Омская энциклопедия дружбы
Буряты
Буряты. Самоназвание – буряад. Население Республики Бурятия и Забайкальского края. Численность в России – 461,3 тысяч человек.
Буряты говорят на бурятском языке северной группы монгольской ветви алтайской языковой семьи. До 1956 г. язык назывался бурят-монгольским. После переименования Бурят-Монгольской АССР в Бурятскую АССР язык получил название бурятский. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых значительно различаются между собой. Распространены также русский, монгольский языки.
С XVII–XVIII вв. восточные буряты пользовались монгольским письмом. Среди западных бурят предпринимались попытки создания письменности на кириллической графической основе, приведшие в середине XIX в. к появлению первых бурятских книг на кириллице. В 1931 г. был введен алфавит на базе латинской графики. С 1939 г. – на базе кириллицы. Литературной нормой стал язык на базе хоринского говора, понятного большинству носителей бурятского языка.
Общая численность в Омской области (по переписи 2010 г.) – 178 человек. Городское население – 169 человек. Сельское население – 9 человек.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Буряты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/buryaty (дата обращения 10.09.2021).
Шинкарева А. П. Роль сибирского книгоиздания и печати в развитии грамотности бурят в XIX – начале XX века // Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов. – Иркутск, 2006. – С. 358–364.
Участники Форума «Россия – это мы!», посвященного Дню Народного Единства. 2010 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Форума «Россия – это мы!», посвященного Дню России.2018 г. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
На данный момент большинство исследователей считают, что происхождение бурят связано с центральноазиатскими кочевыми племенами байырку (байегу) и курыкан, входившие в конфедерацию тюркоязычных племен теле, возглавляемую уйгурами, и монгольские племена меркитов, хори-туматов, баргутов и др. Процесс формирования бурятского этноса завершился к концу XIX в.
Этноним «буряты» (бурийат) впервые упоминается в монгольском сочинении «Сокровенное сказание» (1240 г.). В начале XVII в. основная часть населения Бурятии (забайкальская) представляла собой компонент монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII–XIV вв., а другую часть (предбайкальскую) по отношению к последнему составляли этнические группы. В середине XVII в. Бурятия была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии.
В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племён. В итоге к концу XIX в. образовалась новая общность – бурятский этнос. Помимо собственно бурятских племён в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, а также тюркские и тунгусские элементы. Буряты входили в Иркутскую губернию, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851 г.). Буряты подразделялись на оседлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами.
После Октябрьской революции были образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921 г.) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922 г.). В 1923 г. они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В неё вошла территория Прибайкальской губернии с русским населением. В 1937 г. из состава Бурят-Монгольской АССР выведен ряд районов, из которых были образованы бурятские автономные округа – Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, с 1992 г. – в Республику Бурятия.
Среди бурят выделяются этнографические группы: булагаты, эхириты, хонгодоры, хоринцы, буряты северных районов (Баунтского и др.) Бурятии (в значительной части – ассимилированные эвенки) и селенгинские буряты (центральные и южные районы Бурятии).
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Буряты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/buryaty (дата обращения 10.09.2021).
Нимаев Д. Д. Буряты: Этногенез и этническая история: дис. доктор исторических наук: 24.00.02 – Историческая культурология. Улан-Удэ. 2000. – 294 с.
Черно-белая фотография бурят. Фото из открытых интернет-источников
Бурят-монголы. Фото из открытых интернет-источников
Селенгинские буряты, (снимок 1900 г.). Фото из открытых интернет-источников
До революции забайкальские буряты исповедовали в основном тибетско-монгольский буддизм-ламаизм. В бурятском Гусиноозерском дацане была резиденция Пандито Хамбо-ламы – одного из высших иерархов ламаистской традиции, считавшегося живым буддой. Предбайкальские буряты преимущественно исповедовали православие. Среди и тех, и других сохранялись также традиционные шаманистские представления.
В настоящее время большинство верующих бурят – буддисты-ламаисты школы Гелуг.
Источник:
Буряты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/buryaty (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием. Разводили рогатый скот, лошадей, овец и коз. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство.
После вхождения Бурятии в состав России произошёл постепенный переход к оседлости и к земледелию. Во второй половине ХIХ– начале ХХ вв. пашенное земледелие сочеталось со скотоводством. Из ремёсел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело.
Отдельно следует отметить роль мастеров ювелирного дела и кузнечного ремесла. Их называли соответственно белыми и чёрными дарханами. Кузнецы, работавшие с железом, зачастую были шаманами либо воспринимались как равные им, поскольку предметы из железа в традиционной культуре считаются магическими.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Жалсанова Ж. Б. Образ «дархана / кузнеца» в бурятской культуре (психолингвистическое значение) // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2017. – № 45. – С. 89–99
Фото из альбома-путеводителя по экспозиции и этнографической коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. «Этническая панорама Сибири». 2020 год
Фото из собрания Историко-краеведческого музея Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Фото из открытых интернет-источников
Традиционным бурятским жилищем была юрта. С переходом к оседлости буряты стали строить многоугольные срубные юрты, а позже – избы по русскому образцу.
Источник: Буряты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/buryaty (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Забайкальские буряты (Густав-Теодор Паули. «Этнографическое описание народов России», СПб. 1862). Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Буряты у юрты». Рисовщик Бурханов, т. е. Богов. Фото из открытых интернет-источников
Открытка «Буряты у юрты». Рисовщик Бурханов, т. е. Богов. Фото из открытых интернет-источников
Традиционная посуда и утварь делались из кожи, дерева, металла, войлока. По мере усиления контактов с русским населением у бурят всё более распространялись фабрично-заводские изделия, предметы оседлого быта. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна. Появились пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т. п. Вместе с тем традиционные формы одежды и обуви продолжали сохраняться: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т. п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов (аристократии) – также ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о высоком социальном положении.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Участники Форума «Россия – это мы!». 2009 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Форума «Россия – это мы!». 2009 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Участники Форума «Россия – это мы!». 2009 год. Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Селенгинские буряты, (снимок 1900 г.). Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Мясо и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец (тараг), твёрдые и мягкие сыры (хурууд, бисла, хэзгэ, аарса), сушёный творог (айруул), пенки (урмэ), пахту (айрак). Из кобыльего молока приготовляли кумыс (гуний айрак), а из коровьего – молочную водку (архи). Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина. Буряты широко употребляли в пищу ягоды, растения и коренья, заготовляли их на зиму. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры. Популярен был чай, который пили с молоком, животным жиром, солью.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Буряты [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей: [сайт]. – URL: https://fadn.gov.ru/atlas-narodov-rossii/buryaty (дата обращения 10.09.2021).
Блюда бурятской кухни. Фото из открытых интернет-источников
Айруул. Фото из открытых интернет-источников
Блюда бурятской кухни. Фото из открытых интернет-источников
Наиболее значительными праздниками были тайлаганы, включавшие в себя молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана – весенний, летний и осенний. С утверждением буддизма получили распространение праздники – хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них – Майдари и Цам, приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан сар), который считался началом Нового года. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан. В местах компактного проживания бурят возрождаются в полной мере тайлаганы.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят в то время было родовым, т.е. существовало деление на роды, родовые группы, затем – племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка – родоначальника (удха узуур), люди рода были связаны тесными кровными узами. У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына – одхона, который должен был заботиться о родителях. В других юртах жили старшие сыновья с семьями.
Существовал обычай сговаривать детей в младенческом возрасте, даже когда они находились еще в колыбели. В знак заключения брачного договора – худа оролсолго родители жениха и невесты обменивались поясом, и пили молочное вино. С этого момента девочка становилась невестой, и отец не имел права выдать ее за другого.
Во избежание расходов по калыму иногда прибегали к обычаю «андалята» – обмену, заключавшему в том, что две семьи, имевшие сыновей и дочерей каждая, обменивались девушками. Согласно обычному праву, приданое – энжэ являлось полной собственностью жены, и муж не имел на него никакого права.
Свадебный обряд обычно состоял из следующих этапов: предварительный сговор, сватовство, назначение свадьбы, поездка жениха с родственниками к невесте и уплата калыма, девичник (басаганай наадан – девичья игра), разыскивание невесты и отправление свадебного поезда, ожидание в доме жениха, бракосочетание, освящение новой юрты. Свадебные обычаи и традиции в разных этнических группах имели свои особенности. По существующим традициям, все сородичи невесты должны были делать подарки ей во время свадьбы. Родители молодоженов хорошо запоминали тех, кто преподносил подарки, чтобы впоследствии отплатить равноценным подарком.
Дети в жизни бурят занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: «Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж».
Отца и мать ребенка не называли собственными именами: к словам «отец» или «мать» добавлялось имя ребенка (например, Батын аба – отец Бату).
Дней через шесть, семь после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель. Этот обряд был, по существу, семейным торжеством, на которое собирались родственники и соседи, одаривавшие новорожденного.
Имя ребенку давал кто-либо из старших гостей. В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него, таким образом, внимание злых духов. Поэтому нередко втречались имена, обозначающие животных (Буха – Бык, Шоно – Волк), обидные прозвища (Хазагай – Кривой, Тэнэг – Глупый) и имена, обозначающие неодушевлённые прочные предметы – Шулуун (Камень), Балта (Молот), Тумэр (Железо).
Г. М. Осокин, описывая быт бурят начала XX в. отмечает патриархальный характер семейной жизни. Практическую установку в заключении брака и главенствующую роль мужа в семье. Кроме того, он также акцентирует внимание на традициях, связанных с детьми: «Через несколько дней по рождении совершается обряд омовения, так называемое хухеаршалах (в переводе – мыть дитя). В тот же день ламой или родителями дается имя новорожденному».
Источники:
Осокинъ Г. М. «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. – С.-Петербургъ, 1906.– 304 с.
Семейно-бытовые обычаи бурят [Электронный ресурс] // Центр коренных народов Прибайкалья: [сайт]. – URL: http://etno.pribaikal.ru/semejno-bytovye-obychai-buryat (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Картина Зорикто Доржиев «Душевные миры»
Свадебный обряд бурят. Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Можаров Шада (Михаил) Архипович (1888-1942) со своей семьей. Фото из открытых интернет-источников