Омская энциклопедия дружбы
Езиды
Езиды (йезиды, самоназвание – эзди). Езиды – один из древнейших и коренных народов Месопотамии.
Во всероссийской переписи населения 2002 года впервые зафиксирована такая национальность как «езиды». В настоящее время в России (по переписи 2010 г.) проживают около 40,5 тысяч езидов, общая же численность во всем мире составляет около 1,5 млн. человек.
Живут в основном в Ираке, Германии, России, Армении, Грузии, Сирии. До наступления в Ираке террористов из «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории России) большинство езидов (около 1 млн.) проживало, в основном, в округе Шангал (по-арабски «Синджар») провинции Найнавы. Однако после захвата в 2014 г. исламистскими террористами Найнавы примерно половина езидов эмигрировала в другие страны – от Канады до Австралии. Езиды говорят на диалекте курдского языка курманджи (иранская ветвь индоевропейской семьи языков). Езиды, проживающие в Российской Федерации, владеют русским языком. Многие знают армянский.
Общая численность в Омской области (2010 г.) – 134 человек. Городское население – 117 человек. Сельское население – 17 человек.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Парсегова С. Лучший брат – сосед. Глава диаспоры рассказал, как связаны русский и езидский народы [Электронный ресурс] // Ярославский регион: [сайт]. – URL: https://yarreg.ru/articles/luchshiy-brat-sosed/ (дата обращения 10.09.2021).
Езиды [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/ezidy (дата обращения 10.09.2021).
Фото и открытых интернет-источников
Фото и открытых интернет-источников
Фото и открытых интернет-источников
Шейх езидов. Фото и открытых интернет-источников
Происхождение езидов связано с Иракским Курдистаном, где находится главное главная святыня езидов – храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше, в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Начало осознания себя отдельным народом связано с преследованиями неисламского населения арабскими, османскими и персидскими правителями региона.
Власти Турции тогда подняли против курдов, езидов в т.ч., некоторые неезидские (суннитские, шиитские, алевитские) курдские племена. Езиды были вынуждены бежать в Российскую империю и Европу. Преследуемые курдами, езиды переставали воспринимать себя как курдов. Религиозная принадлежность стала для них важным этнодифференцирующим признаком, в том числе и в 1988 г. во время геноцида курдов (в первую очередь немусульман, т.е. езидов), в баасистском Ираке. У езидов, живущих в России на протяжении нескольких поколений, часто формируется двойственная и тройственная этническая идентичность: они могут называть себя и езидами, и курдами, и русскими.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Полатов Д. Р., Рощин М. Ю. Езиды [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/1976511 (дата обращения 10.09.2021).
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
Женщины – езидки. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию езиды являются езидистами. Свою религию сами езиды называют шарфадин: «Вера моя – Султан Езид, Религия моя – Шарфадин». Эта религия возникла, вероятно, на основе древних курдских верований, вобрав в себя черты зороастризма, гностицизма, ислама. Реформатором курдских верований севера Иракского Курдистана и практически создателем современного езидизма считается шейх Ади (Шихади), суфийский проповедник родом из Ливана, живший в Курдистане на рубеже ХI–ХIIвв.
Важной чертой езидизма является поклонение ангелу-павлину Тавуси Малаку (Мелек-Тавус, Азазель, Глава Всего), считающемуся павшим и отождествляемому с дьяволом авраамических религий. Однако езиды не считают Тавуси Малака злым. Для них он – воплощение Творца. История мира в их представлении завершится примирением Творца и Тавуси Малака. Пока же им запрещено проклинать дьявола, употреблять слово «сатана» и похожие на него, плевать на землю. Также запрещено носить синюю одежду (основной цвет Мелек-Тавуса; в настоящее время запрет почти не соблюдается). Езиды верят в переселение душ. Принять езидизм невозможно. Обряда посвящения в езидизм не существует. Езидом можно только родиться. Условно езидизм считается составной частью язданизма (курдского гностицизма) – группы курдских религий, объединяемых учением о семи ангелах-божествах, активно вмешивающихся в дела людей.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Башарин П. В., Аркелова В. А., Аверьянов Ю. А. Омархали Ханна. Йезидизм. Из глубины тысячелетий // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2007. – С. 194–201.
Фото из открытых интернет-источников
Святыня езидов — храм Лалеш, в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Фото из открытых интернет-источников
В Индии павлин – это птица, символизирующая собой сияющую славу, бессмертие и величие. Фото из открытых интернет-источников
Традиционное занятие езидов – кочевое скотоводство. В настоящее время большинство езидов России – городские жители.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
В Омской области езиды проживают преимущественно в городах, в многоквартирных домах.
Источник:
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация.
Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет-источников
Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда – рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавка (элак), зимой – бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), головной убор, обшитый монетами (кофи). Религия езидов налагает запрет на повседневное ношение одежды синего цвета (её носят в дни траура).
Источник:
Полатов Д. Р., Рощин М. Ю. Езиды [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/1976511 (дата обращения 10.09.2021).
Местная курдская знать, Персия. Автор фото А. Севрюгин. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников
Старинные фотографии езидов. Фото из открытых интернет-источников
Работа художника Макса Тильке 1910 года. Фото из открытых интернет-источников
Повседневная пища здорова и питательна. Ключевое место в ней традиционно занимают молочные и мясные блюда, что неудивительно, поскольку веками езиды занимались скотоводством, прежде всего овцеводством.
У езидов традиционно существовал запрет на свинину. Езиды не употребляли рыбу. Не употребляли капусту, листья салата и некоторые другие продукты. Использовалось огромное количество дикорастущих трав и пряностей, и это давало блюдам из простых продуктов неповторимый вкус.
У езидов это культовый пирог Клоч, который пекут на праздник Клоча Саре Сале, что в переводе означает «Клоч начало нового года».
Клоч – это праздничный хлеб из теста, круглой или прямоугольной формы и отличается от повседневного хлеба тем, что в тесто закладывается сдоба. Каждый год в определенную среду марта в каждой семье хозяйка печет клоч, в тесто которого обязательно закладывают бусинку или маленькую монету.
На следующий день, в четверг рано утром, в присутствии всех членов семьи, глава семьи после произнесения соответствующей молитвы разрезает его на равные части – это называется «Хета джот». Затем одну половину делят на равные куски (до 7 кусков) в зависимости от пожелания главы семьи, каждый из которых приносят в дар божествам и святым.
Клоч (курд. Kiloç) — езидский культовый пирог. Фото из открытых интернет-источников
Основные публичные религиозные праздники: начинающиеся с 3-дневного поста рождество Езида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале; Новый год в весеннее равноденствие, сопровождающийся выпечкой кулича (кулоч).
У езидов мужчины и женщины не едят вместе, если, конечно, они не родственники: в семье стол общий. Но если езид пришел в гости к другому езиду, то жены устроятся отдельно от мужей. А если девушка вошла в семью и поселилась в доме мужа, то при его родителях она минимум год не должна сидеть, есть и разговаривать в знак уважения.
В году у езидов несколько пасх – «айд». В декабре и феврале особенно важные. Перед ними – строгий трехдневный пост, когда с восходом солнца нельзя ни есть, ни пить, ни курить, нельзя также смотреть в зеркало и целоваться. На айд готовится клоч – вариант христианского кулича. В этом куличе обязательно запекается бусинка или монетка. Разрезает клоч-кулич только глава семьи. Тому, в чьем кусочке она окажется, ангелы подарят очень счастливый год.
Источник:
Полатов Д. Р., Рощин М. Ю. Езиды [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/1976511 (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
У езидов принято жениться и выходить замуж за представителей своей национальности. Дети от смешанных браков не признаются: надо сохранить идентичность. В день свадьбы за невестой едут все, кроме жениха и его матери. Они ждут, пока невесту привезут из отчего дома и, когда невеста с гостями уже на пороге, жених вместе с друзьями должен подняться на возвышенность (хотя бы балкон) и кинуть яблоком в голову любимой. Причем, яблочко должно быть не маленькое с дикой яблони, а самое большое. Это повелось оттого, что женщина согрешила в раю, предложив мужчине запретный плод, то самое яблоко. Поэтому, кинув в будущую жену яблоком, жених делает ее покладистой и сговорчивой.
Езидам запрещается произносить слово «шайтан», а также слова, похожие на него, но строгость этого запрета в настоящее время ослабла.
Самой важной из семейных церемоний является первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
Источники:
Полатов Д. Р., Рощин М. Ю. Езиды [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/ethnology/text/1976511 (дата обращения 10.09.2021).
Станкевич Н. Люди Солнца. Национальность: Езиды [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. – URL: https://vladimirstat.gks.ru/storage/mediabank/Cолнечные%20люди.pdf (дата обращения 10.09.2021).

Фото из открытых интернет-источников

Старинные фотографии езидов в цвете. Фото из открытых интернет-источников

Семья курдов. Фото А. В. Севрюгина. Фото из открытых интернет-источников