Омская энциклопедия дружбы
Казахи
Казахи – тюркский народ. Самоназвание – казах (қазақ). Устаревшее название – киргизы, киргиз-кайсаки, киргиз-казаки. Являются основным населением Казахстана. Общая численность казахов в мире составляет более 15 млн. чел. На территории Казахстана проживают 12 млн чел. Казахи также проживают в Китае, Узбекистане, Киргизии, на Украине, в Монголии, Туркменистане, Турции, Иране и др. странах.
Численность казахов в России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года насчитывает 647732 человек. (0,47% от общей численности населения страны), городское население составляет 36,88%, сельское – 63,12%. Основными регионами проживания являются Астраханская, Оренбургская, Омская и Саратовская области.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 78303 чел. (второй народ в области по численности населения после русских).
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Народный праздник Навруз. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Формирование этнографической группы омских казахов начинается с XVIII в. Активное заселение казахами территории Омского уезда началось во второй половине XVIII в. Однако известны факты более раннего появления казахов на Иртыше в период религиозной войны 1394–1395 гг., во времена хана Абулхаира, хана Тугума и др. С падением Джунгарского ханства часть казахов развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском.
Важным событием стало выделение в 1782 г. в составе Тобольского наместничества Омского уезда, в котором оказалась часть казахов-переселенцев. Определяющее значение имел изданный в 1822 г. «Устав о сибирских киргизах», вводивший для казахов систему управления, самоуправления и суда по общероссийскому образцу. Согласно этому уставу, казахские кочевья располагались во внешних округах Омской области. Так, казахи Среднего жуза, состоявшие из племен кипчаков, аргынов, найманов, кереев и уаков, оказались в Омской области. Их стали называть сибирскими киргизами. В дальнейшем увеличение численности казахов сопровождалось законодательным закреплением постоянных территорий за ними и ограничением их переходов с одной территории на другую.
Коренным образом этническая ситуация изменилась в конце XIX в. с началом крестьянского переселенческого движения русско-украинского населения в земли Омского уезда. Этот процесс сопровождался ограничением земель, находившихся в пользовании казахов, усилением влияния на них со стороны переселенцев. В конечном счете, переселенческое движение привело к усилению земельной тесноты и ускорению процесса оседания казахов. Значительная часть казахских хозяйств перешла на оседлость еще в дореволюционный период.
К 1930-м гг. утверждается новая форма расселения казахов. Вместо кочевых и полукочевых аулов стали преобладать крупные стационарные аулы. В 1950-х гг. в связи с укрупнением колхозов и совхозов, произошло слияние казахских аулов с русскими и украинскими населенными пунктами. Эти процессы размывали компактность в расселении казахов.
В настоящее время в Омской области казахи составляют 4,1% населения региона. Большинство из них проживает в юго- западных районах области. В Шербакульском районе Омской области казахи составляют 17% всего населения, Нововаршавском – 16,7%, Павлоградском – 16,6%, Русско-Полянском – 14,3%, Москаленском – 11,5%, Называевском – 10,9%, Таврическом – 9,9 %.
Крупная община казахов проживает в городе Омске.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Казахский народный костюм. Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию казахи – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Наряду с исламом в духовном сознании казахов сохранились различные элементы доисламских, языческих верований. Сохраняет устойчивость культ предков (аруақов).
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
2019. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
Основу хозяйства казахов Омской области традиционно составляли кочевое и полукочевое скотоводство. Значительные изменения в хозяйстве были вызваны массовыми миграциями крестьян из европейской части России, которые привели к резкому сокращению пастбищ и, как следствие, сокращению поголовья скота. Это вынудило казахов обратиться к новым видам хозяйственной деятельности. Уже к концу 1930-х гг. более 80% казахских хозяйств были «с посевами», их хозяйство стало носить комплексный скотоводческо-земледельческий характер. Со второй половины XX в. казахи стали заниматься огородничеством и садоводством.
В настоящее время животноводство в основном мясомолочного направления. Этническая специфика сохраняется в подсобном хозяйстве. Казахи разводят крупный рогатый скот, лошадей и овец. В холодное время года скот находится на стойловом содержании, с весны – переводится на подножный корм. К дополнительным видам хозяйственной деятельности относятся охота, рыболовство и собирательство дикорастущих ягод.
Большое распространение имело производство, связанное с обработкой шерсти, которое к началу XXI в. практически потеряло свое значение. Из традиционных видов домашних ремесел уже во второй половине XX в. исчезли выделка кож, обработка дерева и металла.
В настоящее время казахи Омской области задействованы во всех сферах деятельности Прииртышья.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
2021. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
2006. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Вечерняя дойка кобылиц. Омск. Начало XX века. Фото из открытых интернет-источников
Изготовление войлока. Фото 1907. Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург). Фото из открытых интернет-источников
Художник Есенгали Садырбаев. Фото из открытых интернет-источников
Основной формой поселения казахов являются аулы. Многие из них были ликвидированы в ходе кампании по укрупнению колхозов и совхозов. В настоящее время казахские аулы – это небольшие и моноэтничные населенные пункты, которые являются отделениями центральных хозяйств. На территории Омской области насчитывается около 50 казахских аулов. Наиболее крупными из них являются Каскат, Караозек, Артакшил, Шахат, Коянбай, Домбай, Караман, Сегизбай.
Традиционным жилищем казахов-кочевников являлась юрта. С переходом к оседлому образу жизни большое распространение получили саманные, деревянные и каменные постройки. В настоящее время юрты используют в качестве временного жилища при проведении праздничных мероприятий. Широко распространены дома из современных строительных материалов. В целом жилище казахов во многом схоже с жилищем соседних народов.
Этническое своеобразие в незначительной степени сохранилось в интерьере казахского жилища. К его особенностям можно отнести низкий круглый стол, обилие напольных и настенных ковров. В городской среде казахи пользуются в основном коврами промышленного производства. Широкое распространение получили мозаичные изделия, выполненные в лоскутной технике – қурақ. Лоскутное шитье является разновидностью рукоделия, в которой по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В Омской области мозаичные изделия были представлены в основном настенными и напольными коврами – төркөрпе, қурақкөрпе, қурақтускиіз, қурақтөсеніш. Как правило, такие изделия шили из квадратных лоскутков саржи, вельвета или плюша – жыртыс, которые раздавали на свадьбах, похоронах, пирах (той) и др. Они составляли основу геометрических мотивов казахского орнамента, поверх которых нашивались роговидные узоры, именуемые «қошқармуйіз» – «бараний рог». Согласно традиции, лоскутки ткани символизировали собой приобщение к чему-либо. Так, получение лоскутка ткани на свадьбе позволяло человеку приобщиться к счастью молодых, на похоронах – подразумевало приобщение к долголетию и статусу покойного.
Еще одним отличием казахского дома (в сельской местности) является наличие в нем сундука кустарного производства (сандық). В прошлом он являлся обязательным атрибутом приданого казахской невесты.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспозиция Омского Дома Дружбы на Региональной выставке «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в рамках проведения Дней культуры в Омской области 2010 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Установка юрты. Фото из открытых интернет-источников
«Будни в ауле». Художник Ким Евгений. Серия "Быт казахов 19-го-нач. 20-го вв."
В одежде сохранилось наименьшее количество этнических черт. Сохраняются предпочтения в выборе тканей, это шелк и бархат. Специфика характерна для одежды старшего поколения. Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды являлся шапан. Его шили из вельвета, для праздничных дней – из плюша или бархата. Из мужских головных уборов по-прежнему распространены тюбетейки – тақия, шапки с меховой опушкой – бөрік, меховые шапки – тымақ. Традиционная мужская обувь состояла из сапог с высоким голенищем и войлочным чулком – байпагы (қонышы бар етык), сапог из мягкой кожи – мәсі, на которые при выходе из дома надевали калоши. В последнее время чаще всего мужчины ограничиваются ношением тюбетейки в дополнение к европейскому костюму, все реже встречается ношение шапанов, а сапоги с высоким голенищем и войлочным чулком вовсе вышли из употребления.
В женском костюме этническая специфика сохранилась лучше. Женщины старшего поколения носят платья традиционного покроя – көйлек, поверх которых надевают безрукавку – камзол или жилетку. Важными компонентами казахского женского костюма были монеты царской чеканки и традиционные застежки –қапсырма (каптырма) из серебра или в серебряном обрамлении. Среди женщин также распространены қапталшапан и қима (қынама бел) шапан, которые отличаются друг от друга по крою.
Основным материалом для изготовления верхней женской одежды служили плюш или бархат. В качестве головного убора замужних женщин выступал платок. Этническую специфику приобрели пуховые и шелковые шали – бөрпешәлі. Женщины преклонного возраста по-прежнему носят традиционные нижние штаны – дамбал и кожаные сапоги – мәсі.
Одежда молодежи и людей среднего возраста ничем не отличается от одежды городского типа.
Существенную роль в жизни казахской женщины играли ювелирные украшения, особенно серебряные. По-прежнему распространены серьги – сырға, кольца – жузік, браслеты – білезік из серебра, изготовленные местными мастерами- зергерами или приобретенные в Казахстане.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Участница мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участник мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Экспонаты Омского Дома Дружбы на II региональной выставке «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в рамках проведения Дней культуры в Омской области Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспонаты Омского Дома Дружбы на II региональной выставке «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в рамках проведения Дней культуры в Омской области Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Дулатова Камиля. 2021 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Тюркский праздник «Навруз». 2019 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Головной убор невесты саукеле. Фото 1898. Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург). Фото из открытых интернет-источников
Основу пищевого рациона казахов составляли мясные и молочные продукты. Главная роль в рационе отводилась мясу. По-прежнему казахи предпочитают конину и баранину другим видам мяса. По традиции, к приходу гостя принято забивать барана. В зимнее время большой популярностью пользовалась конина. Широко распространен обычай заготовки конины на зиму – соғым. В день забоя хозяйка готовила ритуальное блюдо – қуырдақ (от казахского слова қуыру – жарить). Оно представляло собой жаркое из мяса, печени и других субпродуктов. Сегодня в это блюдо нередко добавляют картофель.
В течение зимы было принято приглашать в гости на омыртқа или дәмгешақыру. По этому случаю готовили традиционное блюдо казахов – ет, состоящее из отварного мяса и тонко раскатанного теста – салма нан или жайманан, заправляемого луковым соусом туздық. По традиции, каждый кусок мяса укладывают на широкое блюдо – табақ в соответствии со статусом людей, которым оно предназначено. К блюду принято подавать бульон – сорпа, в который добавляют сухой творог – қурт или кисломолочный продукт – айран. Большое распространение получило копчение конского мяса, оставшегося с зимы.
Важное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Употребляли в основном коровье молоко. Из него получали сметану – қаймақ, масло – сары май, кисломолочный продукт – айран, творог – ірімшік. Молоко употребляли в свежем виде, добавляли в качестве приправы к чаю. Из кобыльего молока готовили кумыс (қымыз) – напиток, полученный в результате молочнокислого брожения.
Основу растительной пищи составляли мучные изделия. Самый главный элемент питания – хлеб (нан) выпекали из пшеничной муки. В последние десятилетия хлеб все чаще покупают в магазине, хотя сельские казахи по-прежнему предпочитают хлеб домашней выпечки. Непременным атрибутом праздничного стола казахов являются баурсаки (бауырсақ) – пышки из пресного или дрожжевого теста, которыми принято встречать гостей.
Из повседневных блюд готовили суп с домашней лапшой – кеспе, картофель в разных вариациях, оладьи – куймақ и традиционные казахские лепёшки: жуқанан, табанан.
Пирожки – буйрек являются непременной частью ритуального угощения сватов во время свадьбы, а также во время вечерних трапез – ауызашар, устраиваемых для постящихся в месяц Ораза.
По четвергам и пятницам, а также на поминки пекли лепешки из пресного теста, именуемые шелпек, что связано с религиозной обрядностью казахов.
Их количество равнялось 7 или 9. В эти дни ритуальная трапеза предварялась чтением молитв из Корана.
Непременным атрибутом любой трапезы является чай, который пьют горячим и с молоком. Напиток принято заваривать в металлических чайниках и разливать по пиалам. К чаю обязательно подают хлеб со сливочным маслом. Считается невежливым отказываться от чашки чая, особенно утреннего. У казахов сохраняется обычай ауызтию (отведать угощение), согласно которому хозяин дома не отпускал гостя, пока он не отведает угощения.
В последние годы в системе питания казахского населения появилось много заимствований из кухонь соседних народов. Большой популярностью пользуются борщ, пельмени, манты, плов, вареники, блины, пироги и др. Из татарской кухни в быт казахов вошло полюбившееся им блюдо – бәліш, представляющее собой закрытый пирог, начиненный мясом и картофелем.
Также значимые новшества были связаны с расширением ассортимента блюд, включением в рацион питания садово-огородных культур, дикорастущих ягод и грибов.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Экспозиция «Казахский двор» на III Международном фестивале приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспозиция «Казахский двор» на областном празднике урожая «Прииртышские осенины», 2017 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспозиция «Казахский двор» на III Международном фестивале приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казахские баурсаки. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Экспозиция «Казахский двор» на III Международном фестивале приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». 2006 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Главным праздником годового цикла у казахов является Наурыз – праздник весны, обновления природы, начала Нового года. Он отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. В советский период Наурыз не праздновался, но память о нем сохранялась. В последние годы в Омской области активно возрождаются традиции, связанные с этим праздником. Время и место проведения праздника определяют заранее. В этот день проходят массовые гулянья, сопровождаемые посещением юрт, восточного базара, катанием на качелях – алтыбақан, дегустацией традиционных казахских блюд и главного ритуального угощения – Наурыз коже, состоящего из семи компонентов.
Большое распространение у казахов получили мусульманские праздники, которые отмечаются с выраженным этническим колоритом. К их числу относятся Ораза, малый (Ораза-Байрам, Ораза-айт) и большой (Курбан-Байрам, Курбан-айт) айт.
В Омской области во время священного месяца рамазан поста придерживаются в основном люди пожилого возраста. В течение месяца казахи поздравляют друг друга с наступлением праздника. Постящихся, соседей, родственников принято приглашать в гости на вечернее застолье для совершения ритуала ауызашар (букв: открыть рот). Обряд начинался с разговения постящихся водой, финиками или изюмом. Далее подавали чай со сладостями, ритуальными пирожками – буйрек с ливерной и картофельной начинками, лепешками шелпек и баурсаками. Во время трапезы принято слушать хадисы и сунну. После ее окончания совершается тарауық – намаз, за которым следует вторая трапеза. Обязательным атрибутом второго застолья является традиционное мясное блюдо ет, после которого проводится полный намаз.
По традиции, у казахов после завершения любого праздничного застолья принято передавать гостинцы детям и родственникам, оставшимся дома. Этот обычай получил название сарқыт. Его смысл заключался в приобщении к празднику людей, не принимавших в нем участия.
По окончании поста казахи устраивали праздник, называемый Ораза-айт. Он начинался с утреннего намаза. В каждой казахской семье в этот день готовят национальные блюда и встречают гостей. Празднование большого айта также начиналось с утренней молитвы. В сельской местности при отсутствии мечети собирались в самом большом доме. После праздничной молитвы забивали жертвенное животное – барана. Животное во время забоя принято укладывать на землю головой в Кибле. При этом обязательно произносилась краткая молитва. В этот день принято принимать гостей и ходить в гости.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Курес - казахская национальная борьба. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Алтыбакан - качели и игра у кочевых народов Центральной Азии. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казахский праздник Наурыз. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Казахский праздник Наурыз. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Традиционно казахи считали, что для гостя ничего нельзя жалеть. В свою очередь гость не мог отказываться от приема и угощения. Это означало бы, что он не желает достатка хозяину. Угощение у казахов было регламентировано в соответствии с социальным и материальным положением обеих сторон. Казахская народная мудрость гласит: «Накормившему один день кланяйся сорок дней».
Гостя казахи называют: «божий гость» – гость нежданный, прибывший без приглашения; уважаемый, почетный гость; приезжающий-уезжающий человек, гость. Допуская возможность чуда, казахи верят, что с гостем на дом может снизойти благодать. Отпущенный из аула без еды и должного гостеприимства человек может унести с собой плодовитость стад обидевшего хозяина.
У казахов запрещено демонстрировать пренебрежительное отношение к еде, нельзя оставлять надкусанный хлеб, нельзя дуть на бульон или чай, потому что охлажденная таким образом пища считается непригодной, запрещалось брать куски левой рукой. Нельзя было входить в дом с жующим ртом, но выходить из дома, пережевывая еду, считалось хорошей приметой. Только после того, как гость вкусил от пищи хозяина, тот мог спросить его более конкретно, откуда и куда едет, что видел.
Важнейшим событием в казахской семье и во всей общине в целом было рождение ребенка. Первые 40 дней после его рождения – шілде считались особенно опасными. Поэтому казахи приносили в жертву барана и устраивали шумный праздник, чтобы отпугнуть злых духов. Кроме того, в этот день было принято исполнять специальные детские песни. Эта традиция сохранилась лишь в ауле Кызылагаш Москаленского района. Праздник по случаю рождения ребенка – шілдехана по-прежнему бытует в Омской области, однако он утратил свое прежнее значение. Сегодня он превратился в торжество, которое проводится родными молодых, в основном, в день родов или по приезде из больницы.
В прошлом сразу после этого праздника роженице давали ритуальное угощение из мяса принесенной в жертву овцы – қалжа. На это мероприятие приглашали только женщин. Обязательными элементами ритуального блюда являлись мясо и курдюк. Смысл данной трапезы заключается в восстановлении сил роженицы, которая «қалжырапкалады», т.е. лишается сил и нуждается в хорошем питании. В настоящее время в Омской области казахи празднуют калжа с большим размахом, как пир – той. Его проведение зависит от возможностей семьи и может быть отложено до достижения младенцем года. В этот день новорожденному принято дарить подарки. Торжество сопровождается одариванием гостей отрезами ткани. Ценным подарком одаривали женщину, которая прежде принимала роды и перерезала пуповину – кіндікшеше (букв.: «пуповинная мать»). Сегодня ее роль выполняет выбранная из числа родственниц или подруг родителей ребенка.
Значительным изменениям подвергся обряд укладывания младенца в колыбель – «бесікке салу». Ребенка в основном укладывают в кроватку или коляску. Традиционные казахские колыбели встречаются крайне редко и исключительно в сельской местности.
Следующим этапом родильного цикла является обряд имянаречения ребенка –«азаншақыру» или «атқою». Его принято проводить до 40 дней. В прошлом для проведения этого обряда приглашались почтенные родственники – аксакалы (букв.: «белобородые»), сегодня его проводит мулла. Он читает определенную молитву, в конце которой трижды произносит в ухо ребенку его имя. Раньше имя ребенку давал старший из родственников, сейчас его имя подбирают в основном родители.
По истечении 40 дней проводят обряд «қырқынаншығару» (букв.: «выведение из первого сорокадневья»). Во время обряда ребенку впервые подстригают утробные ногти и волосы и проводят ритуальное омовение. В ванночку обязательно добавляют сорок ложек воды. Для участия в обряде приглашают кіндікшеше и женщин пожилого возраста. Гостей угощают традиционными блюдами. Обязательной процедурой является одаривание гостей ритуальными принадлежностями (чашка, ложка, монеты) и отрезами ткани.
Следующим интересным обрядом являлся «тусаукесу» (букв. «разрезать путы»), символизировавший начало нового этапа в жизни ребенка. Ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги шерстяными нитками. Как правило, это делала многодетная и энергичная женщина, передавая ему тем самым свои качества. Она перевязывала крест-накрест ноги ребенка в лодыжках бело-черным перевитым шнуром и затем разрезала его. В настоящее время в Омской области разрезание пут доверяют как женщинам, так и мужчинам. Как и прежде, для этих целей родители ребенка выбирают активного и жизнерадостного человека.
Из обрядов семейного цикла наиболее красочной является свадебная, в которой сохранилось очень много традиционных черт. Условно весь комплекс свадебных обрядов можно разделить на следующие этапы: досвадебные обряды и обычаи, собственно свадьба и послесвадебные обряды. Традиционно свадьбе предшествовало сватовство – қудатусу, алдынанөту, во время которого будущие родственники обговаривали детали предстоящего торжества. В качестве сватов выступали самые авторитетные родственники жениха. Самого главного свата называли бас қуда. Родители жениха преподносили невесте и ее родителям подарки. В это время родственники невесты готовили для сватов традиционное казахское блюдо – ет. Сватовство завершало обрядовое угощение қуйрық-бауыр, состоящее из бараньей печени с курдючным салом, после которого стороны считались навеки связанными братскими узами.
Обязательными элементами праздника по-прежнему являются обряд осыпания сладостями и монетами – шашу, взаимное одаривание сватов подарками. Сторона жениха привозит с собой мешок – қоржын, наполненный подарками в виде отрезов тканей, украшений, сладостей, напитков и др. Сторона невесты также готовит қоржын. Его содержимое, как и время проведения праздника, количество гостей, обговариваются заранее.
Гостей угощают традиционными казахскими блюдами, среди которых особое место занимает қуйрық-бауыр из отварной бараньей печени с курдюком, который является символом установления нового родственного союза. Этот ритуал сопровождается обрядом сәукеле, который имеет распространение только в Омской области. Подобное действо с исполнением обрядовой песни сәукеле проходит как в доме невесты, так и в доме жениха.
Чаще всего женщина – исполнительница обряда предстает перед гостями торжества в наскоро подготовленном наряде: на голову накидывается гипюровый платок – бөрпешәлі, либо кисея или похожая на нее ткань таким образом, чтобы не было видно лица; поверх платья булавками прикалывают кусок ткани в виде юбки. В последнее время в некоторых местах для такого случая стали шить специальный наряд, состоящий из платья и головного убора с перьями филина, которые в народе считаются оберегом.
С началом песни под шумные и одобрительные возгласы гостей ее исполнительница или другие женщины собирают подарки в виде денег, серебряных колец, отрезов тканей. Для этих целей готовят большое металлическое блюдо или поднос с конфетами, которыми после одаривания исполнителя угощают гостей. Как правило, главные сваты кладут на блюдо по 1 000 руб., остальные гости – по возможности. По окончании застолья приглашенной стороне преподносятся подарки в виде одежды, ковра, отреза ткани, после чего сваты разъезжаются по домам.
Особое место в свадебной обрядности казахов занимает ритуал мусульманского бракосочетания. В прошлом этот обряд совершали исключительно в доме невесты. В настоящее время в Омской области его проводят в основном в мечети.
Этапом, завершающим свадебный церемониал казахов, является обычай төс беру, согласно которому после проведения свадьбы принято угощать всех женщин аула бараньей грудинкой – төс. В настоящее время этот обычай имеет большое распространение в Омской области.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Особенности национального гостеприимства: сборник методических рекомендаций / под ред. И. А. Селезневой. ‒ М., 2021. – 229 с.
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Региональный фестиваль казахского народного творчества "Урпак уни - Голос поколений". 2013 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Областной межнациональный фестиваль свадебных обрядов. 2011 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Юные участники II Международного фестиваля приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». 2008 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Региональный фестиваль казахского народного творчества "Урпак уни - Голос поколений". 2013 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Свадебные обряды казахов, вторая половина 19 века. Фото из открытых интернет-источников
Общественная организация Региональная казахская национально-культурная автономия Омской области
Дата регистрации 30 декабря 1999 года
Президент: Бакулин Бота Зейнилхабиденович
Деятельность автономии направлена на возрождение, сохранение и популяризацию традиционной казахской культуры, развитие родного языка. Автономия поддерживает культурные связи с национально-культурными объединениями Омской области, регионами Российской Федерации, Республикой Казахстан, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Одним из направлений работы автономии является благотворительная деятельность: проведение благотворительных обедов, раздача подарков, адресная помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам; благотворительных акций в мечетях г. Омска и муниципальных районах области во время религиозных праздников: Рамадан, Ураза - Байрам, Курбам - Байрам, ко дню рождения Пророка Мухаммеда; к Международному Дню защиты детей, Дню Победы, Дню матери, празднику Наурыз.
Региональная казахская национально-культурная автономия Омской области организатор городского праздника Навруз с участием тюркско-иранских общественных организаций региона при поддержке Администрации г. Омска, Омского Дома Дружбы.
Автономия помогает недавно созданным казахским организациям, в частности ОРОО «Казахи Омска», в становлении практическими советами и финансовой поддержкой.
С целью популяризации казахского языка, обычаев и современного эстрадного творчества в 1996 года было основано Творческое объединение «Аманат». В 2003 году коллективу присвоено почетное звание «народный самодеятельный художественный коллектив». С 2004 года коллектив вошел в состав Региональной казахской национально-культурной автономии Омской области. С 2006 года концертмейстером вокальной студии «Аманат» стал Асылбек Бакытжанович Айтымова. Сохранив традиции, коллектив остается одним из ведущих национальных коллективов среди общественных объединений г. Омска и Омской области. В 2009 году при студии создается ансамбль домбристов «Орнек». Юные участники коллектива с большим рвением постигали азы игры на национальном казахском инструменте, и сегодня ансамбль и его солисты успешно выступают с концертными номерами в различных на площадках города, на конкурсах и фестивалях. Солисты народной студии «Аманат» являются лауреатами и дипломантами региональных и международных конкурсов.
******
Общественная организация Омская местная казахская национально-культурная автономия «Атамекен - Отечество»
Дата регистрации: 9 января 2019 года
Президент: Богумбаев Аскербек Ануарбекович
******
Омская региональная общественная организация «Сибирский центр казахской культуры «Мөлдір» («Прозрачный»)
Дата регистрации: 8 февраля 2000 года
Омская региональная общественная организация «Сибирский центр казахской культуры «МОЛДIР» была создана в феврале 1989 года. С момента создания организации и до сегодняшнего дня бессменным председателем является Жунусова Алтынай Хайдулловна. Отличительной особенностью центра является его состав, объединяющий три поколения – аксакалов, молодежь и детей.
Главным направлением многогранной деятельности Омской региональной общественной организации «Сибирский центр казахской культуры «Молдiр» (Прозрачный) является изучение, развитие национальной казахской культуры, бережное сохранение самобытности и уникальности своего народа, его языка, обычаев и обрядов. На пути достижения этой цели центр занимается просветительской работой: организует конференции, выставки, проводит конкурсные, игровые и шоу программы, концерты с участием самодеятельных и профессиональных творческих коллективов региона и Республики Казахстан. «Мөлдір» инициирует создание казахских центров в области и оказывает им методическую помощь.
Сибирский центр казахской культуры «Мөлдір» является одним из инициаторов проведения народного праздника Наурыз и фестиваля «Урпак уни – Голос поколений» в регионе, вошедших в программу областного фестиваля национальных культур «Единение».
На протяжении многих лет Сибирский центр казахской культуры «Мөлдiр» (Прозрачный) тесно взаимодействует с Омским филиалом Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук. В рамках этого сотрудничества были реализованы проекты: Международные научно - практические конференции «Казахи Омского Прииртышья: история и современность», «Казахи в Евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы» с участием ученых из регионов России и Казахстана (2007, 2014, 2016, 2019 гг.). Данная площадка народной дипломатии внесла серьезный вклад в укрепление дружбы и единства народов Российской Федерации и Республики Казахстан. Выставочный проект «Юрта-космос кочевника» в музее Института, в рамках которого свыше 5 тысяч школьников и студентов стали участниками выставки, стал важным фактором в гармонизации межэтнических отношений и воспитании подрастающего поколения на принципах дружбы и взаимоуважения.
Самыми значимыми ежегодными проектами организации являются проведение Межрегионального казахского праздника культуры и спорта «ТОЙ ДУМАН» и казахского праздника НАУРЫЗ. Межрегиональный праздник культуры и спорта «Той Думан» включает в себя национальные игры и состязания, выступления лучших исполнителей песен и танцев. В последние годы обновился формат мероприятия, зрителями которого являются более 10 тысяч человек. В разные годы в празднике принимали участие представители казахских диаспор Турции, Германии, Австрии и Китая. Праздник проводится при поддержке Администрации г. Омска и Правительства Омской области. Представители делегаций демонстрировали свои навыки в области традиционного искусства, принимали участие в соревнованиях по национальным видам спорта.
Ежегодно Сибирским центром казахской культуры «Мөлдiр» проводятся театрализованные представления и концертные программы, посвященные празднику весны Наурыз, в рамках которых выступают казахские творческие коллективы из районов Омской области и Республики Казахстан. Мероприятия, организованные Сибирским центром казахской культуры «Мөлдiр», обладают особым духом патриотизма, любви к семье и традиционным ценностям.
Заслуженным признанием на протяжении всех лет пользуется народный фольклорно-этнографический ансамбль «Молдир». Он был одновременно создан при центре. В 1998 году фольклорно-этнографическому ансамблю «Молдир» было присвоено звание «народный художественный самодеятельный коллектив». Ансамбль одним из первых в России начал свою работу с казахским населением по возрождению забытого наследия предков. В репертуаре фольклорно-этнографического ансамбля есть уникальные обрядовые песни, собранные коллективом в казахских аулах Омской области. В коллективе занимаются люди разных возрастов и профессий. Солисты и участники коллектива принимали участие в международных, республиканских, региональных и областных фестивалях, конкурсах.
Клубные формирования центра – образцовый хореографический коллектив «Айгерим» (создан в 1997 году), фольклорный ансамбль «Ак жаулык – Белый платок», вокальная группа «Омбы даусы – Голос Омска», участвуя в конкурсах, фестивалях межрегионального и международного уровней, являются призерами и дипломантами. Работают при центре - секция по казахской национальной борьбе «Казак курес»; секция по казахской интеллектуальной игре «Тогыс кумалак»; казахская футбольная команда «Намыс-Регион 55». На протяжении многих лет казахская футбольная команда «Намыс- Регион 55», созданная в 2010 году занимала призовые места в межнациональном культурно- спортивном празднике «Ball der freundshaft» – Мяч дружбы» (Омская область).
Омская региональная общественная организация «Сибирский центр казахской культуры «Мөлдір» вносит существенный вклад в общественную жизнь города и области, ежегодно участвует во Всероссийском конкурсе добровольных публичных годовых отчетов некоммерческих организаций «Точка отсчета».
******
Омская региональная общественная организация «Казахский национально-культурный центр»
Дата регистрация: 21 января 2014 года
Организация - инициатор открытия центров казахской культуры по сохранению и популяризации обрядов, традиций и языка в школах и детских садах. Совместно с Министерством образования Омской области были реализованы проекты в БОУ «СОШ №130» г. Омска в 2016 году, детском саду № 112 г. Омска в 2017 году.
Казахский национально-культурный центр является участником мероприятий областного фестиваля национальных культур «Единение», праздника Навруз, круглого стола по вопросам профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии и национализма в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию». Входит в состав Совета директоров национально - культурных объединений Омской области на базе Омского Дома Дружбы.
******
Омская региональная общественная организация «Возрождение казахских традиций «Путь Чокана»
Дата регистрации: 18 января 2012 года.
Председатель Совета: Жумабаев Ермак Султанович
Омская региональная общественная организация «Возрождение казахских традиций «Путь Чокана» является участником мероприятий областного фестиваля национальных культур «Единение», праздника Навруз, круглого стола по вопросам профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии и национализма в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию». Организация входит в состав Совета директоров национально - культурных объединений Омской области на базе Омского Дома Дружбы.
******
Омская региональная общественная организация «Казахи Омска»
Дата регистрация 2014 год.
С 2008 года активистами «Казахи Омска» были инициированы и проведены различные культурные и спортивные мероприятия, популярные в молодежной среде: «казвечера» – встречи, посвященные национальным праздникам и культурным событиям; Минута славы «Казахи Омска» - конкурс талантов среди казахской молодежи Омска и Омской области; Конкурс «Мисс и Мистер Казахи Омска»; соревнования по командным видам спорта (волейбол, футбол). Проведенные мероприятия вызвали интерес у общественности, вследствие чего было принято решение о регистрации ОРОО «Казахи Омска».
Организация активно участвует в привлечении финансовых средств для реализации проектов, в различных субсидиях и грантовой помощи как федеральных, так и областных.
Проекты ОРОО «Казахи Омска» становились победителями конкурса муниципальных грантов, субсидий Правительства Омской области, конкурса грантов «Родные города» АО «Газпромнефть», благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Молодежного форума «РИТМ», Всероссийского форума «Территория смыслов».
Это: Конкурс традиций, таланта и красоты «Ару Кыз» (1 конкурс с 2014 года), Национальный фестиваль «Культурный калейдоскоп», 2015 год. Семейный проект «Нить поколений», (с 2016 года). Эта серия этнографических экспедиций в места проживания казахского населения, сопряженная со сбором рассказов, преданий, песен, фольклора, распространенных в данной местности.
Молодежный ФОРУМ «ЛИГА ДРУЖБЫ» (2017, 2018 гг.); Проекты «Молодежный форум «Лига дружбы» и «Нить поколений» стали номинантами национальной премии «Гражданская инициатива»; IV Сибирский национальный фестиваль «Культурный калейдоскоп», 2019 год; «Межнациональный семейный проект «Суперневестка», 2018 год; Премия «Алтын Адам» (Золотой человек), 2018 год; Проект-преображение «Красивый возраст», 2018 год. Цель проекта -раскрытие потенциала людей старшего поколения и вовлечение их в активную и интересную жизнь.
Семейный турнир настольных игр (Ойнатека), 2019 год. Взрослые и дети могут вместе поиграть в настольные развивающие игры. Это способствует улучшению коммуникаций между поколениями, их взаимопониманию, совместному полезному и приятному времяпровождению. В настольные игры могут играть и люди с ограниченными возможностями. Проект «Ойнатека» стал лауреатом региональной премии «Гражданская инициатива».
С целью популяризации казахской культуры действует проект - культурно-просветительская газета «Омбы Казактары – Омские казахи». Публикации посвящены культурному наследию казахского народа, вопросам воспитания подрастающего поколения, общественно-культурным новостям казахов Омского Прииртышья. На страницах газеты регулярно размещаются рассказы и стихотворения классиков казахской литературы,
Авторы проектов, члены организации одержали победу в конкурсах «Хрустальное сердце Омска», «Женщины Сибири», премии «Человек года». В организации успешно работают театр танца «Туран» и танцевальный коллектив «Ажар».
******
Омская региональная казахская культурно-развлекательная общественная организация «Тамаша» («Восхитительно»)
Дата регистрации: 22 сентября 2015 года
Председатель: Абузаров Рустам Муган оглы
Активисты организации проводят и поддерживают на территории региона различные культурные мероприятия для молодежи. Одним из самых значимых - Сибирский фестиваль «Культурный калейдоскоп». Главная цель мероприятия – сохранение нематериального культурного наследия Сибирского федерального округа, развитие этнических культур Сибири, популяризация среди широких слоев населения народной культуры и местных брендов. Члены организации являются постоянными партнерами и участниками городских и региональных мероприятий – Дня города, Дня омича, праздника Наурыз и многих других.
******
Омская областная общественная организация «Центр русско-казахской дружбы имени Чокана Валиханова»
Дата регистрации: 22 февраля 2011 года; 1 октября 2015 года
Председатель: Коптуров Махаббат Габдулгаппарович
Омская областная общественная организация «Центр русско-казахской дружбы имени Чокана Валиханова» является участником мероприятий областного фестиваля национальных культур «Единение», праздника Навруз, круглого стола по вопросам профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии и национализма в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию». Организация входит в состав Совета директоров национально - культурных объединений Омской области на базе Омского Дома Дружбы.
Бакулин Бота Зейнилхабиденович
Бакулин Б.З. - муфтий Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман города Омска и Омской области, является членом: Консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области, Общественной палаты Омской области, Общественного совета при Министерстве экономики Омской области по направлению «Международные внешнеэкономические связи Омской области», Совета директоров национально-культурных объединений Омской области при Омском Доме Дружбы.
За многолетний безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, большой вклад в развитие культуры в 2017 году награжден Благодарственным письмом Губернатора Омской области.
За большой вклад в укрепление межнациональных отношений, возрождение духовности и патриотического воспитания молодежи в Омской области в 2021 году получил Благодарственное письмо от Депутата ГД Федерального собрания РФ Гаврилова С.А. - председателя Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
******
Бекмагомбетов Жанат Ислямбекович
Со 2 октября 2015 года – Президент Омской региональной общественной организации «Казахский национально-культурный центр».
Бекмагомбетов Ж.И. - инициатор открытия центров казахской культуры по сохранению и популяризации обрядов, традиций и языка в школах и детских садах. Совместно с Министерством образования Омской области были реализованы проекты в БОУ «СОШ №130» г. Омска в 2016 году, детском саду № 112 г. Омска в 2017 году.
С 2018 года – Председатель Координационного совета общественных национально-культурных организаций казахов Омской области.
Отмечен благодарственными письмами от: Министерства образования Омской области, Министерства культуры Омской области, Департамента культуры Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска, Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, Консульства Республики Казахстан в городе Омске, глав административных районов города Омска. Награжден благодарственным письмом от Акима Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.
******
Елеутаев Куаныш Жолдасбекович
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
К.Ж.: Руководителем своей организации я стал не сразу, сначала был просто волонтером проектов (Ару кыз, благотворительные акции), затем стал членом организации и вошел в состав Правления, стал главным редактором газеты "Омбы казактары". Позднее в связи с истечением полномочий прежнего руководителя и тем, что он не мог продолжать работу во главе организации общим собранием было принято решение что я должен стать новым Председателем. Заняться общественной работой мотивировало желание глубже и детальнее изучить казахскую культуру, показать всему миру и жителям нашей области в первую очередь её красоту и самобытность, также очень важным для меня было создание условий для творческого, спортивного, профессионального роста молодежи, возможности изучения казахского языка и культуры для детей и взрослых, воспитание на примерах выдающихся деятелей.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
К.Ж.: Горжусь плодами работы всей нашей команды, кто-то больше, кто-то меньше – мы все делаем одну большую работу. Все проекты и постоянные мероприятия шаг за шагом делают нас ближе к цели.
******
Жунусова Алтынай Хайдулловна
Председатель совета Омской региональной общественной организации Сибирский центр казахской культуры «Молдiр» с 1989 годаВ 1989 году под руководством Жунусовой Алтынай Хайдулловны был создан Сибирский центр казахской культуры «Мөлдiр» (Прозрачный) и на протяжении более 30 лет она остается его бессменным руководителем, внося неоценимый вклад в популяризацию казахского языка и культуры, развитие межнационального согласия на территории России.
Алтынай Хайдулловна – одна из первых в Омской области хормейстер самодеятельного творчества, которая начала возрождение забытых народных казахских песен. Именно это стало основанием для создания народного казахского фольклорно-этнографического ансамбля «Мөлдир» при культурном центре. Популяризация казахских народных песен, традиций и обрядов для жителей региона - это часть культурной деятельности Алтынай Жунусовой. Творческая активность и работоспособность Жунусовой А.Х. как руководителя центра, способствуют ее широкой профессиональной деятельности, она является автором крупных проектов. Центр занимается просветительской работой: организует выставки, концерты самодеятельных и профессиональных творческих коллективов. Принимает активное участие в организации и проведении различных мероприятий городского и областного масштаба. Народный праздник Наурыз Сибирский центр казахской культуры «МОЛДIР» проводит с 1989 года. С 1998 года по инициативе А.Х. Жунусовой берет свое начало областной фестиваль казахского народного творчества «Урпак уни - Ұрпақүні» («Голос поколений»). Эти мероприятия вошли в программу областного фестиваля национальных культур «Единение» и проводятся Омским Домом Дружбы, при поддержке Министерства культуры Омской области и участия казахских национальных организаций и творческих коллективов.
Тесное сотрудничество Алтынай Хайдулловны с руководителями национально-культурных объединений России и Казахстана на протяжении многих лет способствует укреплению межнационального мира и согласия, внося свой существенный вклад в укрепление и развитие российско-казахстанских отношений. В рамках проводимых мероприятия выступают казахские творческие коллективы из районов Омской области и Республики Казахстан.
Жунусова А.Х. является автором ежегодного масштабного проекта – Межрегиональный праздник культуры и спорта «Той Думан». В разные годы Алтынай Хайдулловна, как руководитель центра «Мөлдiр», оказывала практическую и методическую поддержку казахским национально-культурным организациям России. Жунусова А.Х. являлась одним из инициаторов создания Федеральной национально-культурной автономии казахов России. В 2017 году она вошла в число учредителей Союза некоммерческих организаций по сохранению и развитию казахской этнокультуры.
При активном участии Жунусовой А.Х. в 2017 году в Курганском областном художественном музее состоялась выставка «Тюркские мотивы», в Оренбургской области состоялся Областной праздник казахской культуры «Степной той». Тесное межрегиональное и международное сотрудничество Алтынай Хайдулловны с коллегами повлияло на взаимодействие по укреплению общероссийской культуры.
Главной целью деятельности Алтынай Хайдулловны является сохранение казахской национальной культуры и межнационального мира и согласия в обществе. Жунусова А.Х. совместно с другими руководителями национально-культурных объединений поддержала инициативу по созданию в Омске Дома Дружбы. С 2000 года Жунусова А.Х. является членом Совета директоров национально-культурных объединений при Омском Доме Дружбы.
Жунусова А.Х. имеет государственные, ведомственные и региональные награды и поощрения Российской Федерации, Республики Казахстан, Омской и Самарской областей, Благодарственное письмо Комитета по образованию и науки Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации за многолетнюю работу, большой вклад в развитие и популяризацию казахской национальной культуры в Омской области.
За заслуги в деле возрождения казахской культуры отмечена медалью Президентом Республики Казахстан. Алтынай – лауреат премии имени национального героя Кайрата Рыскулбекова. В 2007 году она удостоена звания «Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан».
В 2017 году получила Почетную грамоту Правительства Омской области, в 2018 году за активную деятельность на территории Омской области в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации, сохранения и развития национальных культур, укрепления этноконфессионального мира, дружбы и согласия между народами, проживающими на территории Омской области была награждена медалью Омской области «Дружба народов». В 2021 году присвоено звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".
- Расскажите, как Вы стали руководителем национального объединения? Что подвигло заняться общественной деятельностью?
А.Х.: В 1988 году у нас была группа молодежи, студенты разных вузов, приехавшие из Казахстана, которые учились и также как и я, увлекались казахской культурой. Мы собирались, пели песни на казахском, играли на домбре, так спонтанно создался наш творческий коллектив, который перерос в казахский клуб «Молдiр». Этим коллективом мы ездили по аулам Омской области с выступлениями. Однажды, настал момент, когда кто-то один должен был взять на себя ответственность и возглавить коллектив. Тогда мои единомышленники (Калиакпар Кулахметов, Дарын Танкиев, Рауша Муканова, Зиябек Кабульдинов, Закир Абибуллаев, Адильбек Нысанбаев, Нурлан Кожаков) предложили мне стать руководителем «Молдiр», объясняя это моими лидерскими качествами и тем, что только у меня было специфическое образование (направление «Культура», дирижер-хоровик), также я готовилась к поступлению в Алтайский институт культуры, на специальность «Режиссер». После этого мы зарегистрировали Казахский культурный центр «Молдiр». На тот момент мы были первопроходцами – одними из первых национально-культурных общественных объединений, не только нашего региона, но и в России. Вообще я всегда хотела заниматься казахской культурой, поэтому начала учиться по профилю. Когда я училась в 9 классе, выступая на школьной линейке, посвященной Казахской ССР, я пела песню на казахском языке. Все с замиранием слушали мое исполнение, это и стало тем толчком для меня, чтобы начать заниматься казахской культурой – делиться своими знаниями всеми теми, кого интересует казахская культура.
- Чем (кем) Вы гордитесь?
А.Х.: Как бы высокопарно это не звучало, но я горжусь теми казахами, которые соблюдают национальные традиции нашего народа. Живут и передают это своим детям. Особенно отрадно, когда молодые родители приводят к нам своих деток, чтобы те полностью погрузились в свою культуру.
- Что является вдохновением в Вашей деятельности? Каковы дальнейшие планы?
А.Х.: Всем известно, что в нашем центре люди разных поколений. Но вдохновение для меня – это самые маленькие участники нашего коллектива (3-4 года). Когда ты видишь, как они и их семьи делают свои первые шаги, готовятся к выступлениям, каждый хочет показать чему он научился – это очень вдохновляет. Видишь в людях эту потребность… В эти минуты ты понимаешь, что идешь в правильном направлении, и у меня еще больше возникает желание рассказывать о своей культуре, показывать ее разнообразие и красоту. Еще вдохновляет наша молодежь, которая не отрываясь от корней традиционной культуры казахского народа, привносит в нее новое дыхание, развивает ее через современные направления искусства и культуры, использует традиции, как действенное средство в патриотическом воспитании и формировании межнациональных отношений.
В планах, конечно, продолжать работать, идти вперед, еще активнее работать с омичами. В дальнейшем мы хотим организовать детско-подростковый казахский лагерь, выставку «Иртыш – река дружбы» Омск глазами казахстанских художников». К 30-летию со дня независимости Республики Казахстан мы планируем принять участие в фестивале искусств, где покажем самых лучших своих людей, акынов, исполнителей народных песен и т.д. Сегодня заниматься общественной работой одновременно и сложно, и легко. Сложностей достаточно и они разные, но все решаемо. А легкость заключается в том, что сейчас намного больше возможностей и путей реализовать свои идеи и задумки, мечты и планы. Например, можно получить поддержку в виде различных грантов. Также благодаря современным технологиям намного быстрее можно найти единомышленников. Вся деятельность национальных объединений развивает идеи равноценного сосуществования различных культур на основе равноправного диалога в нашем многонациональном городе. Ведь сохранение нематериального культурного наследия народов – это одна из главных наших целей.
******
Коптуров Махаббат Габдулгаппарович
Председатель Омской областной общественной организации «Центр русско-казахской дружбы имени Чокана Валиханова»