ПРИВАЛОВ Геннадий Николаевич
С 1808 года город Омск является исторической столицей Сибирского казачьего войска, где в настоящее время дислоцируется центр сибирского казачества – войсковое правление и штаб Сибирского войскового казачьего общества (далее СВКО).
18 августа 2012 года единогласным решением Большого отчетно-выборного Круга Привалов Г.Н. был избран атаманом Сибирского войскового казачьего общества, 7 декабря 2012 года утвержден в этой должности указом Президента Российской Федерации, 23 июня 2014 года указом Президента Российской Федерации присвоен высший чин - казачий генерал. 14 октября 2017 года на Отчетно-выборном Круге СВКО переизбран на должность атаманом СВКО.
Дата регистрации: март 2009 год
Атаман ШАЛАЕВ Сергей Михайлович
Омская областная общественная организация казаков «Станица Радонежская» традиционно на протяжении многих лет участвует в мероприятиях областного фестиваля национальных культур «Единение»: в народном празднике «Масленичные гулянья», Межрегиональном фестивале казачьей культуры «Наследие», областном празднике казачьей культуры «Вольница», Форуме «Россия - это мы!». На локальной площадке «Казачья застава» казаки организуют катание на конях и тачанке; в театрализованном представлении демонстрируют мастерство владения копьем и шашкой.
Привалов Геннадий Николаевич
Атаман Сибирского казачьего войска, казачий генерал, начальник Главного управления региональной безопасности Омской области.
Родился 14 сентября 1957 года в городе Владивостоке.
В 1979 году окончил Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск, затем академию Генерального штаба. В середине 90-х командовал 586-м гвардейским ракетным Свирским полком (г. Иркутск). Затем - командир 39-гвардейской ракетной Глуховской дивизии (г. Гвардейский Новосибирской области), начальник штаба 31-й ракетной армии (г. Оренбург). С июля 2006 года – командующий 33-й гвардейской ракетной армии (г. Омск).
С 20 октября 2010 года – заместитель Председателя Правительства Омской области. С 24 октября 2012 года — начальник Главного управления региональной безопасности Омской области.
С мая 2019 года - первый заместитель Министра региональной безопасности Омской области.
18 августа 2012 года единогласным решением Большого отчетно-выборного Круга был избран атаманом Сибирского войскового казачьего общества, 7 декабря 2012 года утвержден в этой должности указом Президента Российской Федерации, 23 июня 2014 года указом Президента Российской Федерации присвоен высший чин - казачий генерал.
14 октября 2017 года на Отчетно-выборном Круге СВКО переизбран на должность атаманом СВКО.
23 февраля 2018 года утвержден атаманом Сибирского казачьего войска во второй раз Указом Президента Российской Федерации № 86.
Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Почета».
Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Генерал-лейтенант запаса.
******
Щербань Владимир Владимирович
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
В.В.: В Омское казачье общество на работу пришел в 2012 году начальником штаба. На отчетно-выборном Круге в 2013 году избран Атаманом.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
В.В.:За годы работы в Омском отдельском казачьем обществе гордость вызывают мероприятия, которые направлены на работу с молодежью и школьниками. С 2013 года в Омском отделе проводится Казачий сполох, направленный на участие детей в соревнованиях. Дети участвуют в рубке лозы, готовят визитки, проходят казачью полосу препятствий, знакомятся с традициями и историей казаков. Общаются с представителями отдела. Ежегодно проводится Казачья профильная смена на базах детских лагерей. Дети знакомятся с казачьими традициями, принимают участие в соревнованиях по владению казачьим оружием. Также вызывает гордость создание казачьих классов в городе и области. Школьники помимо изучения школьной программы изучают историю казачества, знакомятся с оружием и традициями казаков, учатся владеть шашкой, нагайкой.
Особую гордость вызывает создание Музейной комнаты «Быта сибирских казаков». Руководителем Музейной комнаты является Паутова Л.А. При создании мы по крупицам собирали информацию о быте сибирских казаков. Вся предметы собраны и изготовлены с любовью и душой. Также гордость вызывает создание костюмов Сибирских казаков. Создано 6 комплектов одежды. В 2021 году Музейная комнаты и коллекция костюмов получили свидетельство участника конкурса от Всероссийского казачьего общества.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
В.В.: Вдохновением в работе является возможность общаться с молодежью, школьниками и знакомить их с культурой и традициями казаков. Видеть в их глазах живой интерес к казачеству, в дальнейшем часть приходит в Омский отдел и принимает присягу.
Дальнейшие планы в работе связаны с развитием Российского казачества в стратегии до 2030 года. Также в планах дальнейшее развитие и привлечение молодежи и школьников в мероприятия проводимые Омским отдельским казачьим обществом на территории города Омска и области.