Омская энциклопедия дружбы
Азербайджанцы
Самоназвание – азербайджанлылар, азерилер. В XIX – нач. XX вв. в официальных русских документах азербайджанцев называли тюрками, татарами. Общая численность в мире около 50 млн. человек. Живут также в России, Иране, США, Украине, Узбекистане, Грузии, Афганистане, Турции и других странах. Численность азербайджанцев в России 603070 чел. (0,29 % от общей численности населения страны), городское население составляет 73,7 %, сельское – 26,3 %. Основными регионами компактного проживания являются: Дагестан, Москва, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край, Свердловская обл. и другие субъекты Российской Федерации.
В Омской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывается 4230 человек. Среди азербайджанцев Омской области преобладают городские жители (81,9 %). В г. Омске проживает 90,9 % городских азербайджанцев. Районами относительно компактного проживания азербайджанцев на территории региона являются: Омский, Кормиловский, Называевский, Таврический, Исилькульский, Калачинский, Азовский немецкий национальный.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Участники мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова. Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ».
Азербайджанцы как народ сложились в результате постепенной консолидации племён Восточного Кавказа (албанцев, удин, каспиев, талышей, легов, маннев, мидян и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами – гуннами, огузами, кыпчаками. Тюркский азербайджанский язык пришел на смену языку иранской ветви индоевропейской семьи азери приблизительно в X–XIII вв.
Впервые азербайджанцы появились в Сибири после присоединения северной части Азербайджана к Российской империи в ходе русско-персидской войны. Во 2-й четверти XIX – начале XX вв. их численность в восточных районах России была незначительной. В 1908–1916 гг. в условиях геноцида со стороны армян многие азербайджанские семьи мигрировали в Россию. Часть из них осела в Сибири. В годы революции и гражданской войны приток азербайджанских переселенцев на территорию России значительно сократился. После создания СССР огромное влияние на массовое переселение азербайджанцев из Закавказья в другие районы страны было связано с этнополитическими процессами.
В 1950-е – 1-й половине 1980-х гг. значительное увеличение численности азербайджанцев вызывалось в основном социально-экономическими факторами. В Омской области азербайджанская диаспора формировалась за счет военнослужащих, остававшихся после демобилизации в местах прохождения службы на постоянное местожительство, выпускников учебных заведений, направляемых на работу в Россию, переселенцев, мигрировавших во вновь осваиваемые районы страны в связи с разработкой нефтегазовых месторождений.
В конце 1980-х – 1990-е гг. новая волна миграции из Азербайджана в Россию, в том числе в Сибирь и в Омскую область, была вызвана распадом СССР и последовавшими за этим событиями. Основными причинами массового переселения азербайджанцев являлись межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, экономический кризис в Азербайджане. Огромное влияние на увеличение притока мигрантов оказывали личные связи между приезжими и представителями азербайджанской диаспоры, уже осевшими в Сибири. Миграционный фактор обусловил интенсивное формирование во многих сибирских регионах, в том числе в Омской области, компактно проживающих групп азербайджанцев. Подтверждается это и материалами переписи населения. Так, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в Омской области проживало 2023 азербайджанца. Всероссийская перепись населения 2002 г. показала рост числа азербайджанцев в Омской области практически в два раза – 4260 чел., эта цифра практически не изменилась до 2010 г. – 4230 чел.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
По вероисповеданию азербайджанцы – преимущественно мусульмане-шииты (имамиты). Некоторые локальные группы (карапапахи и др.) – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
В доисламский период на территории Азербайджана были развиты традиции зороастризма и огнепоклонничества, особенно в долине Апшерон, где в силу геологического устройства на поверхность земли выходил природный горючий газ. По одной из версий, основатель зороастризма – Зороастр – был родом из этих мест. После распространения ислама зороастрийцы перебрались в Индию. Традиции зороастризма были сильны в Азербайджане вплоть до XVI в. и оказали влияние в том числе и на исламскую традицию. Кроме того, сохранялись верования, связанные с культами солнца и луны, почитание могил, камней, деревьев, источников. В быту широко были распространены многочисленные обереги и амулеты.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников.
Традиционные занятия сельского населения – земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры – пшеница, ячмень, рис, и, кроме этого, просо, рожь, кукуруза, овёс.
Среди ремесел развиты ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, валяние шерсти, выделка кожи, шерстяное, шелковое и бумажное ткачество, плетение циновок и др., изготовление тесьмы (бафта), узорчатых поясов (туманбагы), шнурков и позументов, вязание носков (джорабы) и др.
В Сибири, в том числе и в Омской области, основными сферами занятости азербайджанских мигрантов стали нефтегазодобывающая промышленность, строительство, услуги и торговля. В слое мелких и средних предпринимателей преобладают владельцы торговых павильонов, кафе и ресторанов, станций технического обслуживания автомобилей, автостоянок, представители строительного бизнеса. Азербайджанская интеллигенция представлена юристами, учеными, преподавателями, медицинскими работниками, инженерами, журналистами, служащими.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Большая часть азербайджанцев живёт в городах.
Традиционный азербайджанский дом обычно строился в два этажа. В нижнем – находились хозяйственные помещения, а в верхнем – жилые. Вдоль лицевой стороны дома устраивалась одноэтажная и двухэтажная галерея на деревянных столбах. С нижнего этажа на верхний вела пристроенная снаружи деревянная лестница. В каждой из комнат такого дома находился пристенный камин – «бухари», служивший для отопления.
Пищу обычно готовили на галерее нижнего этажа, там же пекли хлеб. В некоторых горных районах (в основном, на западе) вместо плоской крыши делали двух- или четырехскатную, ее здесь покрывали гонтом или черепицей. Такая крыша обычно опиралась на решетчатые стены чердачного помещения (второго этажа), которое служило для выведения шелковичных червей, сушки и хранения фруктов и т. п. В домах этого типа жилые помещения обычно занимали первый этаж.
Вся мебель дома сводилась к разложенным на полу циновкам, коврам и подушкам-валикам. Утварь, одежду, постель и пр. хранили в стенных нишах. Вдоль комнаты под потолком обычно проходила полка – «зех», на которой выставлялась нарядная медная, фаянсовая, стеклянная посуда. Стены белили и иногда расписывали, ниши завешивали коврами и цветными тканями. Вдоль полки развешивали треугольники-флажки из яркой ткани. В каждом доме выделялось помещение для гостей, а если свободного помещения не было, то гостям отводили часть общей жилой комнаты.
В Омской области азербайджанцы проживают преимущественно в городах, в многоквартирных домах. Однако, в интерьере домов сохраняются некоторые традиционные элементы.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Мужской комплекс традиционной одежды включал в себя туникообразную нательную рубаху и нательные штаны, поверх которых надевались плотно облегавший фигуру распашной кафтан из покупной ткани на подкладке – «архалыг» и шерстяные или полушелковые шаровары. Архалыг стягивали нарядным серебряным поясом или подвязывали кушаком. Поверх него носили суконную «чуху» – вариант северокавказской черкески, на груди она также имела «газыри» – кармашки для патронов. В холодное время в горах надевали шубы и бурки. На голове носили барашковую шапку – «папах», имевшую много вариантов, под ней вышитую тюбетейку. Широко были распространены цветные вязаные чулки – «джораб» и кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а также кожаные или сыромятные постолы – «чарых», а у аристократов – сапоги.
Женский комплекс также состоял из нижней и верхней одежды и, кроме того, включал в себя мешкообразное покрывало – «чадру» и лицевую занавеску – «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, их качество зависело от достатка семьи. Верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и такой же длины расклешенной юбки, а также облегающей спину и грудь короткой кофты с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), которая спереди имела широкий вырез, в талии плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. В холодное время надевали еще стеганую безрукавку, единственную теплую одежду, которую полагалось иметь женщине. На ногах носили чулки – «джораб» и такие же, как у мужчин, туфли без задников. Волосы прятали в специальный накосный мешок – «чутгу», голову покрывали невысокой цилиндрической шапочкой, обычно бархатной, поверх которой повязывали чалму и несколько платков.
В комплекс одежды входили также различные ювелирные украшения. Особой любовью пользовались золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Полный комплект украшений и драгоценностей той или иной женщины назывался имарят. Сюда входили самые разнообразные виды головных и шейных украшений, кольца, серьги и браслеты.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Участница мультимедийного парка «ЭТНОПОЛИС» Фотограф Е. Ширшова.
Фото из архивов ОРО ООД «Молодежная Ассамблея народов России «МЫ - РОССИЯНЕ»
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
В пище азербайджанцев сочетались земледельческие и скотоводческие, местные и общие, кавказские и среднеазиатские традиции. Традиционная пища отличается разнообразием молочных, мясных, мучных и овощных блюд. Значительное место в рационе занимает хлеб из пшеничной муки, выпеченный на железном листе садже на костре или в хлебных ямах-тендирах. Среди мучных блюд выделяется гутаб – род пирожков с мясом или зеленью, из мясных блюд наиболее ценились приготовленные из баранины: густые похлебки («питии», «бозбаш»), говурма, басдырма, блюда из мелкорубленного мяса, люля-кебаб, долма и многое другое. Распространены блюда из риса (насчитывается свыше 50 видов плова).
В пищу употребляли молоко овец, коз, коров, буйволиц; молоко потребляли как в свежем, так и в переработанном виде (кислое и свежее молоко, сыр из овечьего молока, творог, масло). Азербайджанская кухня использовала различные виды фруктов, ягод, овощей и зелени, в том числе дикорастущей, много пряностей и приправ.
Традиционно для приготовления многих блюд азербайджанцы использовали медную посуду и кухонную утварь, которую обрабатывали с помощью олова (лудили). Такие кастрюли, шумовки, половники, дуршлаги, тазы и сейчас используют во многих районах. Считается, что приготовленные в медной посуде блюда получаются более вкусными.
Типичные азербайджанские десерты – это сладкая выпечка, например, пахлава, мутаки, халва. Распространённые напитки – чай, шербет, айран.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Блюда азербайджанской кухни. Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников
Азербайджанцы отмечают календарные мусульманские праздники. Это Маулид-байрам, Священный месяц Рамазан, Курбан-байрам, день Ашура и др.
Помимо общемусульманских праздников у азербайджанцев чрезвычайно популярен Новруз (перс. – «новый день»). Этот праздник имеет зороастрийские корни и символизирует начало нового календарного года.
Новруз празднуется в дни весеннего солнцестояния – 20–22 марта. К празднику готовятся заранее. За четыре недели до наступления Новруза азербайджанцы особо отмечают каждый вторник, так называемые «четыре вторника зимы» («илахыр-чершенбе»). Каждый из вторников символизирует одну из четырёх стихий – воду, огонь, землю и ветер, каждая из которых, в свою очередь, поочерёдно проходит стадию обновления и пробуждения после зимы. Заранее заготавливается проросшая зазеленевшая пшеница «семени» – символ новой жизни.
Символизмом наполнено и украшение праздничного стола. На столе обязательно должны присутствовать семь блюд, названия которых начинаются с буквы «с»: сумах (пряность), сюд (молоко), сирке (уксус), семени (каша из пшеницы), сабзи (зелень), су (вода) и сиб (яблоко). Кроме этого, стол украшают сладостями, традиции изготовления которых насчитывают несколько веков.
В этот вечер по традиции детишки подбрасывают под двери соседей и знакомых шапки, в которые им кладут различные сладости. Праздничная хонча (большой поднос) является обязательным атрибутом накрытого стола. В центре хончи обязательно ставится семени, вокруг него – по свечке и окрашенному яйцу на каждого члена семьи. Украшением стола является праздничный плов с добавлением сухофруктов.
С Новрузом связан ряд традиций и обычаев, имеющих отношение к огню. В день праздника зажигаются костры, и все желающие должны перепрыгнуть через костёр семь раз. Прыжки сопровождаются различными уговорами. Праздничный огонь не гасят водой. Считается, что он должен погаснуть сам. Когда костёр погаснет, пепел выносят в сторону от дома, что символизирует удаление «сгоревших» трудностей и проблем.
В последние годы в Азербайджане становятся популярны так называемые «новые этнические праздники». Например, праздник цветов, посвящённый годовщине со дня рождения третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева или традиционный Праздник граната. Эти и другие подобные праздники, хотя и являются новыми для страны, имеют связь с давними традициями и основами азербайджанской культуры, поэтому становятся с каждым годом всё популярней.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Фото из открытых интернет-источников
Азим Азимзаде «Рамазан в богатом доме». 1932.
Духовная культура азербайджанцев формировалась постепенно, в ней переплетены общекавказские и мусульманские традиции.
Общественный и семейный уклад азербайджанцев характеризовался сильными патриархальными традициями, которые сочетались с нормами обычного и мусульманского права. Жизнь семьи полностью зависела от воли ее главы – деда или отца. Жизнь селения общины – от решения или просто мнения его старейшин – «агсаккалов». Участие женщины в делах семьи и общины было ограничено, некоторое отступление от этого правила делалось только для старейших женщин, прародительниц больших семей. Даже внутри дома при общении с мужчинами и старшими женщинами своей семьи, женщина должна была прикрывать лицо краем головного платка – «яшмагом», ей не позволялось разговаривать со старшими в доме, при появлении постороннего она должна была немедленно удалиться.
Очень важное значение придаётся формированию доверительных отношений между родителями и детьми. Считается, что в семье должно быть несколько детей, которые в процессе воспитания также учатся уважать друг друга. В азербайджанской культуре не возбраняется трепетное отношение между отцом и детьми. А в отношениях между детьми подчёркивается принцип старшинства. Так, старший из братьев должен следить за младшими, особенно за девочками, и отвечать за это перед родителями.
У азербайджанцев соблюдается кавказский обычай, согласно которому младшие братья не могут жениться, пока не женат старший. Воспитание у азербайджанцев продолжается до зрелого возраста. Так, люди даже старше сорока лет ещё не считаются «состоявшимися», часто советуются с родителями, не могут их ослушаться. Уважение к старшим также является частью азербайджанской традиции. Люди старшего поколения, как правило, живут в семье старшего сына. В свою очередь, старики играют большую роль в воспитании внуков, иногда даже большую, чем родители.
Свадьба. Несмотря на разрешённое исламом многоженство, господствующей формой брака среди азербайджанцев остается моногамия. При заключении брака старались соблюсти принцип родовой или территориальной эндогамии, предпочтительными считались браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами.
Брачная процедура проходила по схеме: предварительный сговор, сватовство, обручение и свадьба. Между отдельными этапами нередко проходил весьма длительный срок, что было связано с необходимостью сбора средств и подготовкой многочисленных и дорогих подарков, которые подносились от имени жениха невесте, и которыми обменивались вступающие в новое родство семьи. На всех четырех этапах представители семей и старейшины селения находились на переднем плане, а будущим супругам отводилась роль послушных статистов.
После обручения жениху, его родственникам-мужчинам и друзьям категорически запрещалось видеть невесту. Даже при совершении мусульманского свадебного обряда вместо вступающих в брак присутствовали представляющие их родственники. В течение первых двух дней свадебного торжества, которое проходило в доме жениха, ни жених, ни невеста никакого участия в нем не принимали, в это время они находились в доме кого-либо из своих родственников.
На свадебный пир жениха торжественно приводили только на третий день и то на время. Невесту возвращали в родительский дом только перед приходом процессии, состоящей из родственников жениха и гостей, которая должна была увезти ее в новую семью. Переезд невесты сопровождался носившими ритуальный характер играми и магическими действиями. Невесту сопровождал конный отряд ее родичей и музыканты, по пути следования кортежа молодежь устраивала заслоны, через которые он проходил только после шуточной борьбы и выкупа. Перед ней везли украшенную фруктами, сластями и сдобным печеньем ветвь – «шах», символ благополучия и плодородия; встречавшая невесту мать жениха осыпала ее зерном, монетами и сластями, шагнув в новый дом невеста должна была сразу же наступить на железный предмет, – железо, по поверью, являлось сильнейшим оберегом.
После переезда невесту укрывали от всех за занавеской в брачной комнате. Жених приходил туда тайно и утром тайно ее покидал. Лишь через несколько дней молодые могли показаться старейшинам селения и родственникам, но еще долго, до рождения первого ребенка, молодая должна была носить покрывало и сторониться мужской родни мужа.
Через несколько месяцев после свадьбы семья девушки оповещает семью её мужа о том, что в определённый день хочет навестить свою дочь, это называется гялингёрду. Мать невесты с близкими приходит к новым родственникам в гости. Их угощают, а затем мать девушки преподносит подарки молодожёнам. Повидав свою дочь, мать приглашает её и зятя к себе в гости. Этот обряд называется аягачды. Следом за аягачды молодожёнов приглашают в гости близкие родственники с обеих сторон на гонагчагырма (посещение родственников). Приглашая молодых в гости, хозяева дарят им подарки. Этот обряд завершает свадебный цикл.
Источник:
Народы Омской области / отв. ред. И. А. Селезнева, Т. Б. Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018. – 272 с.
Азербайджанский Государственный Художественный Музей, Баку.
Общественная организация региональная национально-культурная азербайджанская автономия Омской области
Председатель ЕЛЧИЕВ Захир Саяд Оглы
Дата регистрации: 06 ноября 2013 года.
Региональная национально-культурная азербайджанская автономия Омской области активно участвует в реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Омской области, осуществляет работу по сохранению национальной культуры, языка, популяризации традиций азербайджанского народа, развивает конструктивное сотрудничество с органами власти, национально-культурными объединениями Омской области.
Организация принимает участие в общественно-политической жизни региона, в праздничных общегородских мероприятиях, посвященных Дню омича, города Омска, Дню народного единства; проектах областного фестиваля национальных культур «Единение»: народном празднике Навруз, Форуме «Россия – это мы!», посвященном Дню России, в работе круглого стола по профилактике терроризма, экстремизма, национализма и ксенофобии
в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию».
Общественная организация региональная национально-культурная азербайджанская автономия Омской области входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области, действующего на базе Омского Дома Дружбы.
Елчиев З.С. входит в состав Общественного совета при Министерстве экономики Омской области по направлению «Международные внешнеэкономические связи Омской области».
Омская региональная общественная организация «Азербайджанский культурный центр «Ватан - Родина»
Дата регистрации: 5 декабря 2013 года
Председатель организации: Алиев Азизхан Абузар оглы
В рамках своей деятельности Азербайджанский культурный центр «Ватан – Родина» решает следующие задачи:
– поддержка законных прав и национально-культурных интересов азербайджанцев, проживающих в Омской области;
– содействие гармонизации межнациональных отношений в Омске и Омской области;
– содействие отдельным гражданам и коллективам в создании клубов самостоятельного творчества, студий и кружков азербайджанской музыки, танца, художественного ремесла и литературы;
Сегодня в целях укрепления межнациональных отношений организация демонстрирует лучшие народные традиции, знакомя и приобщая жителей Омского Прииртышья к азербайджанской культуре.
Центр «Ватан – Родина» принимает активное участие в праздничных общегородских мероприятиях, посвященных Дню омича, города Омска, Дню народного единства; проектах областного фестиваля национальных культур «Единение»: народном празднике Навруз, Форуме «Россия – это мы!», посвященном Дню России. Участвует в работе круглого стола по профилактике терроризма, экстремизма, национализма и ксенофобии в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию».
Организация входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области, действующего на базе Омского Дома Дружбы.
Региональная общественная организация «Союз Азербайджанцев Омской области»
Руководитель МАХМУДОВ Габил Ахмед Оглы
Дата регистрации: 25 июля 1997 года
Региональная общественная организация азербайджанцев Омской области «Одлар йурду» (Огненная страна) была переименована в Региональную общественную организацию «Союз Азербайджанцев Омской области» с 04.08.2020.
Региональная общественная организация «Союз Азербайджанцев Омской области» активно участвует в реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Омской области, осуществляет работу по сохранению национальной культуры, языка, популяризации традиций азербайджанского народа, развивает конструктивное сотрудничество с органами власти, национально-культурными объединениями Омской области.
Организация принимает участие в общественно-политической жизни региона, в праздничных общегородских мероприятиях, посвященных Дню омича, города Омска, Дню народного единства; проектах областного фестиваля национальных культур «Единение»: народном празднике Навруз, Форуме «Россия – это мы!», посвященном Дню России, в работе круглого стола по профилактике терроризма, экстремизма, национализма и ксенофобии
в рамках постоянно действующей дискуссионной площадки «Диалог – путь к согласию».
Региональная общественная организация «Союз Азербайджанцев Омской области» входит в состав Совета директоров национально-культурных объединений Омской области, действующего на базе Омского Дома Дружбы.
АЛИЕВ АЗИЗХАН АБУЗАРОВИЧ
Председатель Омской региональной общественной организации «Азербайджанский культурный центр «Ватан – Родина».
ЕЛЧИЕВ ЗАХИР САЯД ОГЛЫ
Председатель Общественной организации региональная национально-культурная азербайджанская автономия Омской области.
МАХМУДОВ ГАБИЛ АХМЕД ОГЛЫ
Руководитель Региональной общественной организации «Союз Азербайджанцев Омской области».