Омская энциклопедия дружбы
Болгары
Болгары (самоназвание). Южнославянский народ, основное население Болгарии. Свое название получили от древних болгар. Кроме Болгарии, проживают на Украине, в Испании, США, Греции, Молдавии, Германии, России, Казахстане, Румынии, Турции, Сербии, Македонии и других странах. Говорят на болгарском языке (славянская ветвь индоевропейской семьи). Различаются две группы диалектов — восточная и западная. Письменность на основе кириллицы.
Согласно переписи населения 2002 г. в России проживало около 32 тысяч болгар, по переписи 2010 г. – около 24 тысяч болгар. Различаются две группы диалектов – восточная и западная.
Общая численность в Омской области (по переписи 2010 г.) – 218 человек. Городское население – 148 человек. Сельское население – 70 человек.
Источники:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Национальный состав населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. – URL: gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения 10.09.2021).
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Основную роль в этногенезе болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI–VII вв.
Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям VII в. – Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним «болгары» дал название государству. Сложение болгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 г. христианства, а также распространение в конце IX в. славянского письма.
В период Второго Болгарского царства (конец XII–XIV вв.) культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV в. османское завоевание привело к деформации социальной структуры болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.
Носителем этнической культуры до XVIII в. выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание.
После победы России над Турцией в войне 1877–1878 гг. болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость. Происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния.
Царская Россия традиционно давала приют выходцам из Болгарии, бежавшим от османского преследования. Наибольший приток переселенцев приходится на вторую половину XVIII – первую треть XIX вв. Царское правительство предоставило колонистам малонаселенные земли Причерноморья и южной Бессарабии. К 1897 г. в этих районах проживало более 90 % из 173 тыс. российских болгар.
В 1930–1940-е гг. в отношении болгар были проведены насильственные акции по перемещению с территорий их традиционного проживания. Высылке или депортации на восток (в том числе в Сибирь) были подвергнуты зажиточные крестьяне Украины и Бессарабии, а также все болгарское население Крыма.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Самакаев И.М. Договор о ненападении и дружбе между булгарами и русичами в X веке. 2012., Казань; холст, масло
Традиционные занятия болгар – пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX в. зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла.
Современные болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Металлические изделия булгарских мастеров. Фото из открытых интернет-источников
В Омской области болгары проживают преимущественно в городах, в многоквартирных домах.
Источник:
Народы России: Атлас культур и религий / отв. ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский, О. Е. Казьмина. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. – 256 с.
Фото из открытых интернет-источников
Женская традиционная одежда – поясная с одними ли двумя полотнищами, сарафан (сукман) и распашная (сая) с фартуками. Рубаха с поликами (треугольными вставками) или туникообразная.
Мужская одежда – белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии или тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной. Оба типа – с туникообразной рубахой и широким поясом.
В настоящее время в Омской области традиционную одежду болгар можно встретить на сценических площадках города или области, в быту преимущественно используется покупная одежда фабричного производства.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Болгарский танец в исполнении народного ансамбля танца «Сибирские узоры». Фото из архивов Омского Дома Дружбы
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото – нач. ХХ ст. из фондов Крымского этнографического музея
Этнические традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке.
Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Суп с тушеной говядиной в булочке. Фото из открытых интернет-источников
Шопский салат. Фото из открытых интернет-источников
В первых числах марта болгары отмечают приход весны. В эти дни принято дарить амулеты – мартеницы (две кисточки белого и красного цветов на витом шнурке). Его крепят на одежду, либо повязывают на запястье. Носят его до наступления православных праздников Сорока мучеников или Благовещения. Согласно другим обычаям, амулет следует снять, когда увидишь первого аиста и повязать его на плодовое дерево с распустившимися почками, чтобы в этом году был обильный урожай. Кисточка красного цвета обозначает женское начало, здоровье, жизнь, а белого – мужское начало, силу и солнце. Между тем, мартенички получают не только люди, но ими украшают также дома, домашний скот, собак и кошек, чтобы защитить самое дорогое от злых духов. Кстати, мартеничка не обязательно может иметь вид кисточек, очень часто болгары плетут фигурки юноши и девушки, украшая их бисером, эти ритуальные куколки получили имена Пижо и Пенда.
Одна из любимых легенд, объясняющая появление праздника с дарением мартениц, связана с легендарным болгарским ханом Аспарухом. Когда он отправился в завоевательный поход, чтобы основать своё царство, то оставил на тех землях, где жил его народ свою сестру Калину. Хан печалился от долгой разлуки, а особенно оттого что не мог передать весточку своей сестре, несмотря на свои богатства и власть. В такой момент его застала ласточка, которая расспросила его о причине грусти и обязалась выполнить поручение Аспаруха. После трёх дней и ночей птичка прилетела к Калине и рассказала ей о брате. Сестра собрала самые красивые цветы и обвязала их красной и белой нитью велела ласточке передать их ему. Подарок прибыл хану во время пира, когда Аспарух отмечал создание Болгарского государства, он тут же повелел отмечать этот день цветами, переплетёнными красными и белыми нитями, а подарки получили название «мартеницы».
Новогодние поздравления по старому обычаю – это посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни.
Специфичны для болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу – 2 июня.
Непременным атрибутом торжественных встреч в общественном и семейном быту болгар являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное – символ здоровья), пучок дикой герани (здравец).
Источники:
Голант Н. Г. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб., 2007 – 34 с.
Киреева Е. Крымские болгары встретили весну и умилостивили своенравную мартовскую старушку // Крымская газета. – 2019. – № 38.
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение у любого народа. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Особое место в череде национальных традиций болгар отведено семейным ценностям. Уважение старших членов семьи и вежливое отношение к пожилым людям – основа национального благоденствия. Приветствовать друг друга у болгар принято соответствующим времени суток обращением и традиционным рукопожатием. Обращаться к кому-либо следует со словами «господин» и «госпожа» соответственно и далее называть фамилию человека.
Фото из открытых интернет-источников
Местная общественная организация «Болгарская национально-культурная автономия города Омска «СОФИЯ».
Дата регистрации: 11 июня 2013 года
Председатель организации: Скоркина Елена Валерьевна
Основные направления деятельности: сохранение самобытности, развития языка, образования, национальной культуры болгарского народа, развитие и укрепление межнациональных связей и дружбы между всеми народами. Ежегодно автономия активно участвует в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню города.