Омская энциклопедия дружбы
Грузины
Грузины. Самоназвание – картвели. Основное население Республики Грузия. Общая численность в мире около 4 млн. чел. Живут также в Азербайджане, на севере Ирана, на севере Турции, на Украине, в Белоруссии, в Казахстане, во Франции, США и др. Численность грузин России – 157 803 чел. (0,11% от общей численности населения страны). Основными регионами компактного проживания являются Москва, Краснодарский край, Московская обл., Ростовская обл., Северная Осетия и другие субъекты Российской Федерации.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 1125 чел. Среди грузин Омской области преобладают городские жители (69,6 %). В Омске проживает 77,5 % городских грузин. Районами относительно компактного проживания грузин на территории региона являются: Павлоградский, Омский, Нововаршавский, Шербакульский, Одесский, Полтавский, Русско-Полянский.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Грузины [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/gruziny (дата обращения 10.09.2021).
Константин Исакадзе. Участник Межнационального фестиваля «Орнамент восточной души». 2019 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото и открытых интернет-источников
Фото и открытых интернет-источников
Фото и открытых интернет-источников
Самоназвание картвели происходит от древнего этнонима «карт» или от мифологического героя Картлоса, которого грузины считают своим первопредком.
Грузины – древнее население Закавказья, в их этногенезе принимали участие коренные племена Кавказского перешейка – карты, мегрело-чаны, сваны и др. Влияние на формирование грузин оказали также вторжения скифов, киммерийцев и греков из Малой Азии. С антропологической точки зрения грузины, а также близкие к ним сваны и мегрелы принадлежат к понтозагросской группе внутри палеокавказской семьи народов.
Древнейшими государственными образованиями на территории Грузии, вокруг которых формировался этнос, являлись существовавшие в VI–IV вв. до н. э. Колхидское царство и государство Картли с центром в районе современной Мцхеты. Картли была известна греко-римским авторам как Иберия, а её население – как иберы. В IV веке н. э. Картлийское государство под влиянием Византии принимает христианство. В период с V по Х вв. Кавказ попал в зону влияния Арабского халифата.
В XI в. в период правления Давида IV Строителя произошла консолидация разрозненных территорий в единое государство Сакартвело («страна картвелов»). В XII–XIII вв. при внучке Давида IV Строителя царице Тамаре грузинское государство достигло наивысшего могущества, его территории расширились от Каспийского до Чёрного моря. Однако нашествия монголов и Тамерлана привели к упадку грузинской государственности и началу периода феодальной раздробленности. В дальнейшем в течение нескольких веков за Закавказье велась борьба между османской Турцией и сасанидским Ираном, в ходе которой грузинский народ подвергался сильному языковому и конфессиональному влиянию. Грузия была разделена на несколько царств, которые часто вели самостоятельную политику.
В этих условиях православные грузинские правители стали искать покровительства у России. Ещё в 1639 г. кахетинский царь Теймураз дал присягу на верность русскому царю, однако в этот период Россия не вела активных действий на Кавказе. Расширение геополитического влияния Российской империи в XVIII в. привело к заключению в 1783 г. Георгиевского трактата о вхождении ряда грузинских княжеств в Российскую империю, а в XIX в. разрозненные грузинские княжества начали поочерёдно входить в состав России. Последними в 1870-е гг. были присоединены Месхет-Джавахетия и Аджария.
Многолюдные грузинские колонии появились в XVII веке в Москве и в Астрахани, а в ХVIII в. – также и в Петербурге. Царь Имеретии Арчил II после поражения в борьбе с Турцией бежал в Россию и после 1685 г. жил в Москве со всей семьей и свитой. В 1724 г., также после военного поражения, в Москве обосновался царь Картли Вахтанг VI. Его свита из 1200 человек занимала целый квартал столицы. Вахтанг VI был погребен в Астрахани.
К 1738 г. грузинских князей и дворян в России стало так много, что из них была образована гусарская рота, а в 1741 г. – и гусарский полк из 10 рот численностью 1 000 человек. В этот период число грузин в России росло так быстро, что в Подмосковье они заселили село Воскресенское, а родовой усыпальницей семьи Арчила стал Донской монастырь.
В 1921 г. под влиянием большевиков на территории Грузии установлена советская власть, а с 1922 по 1991 гг. Грузия входила в состав СССР в качестве одной из советских республик. В 1991 г. провозглашена суверенная Республика Грузия. В советское время приток населения с территории Грузинской ССР происходил в рамках единого государства.
Новый этап миграции грузин на территорию России, в том числе в Сибирь и в Омскую область, пришёлся на конец 1980-х – начало 1990-х гг. Он был обусловлен экономическими трудностями, а также вооруженным конфликтом в Абхазии в 1992–1993 гг.
В последнее десятилетие численность грузин сократилась. Это связано с политическими противоречиями между Россией и Грузией, а также ужесточением миграционного режима. Данная тенденция прослеживается по материалам переписей населения. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Омской области проживало 1120 грузин. Всероссийская перепись населения 2002 г. показала некоторый рост числа грузин в регионе – 1521 человек, результаты Всероссийской переписи населения 2010 г. свидетельствуют о снижении численности грузинского населения в Омской области – 1125 человек. В целом из-за отсутствия новых миграций грузины всё активнее интегрируются в местную культурную и языковую среду.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Старый Тифлис. Музыканты. Фото из открытых интернет-источников
До принятия христианства грузинские государства имели свои языческие культы и верования. С I в. н. э. христианство начинает проникать на территорию Грузии, однако долгое время грузинские цари не признавали новую веру. Грузины одними из первых приняли христианскую веру: согласно легенде, ее принес в регион апостол Андрей Первозванный. По другой легенде, в IV в. в Грузию прибыла святая Нино Каппадокийская. Она творила чудеса, исцеляла людей и однажды спасла заблудившегося на охоте царя Мириама. В благодарность он приказал христианским священникам крестить свой народ и строить храмы. Первый деревянный храм Светицховели был построен в Мцхете. Во второй четверти IV в. христианство уже было распространено по всему Картлийскому царству, а позже – по всей территории современной Грузии.
В грузинской летописи XII в «Картлисцховреба» упоминается легенда о библейском происхождении народа. Согласно ей, картвелеби ведут свой род от Таргамоса, сына библейского Иафета (одного из сыновей Ноя, спасшегося вместе с ним от Потопа в Ковчеге).
В жизни грузин православная вера играет большую роль, особенно для тех, кто живёт не на исторической родине. Они целыми семьями соблюдают религиозные традиции и посещают церковь. Среди грузин также есть католики (франги) и мусульмане (аджарцы и лазы).
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви. Том I. Репринтное воспроизведение. – М.: Наука, 1991. – 704 с.
Мровели Л. Жизнь картлийских царей. – М.: Наука, 1979. – 104 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
На протяжении веков в Грузии сложилась хозяйственная модель, включавшая пашенное земледелие и скотоводство. В горной местности было развито скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с земледелием, которое доминировало в равнинной местности. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
Значительного развития в грузинской материальной культуре достигли ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий.
С начала XX в., особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические цитрусовые культуры. Традиционными для грузин являются также виноградарство и виноделие, огородничество.
Условия проживания в Сибири внесли свои коррективы в хозяйственную деятельность грузин, проживающих на территории Омской области, что привело к перениманию принципов ведения хозяйства у русских сибиряков.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Узоры грузинского ковра. Фото из открытых интернет-источников
Виноградники. Фото из открытых интернет-источников
Образцы грузинских традиционных ковров. Фото из открытых интернет-источников
Сбор винограда. Фото из открытых интернет-источников
Традиционная архитектура грузинского жилища во многом зависит от района размещения. В горной местности все жилые и хозяйственные помещения составляли, какправило, единый комплекс и располагались вертикально. Для равнинно-предгорной зоны Восточной Грузии характерно разбросанное размещение дома и хозяйственных помещений. Так, винохранилище марани, неотъемлемая часть любой усадьбы, может располагаться рядом с домом или даже на значительном отдалении от него.
Географические границы влияют и на тип жилищ. В горах это – каменные дома-крепости цихе-сахли с оборонительными башнями или двух- и четырёхэтажные каменные жилища чардахиани-сахли; одноэтажные каменные дома с плоской земляной крышей назывались квиткири. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии распространён вид каменного жилища дарбази со ступенчато-венцеобразным перекрытием и светодымовым отверстием. В центре дарбази грузины располагают очаг, по обе стороны которого размещаются деревянные орнаментированные резьбой опорные столбы. Важнейшей частью традиционного жилища грузин является очаг кера, олицетворяющий семейное единство. Распространены также специальные печи для выпечки хлеба – тонэ, пурнэ, гумели.
Со второй половины ХIХ в. в Грузии начали появляться двухэтажные каменные дома с окнами, деревянными полами, в несколько комнат и с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более совершенствованный, распространён в современной Грузии.
Условия проживания в Сибири привели к перениманию традиций устройства жилища у русских сибиряков, но в интерьере сохраняются элементы традиционного устройства жилища.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы и религии мира / гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.
Фото из открытых интернет-источников
Интерьер грузинского жилища. Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Особенности традиционной одежды грузин зависят от районов их проживания. Мужской костюм состоит из рубахи перанги и штанов шарвали. Основу верхней одежды составляют куртка чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета) – надевавшийся под чоху шерстяной пояс. Зимний мужской тулуп носит название набади, а зимний головной убор наподобие бурки – бохохи. На ноги грузины надевали вязаные носки циндеби и самодельную обувь из сыромятной кожи каламани.
Традиционный женский костюм тоже включает в себя перанги, длинные штаны шеидиши и длинное платье картули кааба с нагрудной вставкой гулиспири. Платье подпоясывается длинным матерчатым поясом, концы которого спускаются почти до подола. Головной убор грузинки состоит из вуали лечаки, картонного ободка и головной повязки тавсакрави. На ногах грузинки носили башмаки на каблуках без задников (коши) и мягкую обувь из сафьяна без каблуков.
В настоящее время традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа, национальные костюмы используются только лишь для показательных выступлений и презентаций.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Иллюстрации из фундаментального труда «Народы России» Густава-Теодора Паули, издания 1862 года. Фото из открытых интернет-источников
Грузин. Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Участники областного фестиваля «Орнамент восточной души». 2012 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, а также хлеб. Среди молочных продуктов можно выделить сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский), мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки. Разнообразен выбор овощей и фруктов: фасоль, бобы, зелень, виноград и др. Важное место в питании местного населения занимало гоми – блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Этим блюдом обычно заменяли хлеб.
Среди мясных блюд выделяется шашлык, хинкали, сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе). Основным алкогольным напитком, конечно же, было виноградное вино. Устойчивы традиции застольного этикета и по сей день.
Многие блюда, имеющие грузинское происхождение, уже давно стали неотъемлемой частью меню омских ресторанов и кафе. В городе работает большое количество ресторанов грузинской кухни.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Блюда грузинской кухни. Фото из открытых интернет-источников
Знаменитый грузинский лаваш-лодочка шотиспури - это главное блюдо на любом грузинском столе. Фото из открытых интернет-источников
Имеретинский сыр. Фото из открытых интернет-источников
Хачапури. Фото из открытых интернет-источников
Календарные праздники грузин привязаны к православному календарю. Ряд традиций календарных праздников заимствован из дохристианского времени. В Омске представители грузинской национальности отмечают свои календарные праздники как в кругу семьи, так и большой компанией близких друзей.
Как и во всем православном мире, календарный праздничный год начинается с Рождества. День 7 января называется по-грузински «Шоба – Ахали цели» («Рождество и Новый год»). В этот день все грузины стараются принять участие в крестном ходе. Особенно масштабно это действие проходит в Грузии, где идущие в колонне, как правило, надевают белые одежды или овечьи шкуры белого цвета, изображая таким образом пастухов, возвещающих о рождении Христа. Впереди шествия идут дети как олицетворение ангелов. Во время движения участниками поется особое трехголосное песнопение «алило» (от общехристианского «аллилуйя»). Часто сам крестный ход называют «Алило». После окончания торжественного молебна певцы останавливаются перед воротами домов и поют, за что хозяева выносят им различные сладости, одежду и пожертвования. Кульминацией сего шествия является передача собранного пожертвования нуждающимся.
Старый Новый год – это праздник, который всегда особо почитается грузинами. В этот день, 13 января, в дом нужно принести зеленое дерево пацгари, как правило, ветку ореха, и оставить до следующего года. Важным атрибутом праздника является и чичилаки – самодельная елка, крону которой заменяют стружки. Ее украшают сушеными фруктами и по традиции сжигают сразу после Нового года. Принято также обмениваться сладостями и подарками, при встрече нельзя подавать пустой руки, в ней обязательно должно что-нибудь быть.
Православная Пасха у грузин называется Ахдгома. На Страстную пятницу принято ходить в церковь и держать строгий пост. Кульминацией праздника является всенощное бдение в ночь на воскресенье. На второй день после Пасхи православные грузины посещают кладбища, носят туда крашеные яйца и творожные пасхи.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
«Шоба – Ахали цели» - Рождество и Новый год. Фото из открытых интернет-источников
Чичилаки. Фото из открытых интернет-источников
Этнографический материал, собранный исследователями и наблюдателями в XIX–XX вв., и письменные источники V–XIX вв. подтверждают сосуществование в Грузии больших и малых семей. Первые из них представляли собой видоизмененную семейную общину, а вторые – индивидуальную семью.
О численном преобладании малых семей свидетельствуют письменные источники, большинство которых относится к позднефеодальной эпохе. Подтверждением служат, в первую очередь демографические данные второй половины XVIII в., а этнографический материал указывает на то, что больших семей было сравнительно мало.
Обычно в состав малой семьи входили родители и их дети, а в течение определенного времени – один из родителей мужа. Такая семья охватывала два или три поколения. В трехпоколенной сложной семье главой семьи считался старший мужчина, прерогативой которого была организация труда. В двухпоколенной семье главой считался муж. Степень участия детей в хозяйственных делах зависела от их возраста. Распределение семейного имущества в случае раздела в трехпоколенной семье происходило между дедом, его сыновьями и внуками, а в двухпоколенной – когда сыновья обзаводились семьями – между родителями и сыновьями.
Более сложной социальной ячейкой являлась большая семья: ее система управления, организация труда, основанный на возрастном почитании семейный этикет, обряд раздела и принцип распределения имущества. Одной из особенностей большой семьи, в которой жили братья разных поколений со своими детьми, было проживание 3–4, а то 5 поколений под одной крышей, чем и объяснялась ее многочисленность. В горных районах Грузии неразделенные семьи существовали до начала XX в.
Для традиционной грузинской семьи характерны патриархальный уклад, регламентация семейных отношений. В отличие от целого ряда других кавказских народов, роль женщины в грузинской культуре намного заметней, она никогда не исключалась из социальной жизни. Так, в средневековой грузинской литературе женские образы представлены на одном уровне с мужскими, история страны знает несколько женщин-правителей. Грузинская женщина не просто хранительница очага, ее образ ассоциируется с мудростью и тактичностью.
В воспитании детей грузины придерживаются строгости. У них даже существует такая поговорка: «До пяти лет воспитывай ребенка как царя, с пяти до шестнадцати лет – как врага, а с шестнадцати – как друга». Грузины убеждены, что нельзя повышать голос на ребенка, с детства в нем необходимо воспитывать уважение к старшим и женщине. Большая роль в формировании личности принадлежит бабушке и дедушке.
Требования к воспитанию мальчиков и девочек различались. Девочек стремились воспитать скромными, послушными, умелыми и гостеприимными хозяйками; они росли «под строгим надзором» матерей. Уже с 3–4 лет девочке внушали, что ей полагается быть терпеливой, послушной, покорной. Мальчикам давали больше самостоятельности. Особое внимание мальчикам уделялось в горных районах. Как отмечал Н. Хизанашвили, у хевсур «сыну оказывается больше уважения, чем дочери»; по словам Г. Радде, «хевсуры не прилагают никакого старания к воспитанию женщин. Напротив того, мальчики воспитываются со тщанием». В Хевсурети мальчиков нередко даже кормили лучше, чем девочек, чтобы они росли более сильными и крепкими.
Как и в культуре многих кавказских народов, у грузин есть обычай, согласно которому младший ребенок должен оставаться с родителями и ухаживать за ними.
Вступление в брак детей происходит в порядке старшинства. Хотя в последнее время от строгих традиций иногда отступают.
Традиции грузинской свадьбы, с одной стороны, связаны с христианством, с другой – формировались под влиянием общекавказских особенностей. Грузинский свадебный цикл включал сватовство мачанклоба, смотрины невесты, обручение нишноба и собственно свадьбу корцили. Как и для всех народов Кавказа, для грузин даже сегодня характерно активное участие родителей в выборе супругов для своих детей. Если два молодых человека понравились друг другу, они сообщают об этом родителям, а те принимают окончательное решение. Хотя в последнее время мнения детей при выборе супруга или супруги все чаще учитываются. До этого же момента обе стороны стараются как можно больше узнать друг о друге. Если стороны не возражают, а молодожены не являются родственниками, то они обручаются и назначают день свадьбы.
Сама свадебная церемония у грузин, помимо венчания в церкви и праздничного застолья, имеет ряд особенностей. Например, когда невеста входит в дом, где она будет жить, жених поднимается на крышу дома и выпускает на волю птицу, обязательно белого цвета.
На свадьбе молодоженам наливают бокал вина, и первым из него пьет жених. После этого он кладет в бокал обручальное кольцо и передает его невесте. Затем из бокала отпивает невеста, а жених вынимает кольцо и вручает его супруге, клянясь в вечной любви и верности. Обязательным подарком для молодых является украшение из дерева, как символа жизни и семьи.
В некоторых случаях свадьба происходила после похищения невесты. Похищение происходило с согласия девушки или же против ее воли. Невесту похищали в следующих случаях: 1. Обрученная испытывала неприязнь к жениху; 2. При обоюдной свободе брачных сторон; 3. Когда родня покойного мужа отсылала его вдову в отчий дом; 4. По обоюдному согласию жениха и невесты, в отдельных же случаях – и с согласия родителей. В некоторых районах Западной Грузии похищение при обоюдном согласии жениха и невесты стало своего рода обычаем, к нему в основном прибегали несостоятельные семьи (таким образом экономили на застольях).
В культурном наследии грузинского народа особое место занимает гостеприимство – один из главных компонентов этнической ментальности и самосознания. Согласно народным представлениям, «гость – посланник бога», и ему, как пришельцу из внешнего мира, оказывают должные почести. В течение всего времени, пока гость находится в семье, он находится в безопасности. Обязанность хозяина – проявление заботы и уважения к гостю не только во время его пребывания в семье, но и за пределами дома и села. Гость, со своей стороны, обязан уважать порядок и обычаи семьи, в которой он гостит. По традиции горцев, гость (путник, нищий), оказавшись в незнакомом селе и не имея там близких, считался гостем всего села.
В традиционной системе гостеприимства были четко определены гендерные возрастные и правовые аспекты, что наглядно проявлялось в ритуалах приема гостей и их обслуживания, в роли женщины в означенных ритуалах.
Несмотря на то, что в ментальности грузина культ женщины всегда существовал в идеализированной форме, в реальности ее роль в определенных случаях была ограничена. К примеру, ограничено было участие женщины в коллективных трапезах; она старалась обслужить гостя, избегая общения, более того, если в тот момент в семье отсутствовал мужчина, для угощения гостя она обращалась к соседу. В то же время угощала гостей и обслуживала застолье именно женщина, она готовила и подавала разные блюда, за исключением выпивки, что составляло обязанность мужчин.
В горных регионах мужчины, женщины и дети не садились за один стол. Эту традицию они чтят и по сей день – отдельно накрывают праздничный и траурный столы для мужчин и женщин. Обслуживать застолье было обязанностью женщин.
То, насколько весело проходило застолье во многом зависело от опыта и умения распорядителя пира – тамады, или толумбаша. Тосты произносились в строго определенной последовательности и сопровождались подходящими песнями, тексты которых различались по регионам.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Грузины / отв. ред. Л. К. Бериашвили, Л. Ш. Меликишвили, Л. Т. Соловьева. – М.: Наука, 2015. – 813 с.
Участники областного фестиваля «Орнамент восточной души». 2019 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников